Котел в гараж: делаем эффективное отопление самостоятельно

Сегодня нам предстоит подробно рассмотреть вопрос обустройства отопительной системы в гаражном помещении. Безусловно, поддерживать там нужный уровень температуры очень важно. Тогда можно эффективно работать. Некоторые гаражники даже организуют настоящие профессиональные мастерские. Конечно, для их бесперебойной деятельности, вне зависимости от погоды и времени года, понадобится установить котел в гараж.

Узнаем, какие отопительные системы бывают, какие именно виды топлива более экономично использовать, какой котел лучше установить в гараже. Выясним, что думают по этому поводу автолюбители, которые уже успели оценить плюсы и минусы разных вариантов лично.

Сравнение источников отопления между собой


Зимой температура воздуха опускается ниже нуля, поэтому неприятно находиться внутри гаражного строения без котельной. Отопительные приборы сегодня изготавливаются в широком разнообразии. Они отличаются по своей стоимости, размеру, источнику питания, что определяет во многом эксплуатационные параметры такого оборудования.
Давайте далее поговорим о том, как добавить гаражной постройке тепла.Отопление гаража котлом является прекрасным решением, если помещение используется круглый год. Но какой вариант оборудования предпочесть?

Сегодня рассмотрим следующие модели котлов, которые стоит подбирать:

  • газовый агрегат;
  • электрокотел для гаража;
  • на твердом топливе: дрова, уголь, строительный мусор и т.п. нагреватели;
  • обогреватель для гаража, потребляющий альтернативное топливо: отработанное машинное масло, палетты, биотопливо и др.

Газ дешево и эффективно

Газ является наиболее экономичным топливом, при условии близкого расположения магистральной трубы. Иначе придется использовать газовые баллоны, что не всегда удобно, дешево, практично.Установку такого оборудованию не обязательно дополнять монтажом системы водяного отопления стеновых поверхностей, пола.

Опишем основные достоинства котельного газового оборудования:

  • существенная экономия на приобретении энергоресурса;
  • доступность газа при условии близкого расположения магистрального газопровода;
  • автономия рабочих процессов, отсутствие необходимости постоянно контролировать прибор;
  • высокие показатели энергоэффективности;
  • долгий срок работы, редкие поломки;
  • возможность пользоваться баллонами со сжиженным газом или подсоединиться к магистральному газопроводу;

Недостатками газового отопительного оборудования называют следующие моменты:

  • установка газового котла осуществляться исключительно при наличии разрешения от органов надзора;
  • при монтаже оборудования потребуется выделить отдельное помещение, провести ряд действия, целью которых является повышение огнестойкости поверхностей стен, пола: это позволит исключить случаи возгорания;
  • необходимость материальных затрат, чтобы обустроить качественную вентиляционную систему.

Электрическое отопление

Электрокотел для отопления автодома целесообразно приобретать при отсутствии магистрального газа. Пользоваться им очень удобно, но внутри маленького строения монтаж обойдется довольно дорого. Если климат мягкий, лучше предпочесть электрический конвектор, тепловентилятор, дополнительно оснащенный термостатом.

Достоинства электрокотлов для отопления гаража опишем далее:

  • отсутствие шума при работе электрокотла гаражного;
  • гаража своими руками отопление обустроить при помощи электрооборудования не сложно;
  • полная автоматизация рабочих процессов: при достижении определенной температуры воздуха агрегат кратковременно отключается, а затем самостоятельно начинает функционировать в прежнем режиме;
  • высокие показатели безопасности: если агрегат перегреется, предохранители остановят работу системы;
  • самодельный электрокотел функционирует без продуктов сгорания, он экономичный: монтаж обойдется дешевле, так как нет необходимости покупать трубы дымохода;
  • оборудование отличается компактными размерами, что облегчает планировку для небольшого автодома.

Тэновый электрокотел имеет следующие недостатки:

  • Хоть расход электроэнергии довольно низок, но сама она отличается высокой стоимостью сегодня;
  • Функционирование отопительной системы полностью зависит от наличия электричества: при перебоях с электропитанием гаражное помещение может стать холодным;
  • Установка агрегата должна сопровождаться монтажом дополнительной проводки: если оборудование отличается высокой мощностью, потребуется трехфазная сеть.

Отопление твердым топливом

Топливом электрических котлов для отопления гаража могут быть твердые материалы: дрова, уголь, торф, солома, строительный мусор. Их заправляют внутрь оборудования с промежутками от 2-х до 14-ти дней, что довольно удобно.

Отапливать гараж котлом на твердом топливе нагревательным оптимально тогда, когда нет возможности подсоединиться к магистральному газопроводу, нет желания пользоваться газовыми баллонами. Также подбираются подобные модели, если монтаж электрокотла не представляется возможным по определенным причинам.

Опишем основные преимущества котлов на дровах, угле и других твердых материалах:

  • высокая экономичность;
  • широкий выбор видов топлива, его низкая стоимость;

Недостатками оборудования на твердом топливе считаются следующие моменты:

  • владелец гаража должен практически все время работы отопительной системы контролировать ее, дабы не было перебоев функционирования или полного сгорания топлива;
  • установка котла на твердом топливе должна сопровождаться обустройством качественной вентиляционной системы, дымохода.

Отработка: альтернативное топливо

Систему отопления для гаража можно питать альтернативными видами топлива. Одной из передовых технология является использование машинного масла, бывшего в употреблении. Не менее актуальны в сельской местности сегодня модели, работающие на биотопливе, паллетах, изотовленных руками фермеров.

Дадим краткую –характеристику альтернативным видам топлива для отопительной системы гаража.

Вид альтернативного топливаДостоинстваНедостатки
отработанное машинное маслоЯвляется доступным по своей стоимостиПожароопасность, при сжигании выделяет копоть
биотопливоНизкая цена, возможность изготовить самостоятельно, экологичностьНеобходимость в поисках и заготовительных работах, при сжигании выделяет неприятный запах
паллетыНизкая стоимость, жэкологичность, высокое КПДПроцесс изготовления паллет требует наличия определенного оборудования

Этапы монтажа

Для обеспечения безопасной работы котельной в гараже важно установить качественную вентиляционную систему, способную удалить из помещения все вредные газы. Для этого надо правильно оценить необходимую производительность вентилятора. Расчет его мощности можно провести по такой формуле: М = (SxHx12) + 30%, где М — мощность вытяжки; S — площадь помещения; H — высота гаража. При этом формула учитывает, что полное обновление воздушного объема должно обеспечиваться за 12 часов, а минимальный запас мощности установки оценивается в 30%.

Конструкция отопительного котла может быть одноконтурной и двухконтурной. В первом случае теплоноситель, нагреваемый в котле, предназначен только для отопления помещения, а потому циркулирует по замкнутой системе с радиаторами. В двухконтурном варианте предусматривается дополнительная сеть для получения горячей воды или отведения теплоносителя для обогрева другого помещения, дома.

Котельная в гараже при желании владельца вполне может быть смонтирована своими руками, но с использованием стандартного оборудования. При установке газового котла проект обязательно должен быть согласован с соответствующими органами. Обустройство системы должно производиться с учетом технических и противопожарных требований. После осуществления всех этих этапов можно долгие годы пользоваться установленным оборудованием и наслаждаться тем безусловным комфортом, которое оно подарит.

Наилучшие котлы отопления

Если принято решение подобрать качественный котел в гараж, стоит изучить предложение производителей, понять, какие модели популярны более остальных. Тогда можно быть уверенным в качестве модели выбранной. Как выбрать, какие критерии взять во внимание?

Критерии оптимального выбора системы отопления:

  • стоимость;
  • продуктивность;
  • безопасность;
  • особенности монтажа.

Исходя из этих критериев, опишем основные бренды электрических котлов для гаража, которые пользуются высоким спросом на отечественном рынке и стоят внимание потребителя:

  1. Baxi. Итальянский бренд, известный покупателям по всему миру, но наиболее популярен он в странах Европы. Модели Baxi отличаются удобной регулировкой, высоким КПД, могут работать в автономном режиме, способны на самодиагностику. Котлы Baxi оснащаются энергоэффективыми насосами, которые обеспечивают высокий КПД. Есть модели, которые можно устанавливать вне помещений, но стоят недешево.
  2. Vaillant. Бренд изготавливает котлы с высокими показателями производительности, надежности благодаря улучшенной конструкции горелок, применении циркуляционных насосов, создании корпуса из высококачественных стальных сплавов. Vaillant не перегреваются, не заклиниваются. Но большие размеры позволяют разместить такой кател только в крупногабаритном гараже.
  3. Protherm – производитель, изготавливающий высококачественные котлы разной мощности. Варианты небольших габаритов отличаются бесшумностью, интересным дизайном, часто устанавливают в автодомах.
  4. Также стоит отметить продукцию брендов Ferroli и Bosch, которая также заслужила признание большого числа автовладельцев.

Качественный электрокотел для отопления позволяет создать внутри автодома оптимальные условия, превратить его в комфортное для пребывания помещение даже при лютых морозах на улице.

Видео: разные варианты отопления от опытных гаражников

Стоит посмотреть дополнительно материалы на видео, чтобы оценить преимущества и недостатки разных методов, представить себе все наглядно.

В этом ролике рассматривается вариант организации отопительной системы в гараже собственными силами, с минимальными вложениями.

Про работу печки «камелек» рассказывает следующий ролик.

Особый интерес представляет печь, которая функционирует на отработанном масле. Ее вполне можно сделать собственными руками, а работает она на уже отработанном масле. Тут, конечно, есть свои нюансы. Но в целом такой метод вполне рационален и безопасен, если удастся наладить своевременную очистку отработки в специальной установке. Про обустройство и изготовление котла для отопления на отработке рассказывается в следующем сюжете на видео.

Котел в гараже станет отличным решением для организации отопительной системы. Это позволит создавать в любое время года в гараже комфортные условия, работать там с высоким КПД, проводить осмотр и ремонт автомобиля.

Достоинства и недостатки различных систем

Система обогрева гаража должна быть дешевой, и это главное требование. Владельцу гаража приходится вкладывать немалые деньги в обслуживание и ремонт автомобиля, обустройство помещения для него. Это затратно, и стоит использовать любую возможность удешевить отопление.

С другой стороны, экономия должна быть разумной: не в ущерб эффективности или безопасности системы.

Есть множество разнотипных систем и приборов, которые можно использовать для отопления гаража. Они не идеальны, имеют собственные недостатки. Каждому владельцу приходится решать, какие критерии выбора для него самые важные.

Вариант №1 – классическое водяное отопление

Для подключения отопления к гаражу не обязательно устанавливать отдельный котел, однако на общую систему ложится дополнительная нагрузка. Это нужно учитывать при покупке отопительных приборов и брать их с запасом мощности.

Расход топлива тоже увеличивается, но затраты все же ниже по сравнению с обустройством отдельной отопительной системы для гаража.

Второй вариант – обустройство отопительной системы гаража с отдельным котлом. Это хорошее решение, если постройка находится далеко от дома и теплопотери при перемещении нагретой воды по трубопроводам слишком велики.

При обустройстве водяной системы с отдельным котлом стоит использовать антифриз в качестве теплоносителя, чтобы предотвратить возможное размораживание.

Теплоноситель нагревается в котле и по трубопроводу поступает к радиаторам. Остывая, он вновь возвращается к нагревателю. Система может быть одно- или двухтрубной. От этого зависит, будут ли радиаторы подключены к котлу параллельно или последовательно.

Первый тип подключения гарантирует одинаковый прогрев всех радиаторов, однако для него требуется два трубопровода.

Для гаража лучше всего подойдет однотрубная система. Такая схема позволяет обустроить отопление с минимальными затратами на материалы, к тому же упрощается монтаж. Если радиаторов несколько, их подключают последовательно.

Стоит учесть: в каждом последующем приборе снижается температура теплоносителя.

Просторные гаражи, коммерческие автомастерские, СТО оборудуют полноценной двухконтурной системой отопления. Приходится тратиться на большее количество материалов и сложный монтаж, зато обогрев помещения будет равномерным и эффективным.

Вариант №2 – обогрев с помощью газа

Газовое отопление – самое дешевое, однако для подключения к магистрали придется оформлять разрешение соответствующих служб. Во многих случаях владельцы гаражей стараются избежать долгой процедуры согласования.

Еще нюанс: за самовольное подключение к магистральному трубопроводу или проведение пусконаладочных работ можно заплатить серьезный штраф.

Поэтому желательно все делать по правилам или использовать баллонные газовые смеси.

Если подключиться к магистрали, можно обеспечить дешевое и высокоэффективное отопление. Если же приходится пользоваться сжиженным газом, то стоит выбрать прибор, экономично расходующий топливо. Это может быть газовая тепловая пушка, инфракрасный обогреватель или конвектор.

Вариант №3 – электрическое отопление

Электрические приборы считаются самыми безопасными. Они удобны в эксплуатации, компактны, эффективны и способны моментально прогревать помещения. Любой покупатель найдет модель нужной мощности и с необходимыми техническими параметрами.

Единственный недостаток электричества – высокая стоимость, и это разом перечеркивает все достоинства. Такие электроприборы стоит выбирать только для помещений, где владелец проводит немного времени. Для постоянного отопления гаража электрообогреватели невыгодны.

Рациональное решение – покупка мобильного инфракрасного обогревателя, конвектора, тепловентилятора или теплопушки. Их легко переносить, переставлять с места на место. Самые мощные и практичные приборы – тепловые пушки.

Неудачный вариант – масляный обогреватель. Прибор имеет свои преимущества, однако больше подходит для длительного отопления. К тому же он расходует много энергоресурсов, медленно прогревает воздух.

Впрочем, бывают исключения. Так, самодельный обогреватель, собранный из старого чугунного радиатора и ТЭНа, обойдется буквально в копейки. Мощность нагревательного элемента выбирает сам хозяин, а в качестве теплоносителя можно использовать отработанное масло.

Если добавить металлические ножки и прикрепить к самодельному обогревателю сушилку, получится удобное многофункциональное устройство. Как его сделать, рассказано в мастер-классе, который можно найти в нашей подборке видеоматериалов.

Вариант №4 – твердотопливные приборы

Котлы, печи на твердом топливе очень выгодны благодаря дешевизне угля и дров. К минусам стоит отнести необходимость строительства дымохода, что ведет к некоторому удорожанию системы.

Эти расходы окупаются за счет длительного срока эксплуатации, эффективности печек, низкой стоимости топлива (можно использовать отходы: опилки, обрезки древесины, любые горючие материалы).

Твердотопливная печь дешева, не требует подключения к централизованным коммуникационным сетям, получения разрешения на установку. Однако стоит упомянуть и недостатки: повышенную пожароопасность, необходимость постоянного контроля за горением, запах дыма в помещении, выброс вредных веществ в воздух.

Вариант №5 – жидкотопливные печи и котлы

Популярны отопительные приборы, работающие на солярке, дизтопливе, отработке. Их необязательно покупать в магазине. Вполне можно собрать своими руками жидкотопливный котел, печь для гаража и даже тепловую пушку. Корпуса таких приборов изготавливают из газовых баллонов, старых бочек, листов жаропрочной стали.

Самодельные печки не так экономичны, как модели промышленного производства, но тоже позволяют хорошо сэкономить на отоплении. Расход топлива кустарной чудо-печи или тепловой пушки сделанной своими руками составляет примерно 0.5-0.7 л/час в зависимости от мощности.

Чем лучше топить или выбор энергоносителя

В 99% случаев к гаражным постройкам не подведены централизованные тепловые сети либо магистральный газ, поэтому владельцам приходится выбирать автономные способы обогрева. Для отопления гаража можно использовать 4 группы энергоносителей:

  • различные виды твердого топлива – дрова, уголь, брикеты, сельскохозяйственные и другие горючие отходы;
  • солярка, отработанное масло;
  • электроэнергия;
  • сжиженный газ в баллонах.

Совет. Когда станете подбирать вариант обогрева гаража в зимнее время, учтите важную закономерность: чем дороже энергоноситель, тем проще и дешевле организовать отопление, удобное в эксплуатации. И наоборот, дешевое либо бесплатное топливо в виде отходов и мусора принесет немало хлопот – трудозатрат и первичных финансовых вложений.

Сжигание твердого топлива

Древесина и различные отходы – самое дешевое горючее для отопления, а в некоторых случаях оно достается и вовсе бесплатно. В южных регионах, не богатых лесами, широко применяется другой вид топлива – мелкие агропромышленные отходы.

Для справки. Сельскохозяйственный мусор состоит из мелких частиц, отсеянных от зерновых культур на току. Это кусочки стеблей, измельченные комбайном сорняки, солома и прочие отходы. Цена энергоносителя очень привлекательна и стартует от 20 у. е. за 1 тонну.


После очистки зерновых остаются отходы, используемые для отопления
Рекомендуем: Как равномерно обогреть помещение с помощью теплообменника

Если вы решили в зимнее время отапливать гараж твердым топливом, приготовьтесь решать такие вопросы:

  • покупка либо изготовление печи (в идеале – котла);
  • монтаж дымохода;
  • хранение запаса дров, угля или отходов;
  • трудозатраты на заготовку, топку и прочистку от сажи.


    Складировать в гараже дрова — не слишком удобное решение

Выигрыш – в деньгах и отличном обогреве помещения любых размеров, проигрышные моменты перечислены выше. Прибавьте сюда время на растопку и прогрев (0.5—1 час). Отсюда вывод: дешевый обогрев твердым топливом подойдет хозяевам гаражей и боксов, пребывающих там ежедневно 4—6 часов и более.

Буржуйка для отопления гаража

Буржуйки – самые примитивные печки, которые начали активно использоваться в начале прошлого столетия. Потом их популярность резко снизилась в связи с распространением централизованного отопления. Однако буржуйки все еще используются, ведь это практически самый дешевый способ отопления гаража.

Печь буржуйка выполняется из металла. Большую часть занимает камера, куда забрасывается топливо. Помещение прогревается за счет контакта стенок печки с окружающим воздухом. Далеко не самую последнюю роль играет труба, которая также аккумулирует тепло. Чтобы разогретые продукты сгорания сразу же не вылетали на улицу, используется труба четко определенного диаметра, за счет чего теплые газы делают несколько оборотов в вертикальной плоскости. Это позволяет по максимуму использовать теплоту сгорания топлива (КПД достигает 60-80%) и эффективно засасывать воздух, необходимый для того, чтобы топливо сгорало полностью. Диаметр трубы в мм должен быть в 2,7 раза больше, чем объем печки в л.

Важно, чтобы дымоход имел сложную форму: сначала идет вертикальная утепленная часть, затем горизонтальная или наклонная, т.н. боров, который и обеспечивает до четверти получаемого тепла, ведь тут догорают дымовые газы. Буржуйки продаются готовыми: есть как самые простые и примитивные варианты, так и замороченные дизайнерские. При наличии навыков буржуйку можно собрать самостоятельно из бочки или листового металла.

Преимущества:

  • буржуйку можно топить любым твердым топливом, но обычно используют дрова;
  • невысокая цена и дешевизна в плане эксплуатации;
  • относительно высокий КПД;
  • позволяет быстро прогреть помещение и просушить в нем воздух;
  • есть модели, которые можно использовать и в качестве плиты. Пригодятся тем, кто проводит в гараже даже слишком много времени.

Минусы:

  • необходимость постоянного контроля над работой;
  • высокая пожарная опасность;
  • подходит только для небольших помещений;
  • воздух быстро остывает;
  • от специфического запаха будет не избавиться;
  • необходимость регулярной чистки дымохода.

Твердотопливный котел

Это более дорогое, но, в то же время, более безопасное и эффективное решение. Принцип работы прост: в топке сжигается топливо, прогревается емкость с теплоносителем, который поставляется по трубам и радиаторам. Топливо приходится подбрасывать регулярно (примерно каждые 5 часов), поэтому сегодня все чаще используют усовершенствованные виды котлов:

  • пиролизный котел располагает двумя камерами сгорания, в первой дрова тлеют при высокой температуре за счет того, что количество воздуха недостаточное. Продукт сгорания – пиролизный газ, который сжигается во второй камере, выделяя гораздо больше теплоты, чем просто древесина. КПД котла повышается до 90%, а одной порции дров хватает на 10-13 часов;
  • пеллетные котлы топятся на гранулах, получаемых из древесных отходов. Они помещаются в бункер, откуда дозами подаются в топку. КПД котла достигает 95%, загружать топливо можно раз в несколько суток.

Корпус твердотопливных котлов делают из чугуна или стали. Пиролизные и пеллетные котлы, конечно же, очень удобные, но стоят они дорого. Если средства позволяют, подобное приобретение можно себе позволить – в скором времени оно окупится

.

Кирпичная печь

Сооружать в гараже кирпичную печь – занятие долгое, дорогое и кропотливое. Топливом для такой печи служат, как правило, дрова, но может быть использован и уголь. Принцип получения тепла все тот же. Топливо сгорает, прогревает стенки печки, а те нагревают воздух. Хороший вариант для небольших помещений. Кирпич прогревается дольше, чем металл, но и остывает медленнее.

Печь Булерьян

Часто печь Булерьян путают с буржуйкой и обычной дровяной печью. Она, действительно, вобрала в себя немного от того и другого. В основе принципа работы – конвекция. Конструкция предполагает наличие труб у основания печи и в верхней части. Холодный воздух поступает через нижнюю часть печи, получает тепло от камеры, где сжигается топливо, и выходит уже нагретым через верхнюю часть. Трубы на 2/3 впаяны в корпус печи, чтобы теплоотдача была максимальной. Особая конструкция топки и дымохода позволяет брать максимум теплоты от сгорания топлива. Весомую роль тут играет наличие камеры для пиролизного догорания топлива. Продукты горения удаляются через дымоход.

Преимущества:

  • быстрый прогрев помещения за счет конвекции и отдачи тепла от поверхности печи;
  • компактность;
  • нет необходимости часто подкладывать дрова;
  • более высокая безопасность в сравнении с буржуйкой.

Минусы:

  • стоимость;
  • сложность обустройства дымохода;
  • необходимость частой очистки от сажи.

Использование отработки и солярки

Обогревать бокс или гараж дизельным топливом, купленным на заправочной станции, дорого и крайне невыгодно. Исключительный вариант – отопление небольшого участка помещения, где производятся работы, с помощью переносного обогревателя, чьи характеристики описаны в отдельном материале.

Масляная отработка – более экономичный в финансовом плане энергоноситель, хотя и не самый дешевый. Данный вариант можно рассматривать всерьез, когда отработанные масла удается получать по сниженной цене. Какие здесь особенности и подводные камни:

  1. Для сжигания жидкого топлива применяются самодельные буржуйки на отработке различных типов. Самая безопасная – печь – капельница, которую можно заказать мастерам либо сделать своими руками.
  2. Необходимо устройство дымохода.


    Котел на отработке капельного типа с принудительной подачей воздуха

  3. Емкости с маслом занимают меньше места, нежели дрова. Обычно их размещают в подвале.
  4. Отработку нужно отстаивать и процеживать.
  5. Неизбежные спутники жидкотопливного обогрева – запах и грязь, хотя для гаража это некритично.
  6. Самодельные печи на отработанном масле считаются пожароопасными.

Примечание. В силу дешевизны и простоты особую популярность приобрели масляные чудо-печки, показанные на фото. Они имеют свойство стрелять пламенем, когда в горючем содержится малая толика воды либо антифриза, отчего возникает пожар.

Плюсы применения отработки – высокая теплоотдача, быстрый розжиг и прогрев гаражного бокса, удобство в эксплуатации (масло долить проще, чем рубить и таскать дрова). Вывод следующий: если горючее достается недорого, либо вы проводите в гараже немного времени, то жидкое топливо – подходящий вариант. Начальные вложения сопоставимы с дровяным отоплением.

При использовании солярки стоит рассмотреть вариант дизельного воздушного отопителя заводского изготовления типа «Планар», показанного на фото. При расходе горючего 250 мл за 1 час агрегат развивает теплоотдачу до 2 кВт. Есть обогреватели и помощнее – на 3 и 4 кВт с потреблением дизеля 0.37 и 0.5 л/ч соответственно. Цена – в пределах 330 у. е.


Автономные воздушные отопители на солярке, предназначенные для автомобилей

Обогрев электричеством

Отопление с помощью электроэнергии – самый комфортный и дешевый вариант с точки зрения первоначальных вложений. Зато в процессе эксплуатации придется платить по полному тарифу – двухзонный счетчик ставить бессмысленно, вы же не собираетесь работать в гараже по ночам.

Перечислим все плюсы электрообогрева:

  1. Электричеством отапливаться удобно и безопасно. Пыль, грязь и запахи отсутствуют, не нужно таскать дрова и бочки с горючим.
  2. В продаже есть широкий выбор разнообразных электрических обогревателей воздушного типа: конвекторы, масляные радиаторы, инфракрасные панели и тепловые пушки.
  3. Можно сделать систему водяного отопления с электрокотлом (если позволяет лимит мощности).
  4. Обогрев гаража начинается сразу после включения отопителя, комфортная для работы температура достигается буквально за полчаса (опять же, когда хватает мощности).


    Недорогой портативный тепловентилятор способен нагреть только часть помещения, где ведутся работы

Минусов всего два, но – критических: цена электроэнергии и ограничение лимита потребляемой мощности, не позволяющего установить эффективный источник тепла. Например, если в договоре с управляющей компанией указана цифра 3 кВт, то ставится конвектор всего на 2 кВт, не способный нормально нагреть гараж в зимнее время.

Для справки. Иногда автолюбители применяют в боксах самодельные «козлы» и тепловентиляторы, невзирая на ограничение. Почему так делать нельзя: возникает опасность возгорания проводки, падает напряжение у соседей, а в случае проверки сотрудниками электросетей вас ожидает крупный штраф либо отключение.

Электроотопление – вариант для кратковременного пребывания в гараже. Пришли – включили отопитель – сделали за 1—2 часа намеченную работу – отключили обогрев и ушли. Если же вы превратили помещение в мастерскую, где проводите рабочее время, то придется платить значительные суммы за расход электроэнергии.


Стандартный настенный конвектор нагревает воздух в комнате значительно медленнее тепловентилятора

Газовое отопление

Данный способ обогрева помещения под хранение автомобиля приемлем для жителей Российской Федерации, где розничная цена сжиженного газа достаточно низкая. Украинцам топить гаражи пропаном выйдет слишком дорого.

Автономное отопление от газовых баллонов столь же безопасно и комфортно, как электрическое. Причем в РФ стоимость энергоносителя ниже. Но здесь кроется ряд подводных камней:

  • нужно где-то разместить пропановый баллон, чтобы не мешал работать;
  • вам придется периодически возить резервуар на заправку;


    В процессе работы резервуар обмерзает, отчего подача газа ухудшается

  • для сжигания пропана необходимо оборудование заводского изготовления, самостоятельно делать газовые горелки категорически не рекомендуется;
  • потребуется дымоотводная труба на улицу.

Если сложить финансовые затраты, проблемы организации подобного отопления и дозаправку баллонов, то негативные моменты перекроют часть позитива от удобств эксплуатации.

Watch this video on YouTube

Сравнение стоимости 1 кВт теплоты, получаемой от различных энергоносителей в условиях России и Украины, опубликовано на этой странице.

Какой вид обогрева выгоднее всего?

Все зависит от конкретных условий эксплуатации и предпочтений владельца гаража. Самая дешевая система – однотрубная водяная, работающая от газового котла.

Придется вложить немалые средства в ее обустройство, зато она настолько экономична, что затраты окупятся за 1-2 отопительных сезона. Однако это решение подходит далеко не всем.

Экономно отапливать гараж можно с помощью газовых баллонов или твердого топлива. Эти варианты не подходят, если нет возможности контролировать работу приборов, зато для обогрева в течение того времени, пока в гараже находится владелец, они хороши.

Универсальность твердотопливного котла

Твердотопливные котлы и системы на их базе привлекают в первую очередь своей автономностью. Они позволяют обеспечить бесперебойное отопление, которое не будет зависеть от электросети, газовой магистрали. В самую простую печку можно загружать дрова и опилки, угли. Такое топливо не требует существенных затрат.

При этом печку по типу «буржуйки» практически каждый автолюбитель, при желании, сумеет быстро и без затруднений изготовить своими руками. Материалов тоже требуется немного. Не обязательно располагать большим бюджетом, чтобы изготовить печку с дымоходом, организовать вытяжную систему.

Помните, что техника пожарной безопасности неизменно будет занимать главное место. В гаражном помещении это особенно важно. Кроме того, печки и дымоходы, твердотопливные котлы надо регулярно прочищать.

Как снизить теплопотери и не разориться?

Ни одна отопительная система не будет выгодной и эффективной, если не позаботиться о снижении теплопотерь. Обогреватели будут впустую расходовать огромное количество энергоресурсов. Это дорого и непрактично, поэтому придется утеплить ворота, стены, пол и кровлю.

Можно использовать керамзит, полистиролбетон, фольгированные утеплители, но самый дешевый и универсальный вариант – пенопласт. Он подходит для утепления всех элементов конструкции.

Его также можно использовать и для теплоизоляции пола при условии, что будет сделана плавающая стяжка: пенопласт плохо переносит механические воздействия, поэтому его заливают цементом.

Пенопластом обшивают потолок, стены и ворота гаража. Возможны два варианта – внешняя или наружная отделка стен. Оба одинаково эффективны и позволяют добиться отличной теплоизоляции постройки. Выбирать следует, исходя из соображений удобства самого владельца гаража.

Пошаговая инструкция по изготовлению печи

Шаг 1. В нашем примере используется простая 250-литровая бочка с толстыми стенками – идеальный вариант для изготовления печи. Отрежьте верхнюю часть бочки, но не выбрасывайте.


Верхняя часть бочки отрезана

Шаг 2. Сделайте из верхней части своего рода крышку – «блин» для подачи кислорода. Подгоните ее по размерам бочки – в итоге при установке между ней и стенками должно оставаться по 2 мм по всей окружности. Заварите горловину крышки. В ее центре проделайте отверстие для установки трубы, посредством которой будет подаваться воздух. Также приварите 4 швеллера, как на фото ниже.


«Блин» для подачи воздуха


Еще одно фото элемента

Шаг 3. Немного отступив от верхнего края, вырежьте в стенке бочки еще одно отверстие – для монтажа дымохода. В нашем примере дымоходом послужит труба диаметром 140 мм.


Отверстие для установки дымохода

Шаг 4. Приступайте к изготовлению крышки. Сделайте ее из листового металла толщиной 4 мм, а снизу приварите герметизирующее кольцо, соответствующее диаметру бочки. По центру крышки сделайте отверстие для трубы, которая была приварена к «блину».


Крышка для печи


В середине крышки – отверстие для воздуховода от «блина»

Шаг 5. На дне бочки сделайте простые ножки, чтобы конструкция была устойчивой. Ножки должны быть металлическими, равно как и все другие элементы.


Изготовление ножек для печи


Ножки должны быть металлическими

Шаг 6. Установите печь в нужном месте и приступайте к созданию дымохода. В нашем примере он сборного типа. В первую очередь, изготовьте хомут, посредством которого дымоход будет крепиться к корпусу.


Хомут, который позволит прикрепить дымоход к печи

Шаг 7. Сделайте направляющие в дымоходе, благодаря которым он с легкостью будет зафиксирован на корпусе.


Направляющие в дымоходе

Шаг 8. Состыкуйте бочку с трубой, в обязательном порядке проложив асбестовой тканью все стыки. Поверх ткани наденьте хомут, затяните его.


Асбестовая ткань


Затягивание хомута поверх ткани


Готовый стык между трубой и бочкой

Шаг 9. Все, конструкция собрана, можно проверить ее работоспособность. Загрузите внутрь опилки или дрова.


Печь загружена топливом

Шаг 10. Полейте топливо отработанным маслом, затем установите крышку. Что касается «блина», то его пока не используйте. После того как топливо разгорится, снимите крышку и поставьте «блин». Для полноценного прогрева подобной конструкции требуется примерно 10 минут, в дальнейшем дрова будут гореть еще долго. Хотя то, сколько именно будет длиться горение, во многом зависит от качества топлива.


Фото готовой печи для гаража

Калькулятор расчета расхода твердого топлива для печи

Перейти к расчётам

Видео – Изготовление печи-бубафони

Видео – Самодельная буржуйка для гаража

Если есть желание, можете доработать описанную выше конструкцию, хотя она и без того будет отлично справляться со своими функциями. К примеру, для повышения КПД можно увеличить поверхность и тем самым улучшить теплообмен. С этой целью по бокам корпуса приварите металлические пластины.

Помимо того, можете изготовить колосник с зольником: вырежьте из листа металла круг по внутреннему диаметру корпуса, просверлите отверстия диаметром 60-80 см и установите снизу. После этого зола через отверстия будет ссыпаться вниз – туда, где оборудован зольник. Считается, что топливо из-за этого будет быстрее гореть, помните об этом моменте и позаботьтесь, чтобы зольник был максимально герметизирован.

Выводы и полезное видео по теме

Предлагаем подборку видеоматериалов, которые помогут лучше разобраться в вопросах отопления и утепления гаража.

Инструкция по сборке суперэкономичной водяной системы отопления:

Мини-обзор экономичной газовой печки, расходующей 0.5 л газа в час:

Советы по самостоятельной сборке масляного обогревателя из б/у чугунного радиатора:

Видеоинструкция по рациональной организации отопления в гараже:

Рекомендации по снижению теплопотерь в гараже:

Вопрос отопления гаража решить несложно. Достаточно разобраться с основными преимуществами каждой отопительной системы и с возможными ограничениями в ее использовании. Выбирать следует, ориентируясь на собственные потребности.

Главное, не забывать о правилах пожарной безопасности. Никакая экономия не стоит того, чтобы подвергать риску автомобиль и собственное здоровье.

Возможно у вас есть личный опыт в обустройстве отопления для гаража? Поделитесь, пожалуйста, собственным мнением с нашими читателями, расскажите какую систему отопления предпочитаете вы и почему. Оставляйте свои комментарии, задавайте вопросы в расположенном ниже блоке.

Большинство автолюбителей используют гараж не только по прямому назначению, но и в качестве помещения, где можно отдохнуть от домашних дел, заняться хобби или какими-то хозяйственными делами. Чтобы пребывание в гараже оставалось комфортным и в зимнее время, помещение необходимо как-то отапливать.

Чтобы отопление было экономичным, необходимо знать особенности существующих способов обогрева, так как выбрать из них оптимальный для себя можно только с учётом конкретной ситуации и ряда факторов: габаритов помещения, его удаленности от жилья, доступности потребляемого топлива, бюджета на обеспечение гаража теплом и т.д.

Западноевропейский опыт

Если вы наберете в поиске фразу «garage heating» и просмотрите картинки на англоязычных сайтах, то никаких дровяных и масляных печек в западноевропейских гаражах не обнаружите. Чем греются тамошние автомобилисты:

  • электрическими переносными отопителями;
  • инфракрасными подвесными обогревателями;
  • агрегатами воздушного отопления (калориферами).


    Подвесной агрегат воздушного отопления не занимает полезную площадь в гараже

Первые 2 варианта мы уже рассматривали выше. Третий способ – это тоже далеко не новинка: нагретая в котле вода проходит через радиатор, обдуваемый мощным осевым вентилятором. В идеале агрегат подвешивается к потолку и распространяет горячий воздух по всему помещению.

Плюсы данного варианта – компактность, скорость прогрева и возможность кондиционирования в летний период (в радиатор направляется охлажденная вода вместо нагретой).


Калорифер, изготовленный из автомобильного радиатора

Минус один – повышенные затраты на оборудование, ведь теплоноситель нужно греть в котле и подавать по трубам к калориферу. Но если гараж пристроен к частному дому, то проблема легко решается путем подключения радиатора к водяной системе отопления здания.

Справка. Многие гаражные умельцы уже пользуются подобным обогревом, устанавливая самодельный аналог калорифера, сделанный из автомобильного радиатора и любого подходящего вентилятора. Как это реализовано, смотрите на видео:

Watch this video on YouTube

Конвектор


Модели электроконвекторов для использования в гаражах и других помещениях технического назначения

Надежный и эффективный прибор, принцип работы которого основан на конвекции воздуха, инициируемой нагревательными элементами — холодный воздух поступает в прибор снизу и, нагреваясь при контакте с ТЭНом, теплым поднимается кверху.

Конвекторы выпускаются в напольном, настенном или универсальном исполнении — на опорных ножках, с кронштейнами для крепежа к стене либо оснащёнными обоими варианта крепежа. Последняя разновидность особенно удобна, так как позволяет компактно разместить отопитель на стене с возможностью быстрого демонтажа и установки рядом с автомобилем — по месту выполнения ремонта.

Достоинства электрического конвектора:

  • быстрый нагрев до рабочего состояния;
  • обогрев в автоматическом режиме – вручную устанавливается определенное значение температуры, по достижении которой устройство отключается и возобновляет обогрев помещения только при охлаждении воздушной среды на величину в 1 градус;
  • безопасность эксплуатации и простота текущего ухода;
  • долговечность;
  • возможность применения в помещениях с высокой влажностью и загрязненностью, так как действующие элементы прибора закрыты защитным корпусом.
  • более высокая по сравнению с некоторыми другими видами электрообогревателей (кварцевые) стоимость;
  • достижение эффекта от работы конвектора в гараже наступает по истечении минимум получаса времени;
  • повышенное потребление электроэнергии.

Как сделать все идеально

Для того чтобы гаражная котельная не вызвала нареканий у контролирующих органов, при ее монтаже должны учитываться следующие основные принципы:

  1. Помещение должно оборудоваться эффективной и надежной вентиляцией принудительного типа. Выведение продуктов горения должно осуществляться через воздуховодную трубу, выход которой размещается на крыше (на нормируемой высоте).
  2. Должны строго выполняться все правила пожарной безопасности. При этом количество котлов в помещении не должно превышать 4 шт. с суммарной мощностью до 190-210 кВт.
  3. Котел должен отстоять от гаражной стены на расстояние не менее 100 см.
  4. Минимальный размер гаража, в котором допускается монтаж котлов, составляет 6,5 кв.м при высоте не менее 2 м.
  5. На полу под котлом должно быть сооружено термостойкое прочное основание (фундамент). Вокруг котла не допускается размещение горючих материалов.
  6. Подключение коммуникаций должно производиться профессионально, с учетом всех норм.

Повышенные требования предъявляются при использовании газа. Когда в гараже устанавливается газовый котел, необходимо согласование уже на стадии проектирования. Должно быть получено разрешение на отведение газовой магистрали и установлены нормы по потреблению газа. Монтаж газовых котлов должен осуществляться в строгом соответствии с нормативными документами: СНиП 31-02-2001, ДБН В.2.5-20-2001, СНиП II-35-76, СНиП 42-01-2002 и СП 41-104-2000.

Тепловентилятор

Принцип работы: посредством электричества нагревается теплообменник (ТЭНы либо спираль), воздух из помещения вентилятором нагнетается в обогреватель, пропускается между нагревательными элементами и уже горячим снова возвращается в гараж.

  • экологичность — отсутствие каких бы то ни было выделений в окружающее пространство при работе;
  • удобство регулировки интенсивности обогрева – имеются переключатели режимов обогрева (отключение части ТЭНов) и скорости вращения вентиляторов;
  • небольшие габариты и мобильность – может устанавливаться в любом месте гаража;
  • возможность фокусированного обогрева зон или предметов;
  • быстрый прогрев помещения;
  • оснащённость устройствами автоматического отключения при перегреве или опрокидывании;
  • возможность дополнительной самостоятельной комплектации электромеханическим терморегулятором для автоматического поддержания заданной температуры в помещении;
  • невысокая стоимость электроприборов малой и средней мощности;
  • простота эксплуатации и содержания в рабочем состоянии.

Как и всякий агрегат, тепловентилятор имеет и недостатки, которые в обязательно порядке следует учитывать:

  • сопутствующее обогреву снижение влажности воздуха в помещении;
  • наличие фактора скопления пыли на ТЭНах, чреватого возгоранием или, как минимум, неприятным запахом в гараже;
  • обусловленная работой вентилятора шумность;
  • повышенное потребление электроэнергии.

Несмотря на перечисленные недостатки, использование тепловентилятора является наиболее востребованным отоплением для гаража.

Организовываем котельную в гараже

Далее предлагаем узнать, как осуществляется организация котельной в гараже.

Планировка размещения

Газовый котел лучше устанавливать в отдельной постройке, площадь которой составляет не меньше четырех квадратных метров. Есть требование и к потолкам – они должны быть более двух метров. Что касается ширины двери, ее размер должен составлять 80 сантиметров и выше. Помимо этого, комната должна вентилироваться и иметь окно, которое бы обеспечивало в помещении естественное освещение днем.

Котельную рекомендуется делать в относительном отдалении от жилого дома по нескольким причинам. Во-первых, чтобы шум от работы не мешал домочадцам. Во-вторых, котельная относится к пожароопасным объектам.

Подготовительные работы

Прежде всего, стены в гараже нужно отделать с помощью жаропрочного материала. При необходимости монтажа дымохода трубу выводят выше уровня крыши гаража, приблизительно на один метр. Кроме того, стоит учитывать, какое число изгибов присутствует на трубе. Так, чем меньше эта цифра, тем лучше, так как в ином случае вещества, которые выделяются в момент горения, станут оседать на секциях. Как правило, чтобы обустроить дымоход, берется труба с диаметром от 130 миллиметров.

Место крыши, где происходит соединение с дымоходом, нужно защитить с помощью огнеупорного материала. Берут что-то наподобие оцинкованной стали.

Обустройство вентиляции

Чтобы обеспечить безопасную эксплуатацию котельной в гараже на собственном участке, потребуется позаботиться о наличии добротной вентиляционной системы, которая бы справлялась с удалением из помещения вредных газов.

Расчет мощности вентилятора проводится по следующей формуле:

  • М – мощность вентилятора;
  • S – площадь постройки;
  • H – высота постройки.

Данная формула включает в себя тот момент, что обновление воздуха в комнате осуществляется, в среднем, за 12 часов, причем минимальный запас мощности оборудования оценивают в 30 %.

Монтаж отопительного котла в гараже

В гараж чаще приобретают котлы настенного или напольного типа. Устанавливается оборудование на подставку из кирпича (бетона).

Котел закрепляют по уровню горизонтали и вертикали. Стены и прочие предметы в комнате должны находиться на удалении 30-50 сантиметров от устройства.

Подключение прибора к газу и воде

После того, как монтажные работы закончатся, котел подключают к газо- и водопроводу. Воду подводят к оборудованию, стоящему на полу сверху или сбоку. В варианте с настенным котлом коммуникации подводят к поперечной стороне.

Также остальные составляющие устройства подлежат установке. В той ситуации, если для помещения нет необходимости в приобретении электрического насоса, трубы кладут с наклоном в пять миллиметров (на один метр длины). Иначе возникнут трудности с циркуляцией в отоплении.

Запуск системы и тестирование

После окончания манипуляций по подключению устройства к системе водопровода котел запускают с целью проведения проверки на герметичность соединений. В том случае, если пробный запуск завершился положительно, котел подключают к газопроводу.

Тепловая пушка

Компактный и удобный в работе прибор, обеспечивающий быстрый и эффективный прогрев гаража. От тепловентилятора отличается в разы более высокой мощностью ТЭНов. В основе аппарата — электрические нагреватели и вентилятор высокой продуктивности, обеспечивающий интенсивный обдув ТЭНов воздухом, обуславливающий быстрое распространение тепла в помещении.

Подключение тепловых пушек повышенной мощности требуется трёхфазная электросеть напряжением 380 В, менее мощные агрегаты рассчитаны на 220 В.

В гаражах малой площади применение тепловых пушек создаёт запылённость воздуха, поэтому эффективно использовать их там можно только при условии постоянного соблюдения чистоты в помещении, в том числе, путём качественной отделки ограждающих конструкций.

Сущность проблемы

По своей сути, любой гараж представляет собой подсобное помещение (как правило, отдельно стоящее) складского типа, но в котором находится автомашина и вещества, относящиеся к легковоспламеняющейся категории. Эти обстоятельства вызывают появление повышенных требований к пожарной безопасности. Естественно, что возникает вопрос, а можно ли вообще разместить котельную в гараже?

Решая данный вопрос, следует разобраться в том, что такое котельная и для чего она устанавливается. Возможна постановка нескольких задач. Чаще всего под понятием гаражная котельная подразумевается котел для обогрева только самого помещения, но иногда котельная в гараже выполняет функции источника теплоносителя для отопления частного дома. Если в первом случае используется небольшой стандартный котел различного типа, то во втором нужны достаточно большие площади и специальное разрешение.

В любом случае, гараж с котельной не запрещается нормативными документами. В то же время он должен соответствовать всем техническим и противопожарным требованиям. Необходимость составления проекта и согласование его с соответствующими организациями зависит от типа и мощности оборудования, вида потребляемого топлива и подключения к централизованным магистралям.

Инфракрасный обогреватель

Работа прибора основана на испускании инфракрасных лучей, которые, достигая поверхности предметов на пути распространения, нагревают их, а те, в свою очередь, отдают тепло помещению. Такие устройства иногда называют обогревателями UFO, но УФО — распространённая в обиходе одноимённая аббревиатура кириллицей не имеет отношения к ультрафиолетовому облучению.

UFO-обогреватели выпускаются различных габаритов и мощности, могут быть на ножке либо рассчитаны на крепление к вертикальному или горизонтальному основанию (стена, потолок). При условии влагозащищённого исполнения корпуса или размещения под навесом инфракрасные обогреватели можно использовать и перед гаражом на улице.

  • экономичное потребление электричества;
  • простота эксплуатации и установки;
  • надежность, безопасность и экологичность.

Недостатком инфракрасных обогревателей при использовании в ограниченном пространстве гаража является воздействие ИК-лучей на малую площадь, что обуславливает меньшую отдачу тепла предметами в воздух. Но при фокусировании излучения в направлении актуальной зоны эти отопители достаточно эффективны.

Лучшие марки гаражных электрических котлов

Энергосберегающие электрокотлы для теплоснабжения автогаража, производятся российскими и западными фирмами-производителями.

Для того, чтобы ограничить границы поиска, установки систематизируют по категориям, исходя от применяемого принципа функционирования:

  1. ТЭНовые электрокотлы: Элвин ЭВП-6 ЭУ, ЭВП-9 Теплотехн, Э.В.П.М ООО «Ресурс-ЭлектроТерм», Э.В.А.Н ЭПО 2,5 кВт, «Stanless» Э.В.П-6М, Новэл-Эвос 2/4/6-220.
  2. Котлоагрегаты индукционного типа: S.A.V-PROF 2.5, Spec-S.A.V-20.0.
  3. Модификации электродного типа Галан: Очаг 3(N), Вулкан (25 кВт).

Для нагрева гаражных мастерских, наилучшим соотношением стоимости и производственного качества, обладает электроотопительный аппарат отечественного производства.

ТЭНовое устройство российской комплектации, возможно, купить в пределах 10000-14000 руб. Замена электронагревательного элемента, которая понадобится примерно через 5 лет использования, обойдется всего-навсего до 2000 руб.

Водяное отопление большого капитального гаража

Наиболее привычной для потребителей является водяная система отопления, использование которой в просторных гаражах оправдано многими факторами, в том числе также возможностью монтажа своими руками. Если расходы на приобретение отопительного котла, радиаторов и остальных комплектующих владельца гаража не смущают, то водяное отопление — оптимальный способ обогрева капитального гаража больших габаритов.

Эксплуатация водяной системы отопления гараж требует соблюдения следующих правил:

  • обустроить ограждающие конструкции, в том числе ворота, утеплением — это даст до 40% экономии энергоносителя;
  • в качестве теплоносителя использовать незамерзающую жидкость — это избавит от необходимости сливать воду на время длительного отсутствия владельца;
  • во избежание повреждения использовать радиаторы отопления промышленного применения, антивандального исполнения.

Если удаленность гаража не более 20 м от дома, можно подключить его к системе отопления жилья (в случае автономного обогрева — при достаточной мощности обогревательного котла). Но отопление гаража большой площади потребует значительного дополнительного расхода теплоносителя, то есть установки общего высокомощного котла, эксплуатация которого в летнее время будет экономически не оправданной. Поэтому в просторном гараже целесообразнее устроить автономную систему отопления и установить индивидуальный котел. После принятия такого решения необходимо определиться с оптимальным для конкретных условий топливом, под которое и будет приобретаться отопительный котёл.

По стоимости энергоносителя (природного газа) это самый экономный способ отопления гаража, но он сопровождается скрытыми расходами:

  • оформление проектной и разрешительной документации;
  • оплата работы лицензированных специалистов по монтажу газового оборудования;
  • расходы на вентиляцию и отвод продуктов сгорания;
  • затраты на регламентные работы по котлу;
  • возможно, необходимое сооружение и последующее обслуживание дымохода.

Как вариант, для обогрева гаража можно использовать инфракрасные газовые обогреватели, обогревательные панели, конвекторы, потребляющие сжиженный пропан и бутан в баллонах — это избавляет от необходимости хождения по инстанциям, но добавляет проблему обеспечения топливом.

  • преимущества – высокий уровень автоматизации системы отопления, при использовании природного газа — постоянное наличие энергоносителя в магистрали, экономичность и высокий КПД газового оборудования;
  • недостатки – наличие фактора опасности взрыва, пожара или отравления угарным газом.

При использовании газового отопления владелец строения должен особенно строго соблюдать в своем гараже требования безопасности.

Хороший вариант для гаража – конденсационный автоматический агрегат паро-капельного типа, который экономичнее иных моделей на величину до 15%, так как способен эффективно работать при низком давлении газа. В теплообменнике такого котла вода от нагрева газовой горелкой превращается в пар, а затем опять конденсируется в жидкое состояние, что сопровождается выделением тепла. Такие котлы производятся в напольном и настенном исполнении. Для гаража предпочтителен второй вариант, исключающий вероятность опрокидывания при выполнении каких-то работ.

Водяная отопительная система

Надо понимать, что монтировать водяное отопление имеет смысл, когда вы находитесь в гараже постоянно. Иначе затраты себя не оправдают, ведь кроме источника тепла и топлива понадобится купить:

  • чугунные либо стальные батареи (как вариант, сварить из труб регистры);
  • циркуляционный насос;
  • расширительный бак;
  • трубы на магистрали;
  • незамерзающий теплоноситель – антифриз.

Для справки. Гаражное помещение топится периодически, поэтому простой водой заполнять систему нельзя.

Зная потребность в количестве тепла для нагрева помещения (рассчитывали в предыдущем разделе), подберите мощность радиаторов либо определите длину труб самодельного регистра по таблице:


В таблице под t1 подразумевается температура теплоносителя, t2 – воздуха в комнате

Методика расчета следующая. Берем стальную трубу DN 80 (Ø89 мм) и выясняем по таблице, что 1 м длины достаточно для обогрева площади 1.37 м². Берем квадратуру гаража, например, 20 м² и делим на эту цифру: 20 / 1.37 = 14.6 м – общая длина греющей части. Распределяем ее на 2—3 отопительных прибора и варим регистры по чертежу.

Циркуляционный насос возьмите наименьшего давления (4 м водного столба), расширительный бачок – минимального объема. Трубы – полипропилен, сталь либо металлопластик размером DN 15. Затем установите радиаторы на 2 противоположных стены и соберите простую двухтрубную систему отопления закрытого типа, подключенную к источнику тепла по схеме:


Вместо дровяной печки с водяным контуром в схему ставится электрокотел или другой источник тепла

В качестве водогрейной установки можно применить:

  • буржуйку на дровах или отработке с водяным контуром, показанную выше на схеме;
  • теплообменник – экономайзер самоварного типа, устанавливаемый на дымоход;

  • электрический ТЭН, вмонтированный в вертикальную стальную трубу, как изображено на схеме;
  • полноценный электрокотел либо твердотопливный агрегат.


    Простейший электрокотел с водяным регистром

Совет. Не забудьте добавить в схему фильтр – грязевик и шаровые краны для отсекания источника тепла и слива воды из системы. В верхней точке поставьте автоматический воздухоотводчик, а на батареях – краны Маевского для спуска воздуха.

Почему мы не рекомендуем сделать в гараже систему открытого типа, как более простую и дешевую? Причина – антифриз, который станет испаряться из открытого бака, что небезопасно для здоровья (этиленгликоль ядовит), не говоря уже о цене теплоносителя.

Электричество

Отопление при помощи электрического котла — для гаража довольно дорогое решение проблемы обогрева. Если альтернативного вида топлива нет, то лучше использовать электроприборы (конвекторы, вентиляторы, тепловые пушки, обогреватели УФО – подробно рассказано выше).

При использовании в помещении электрообогревательного оборудования с открытым расположение нагревательных элементов (спирали, ТЭНы) необходимо убрать из гаража легковоспламеняющиеся и горючие материалы (ГСМ, растворители, краски, пакля и т.д.).

Выбираем правильный газовый котёл

Приобрести подходящий газовый котел возможно самостоятельно

Стоит обратить особое внимание на каждую составляющую оборудования. В частности, это касается самого материала корпуса, дымохода (если таковой имеется), а также систему поджига

Кроме того, нужно выяснить, какой вариант подключения к газу имеет место.

Наиболее популярными устройствами считаются котлы из чугуна и стали. Если выбирать между двумя, предпочтение стоит отдать последнему, так как чугун считается довольно тяжелым металлом. Удобным котлом считается тот, у которого установлен электрический запал.

Особое внимание стоит уделить и дымоходу. Так как продукты горения агрессивны, нужно, чтобы эта деталь изготавливалась из прочного материала

Идеальным вариантом считают легированную сталь. Тем не менее, есть оборудование, где отсутствует дымоход, как таковой (устройство оснащено вентиляторами).

Твердое топливо

На сегодняшний день твердотопливные котлы пользуются спросом владельцев жилья и зданий производственного назначения наравне с газовым оборудованием. Топливом служат уголь, опилки, дрова. Это достаточно экономное отопление, хорошо обеспечивающее помещение теплом.

Недостатки обогрева гаража твёрдотопливным котлом:

  • потребность в отводе дыма;
  • необходимость выделения значительной площади для обустройства места хранения топлива, что в условиях гаража не всегда представляется возможным;
  • опасность нахождения в гараже всего того, что может воспламениться от искры при открывании дверцы топки;
  • необходимость регулярной очистки топки от золы, а трубы — от сажи.

Наиболее совершенным, а потому экономичным видом твердотопливного котла является агрегат пиролизного типа, где топливо под воздействием высоких температур разлагается на две составляющие — пиролизный газ и золу, каждая из которых практически без остатка сжигается в отдельной камере.

В большинстве моделей пиролизных котлов в качестве топлива используется только древесина, пеллеты и отходы (не сыпучие) деревообрабатывающей промышленности. Однако производятся и универсальные агрегаты, рассчитанные также на использование угля и торфяных брикетов. Единственное общее для всех моделей условий — чтобы котёл мог выйти на режим пиролиза, влажность топлива не должна превышать 20%, иначе он будет работать как обычный твёрдотопливный отопитель.

Однако котлы пиролизного типа являются дорогостоящим оборудованием, и потому использовать их для обогрева гаража может позволить себе далеко не каждый потребитель — по-настоящему экономно отопление гаража своими руками только тогда, когда значительных затрат не требуют все составляющие процесса.

Для более наглядного представления о том, как оборудовать гараж печкой, можно посмотреть это видео:

Печку соорудить не сложно, посмотрев соответствующее видео.

Система твердотопливного типа

Хорошее решение – сделать систему отопления с котлом, который будет работать на твердом топливе: на углях, дровах. Проще говоря, это будет печка. Например, широко известная «буржуйка». Ее можно приобрести в готовом виде, либо сделать самостоятельно. Для этого используют металлический профиль, трубы.

Есть и более современный вариант – установить печку с конвекторами, длительным горением. Сейчас растущей популярностью пользуется твердотопливный котел Булерьян. Интересно, что сама система отопления при этом будет воздушной, а вот котел – твердотопливным. Тепловая энергия переносится благодаря движению нагретых воздушных потоков. Инерция сохраняется низкая.

Большое преимущество такой печки – быстрое прогревание гаражного помещения. Правда, когда топливо будет израсходовано, гараж скоро остынет. Проблема в низкой инерции.

Если стоит задача добиться более высокой инерционности отопительной системы, стоит сделать на базе дровяной печи водяное отопление. Агрегаты для отопления нужно установить по всему периметру помещения. Расширительный бак монтируют внутри, в наиболее высокой точке системы отопления.

Используют гаражники и специальные объемные баки со слоем теплоизоляции. Такие гидроаккумуляторы заметно повышают запасы тепла. Есть еще один существенный момент: такие отопительные системы надо заполнять не простой водой, а антифризом. Это позволит предотвратить замораживание жидкости.

Некоторые автолюбители обустраивают водяные системы отопления самостоятельно. Это экономично, эффективно. Можно стабильно поддерживать комфортную температуру в гаражном помещении, если оно хорошо утеплено.

Воздушная система отопления для гаража

Воздушное отопление пользуется не такой большой популярностью у владельцев гаража, как водяное, однако с его помощью можно не только обогревать, но и вентилировать помещение.

Способ заключается в оборудовании гаража воздуховодом с дефлекторами, по которым поступает воздух, нагнетаемый вентилятором тепловой пушки или тепловентилятора и пропускаемый дополнительно через воздушный фильтр.

Основное преимущество воздушного отопления для гаража – быстрое одновременное просушивание всего объема, что предотвращает агрессивное воздействие влаги на автомобиль и другие предметы обстановки.

На что обратить внимание при выборе

Решающими факторами при выборе газового котла являются:

  • материал, из которого изготовлен его корпус;
  • система поджига;
  • наличие либо отсутствие необходимости в установке дымохода;
  • особенности монтажа в помещении;
  • способ подключения к газо- и водопроводу.

Материал

Наиболее часто на рынке газового оборудования встречаются чугунные и стальные модели. Чугун – это высокопрочный и долговечный материал, но его недостатком является большой вес. Поэтому предпочтительнее использовать стальные отопители.

Ручной или электрический автозапал?

Гораздо удобнее в эксплуатации котлы с электрическим запалом. При их установке должны соблюдаться следующие условия:

  1. бесперебойное электроснабжение;
  2. отдельное подключение к сети электропитания;
  3. заземление.

Решением первой задачи является монтаж электрического стабилизатора, подавляющего скачки напряжения.

Разновидности котельного оборудования

Дымоходная печь имеет входную температуру около 120°С. Процесс горения газа проходит с образованием таких веществ, как оксид углерода, горячий пар, сернистый газ и т.д. Все они выводятся из гаража с помощью дымохода. При низкой температуре окружающего воздуха пары конденсируются на стенках дымохода и стекают вниз.

Продукты горения представляют собой достаточно едкие вещества, поэтому к материалу дымоотвода предъявляются повышенные требования. Для возведения дымохода рекомендуется использовать трубы из легированной стали, а также проводить их тщательную теплоизоляцию.

Отопление гаража может осуществляться и такими котлами, которые не нуждаются в оборудовании дымохода. В них имеются встроенные вентиляторы. Также большую популярность приобретают конденсационные котлы с механизмом импульсного горения газа.

Совет

Чтобы сократить затраты на отопление, владельцу рекомендуется утеплить в гараже снаружи стены и потолок, предварительно заделав все щели и дыры. Для теплоизоляции стен можно использовать листы пенопласта, для потолка и пола – керамзит. Использование минераловатных плит потребует последующего выполнения гидроизоляции

Правильно выбранная система отопления гаража не только обеспечит комфортный температурный режим в помещении, убережёт ограждающие конструкции от сырости, но и предотвратит развитие коррозии на металлических частях автомобиля, что губительно для техники.

Расположение газовой котельной в частном доме, расстояния

Главное условие — это соблюдение толщины стены, соединяющей гараж и котельную, все остальное — опционально делать

Еще важно выдержать временной промежуток, не сразу после фундамента начинать строить стены, а год ждать пока фундамент сядет. Это нужно, чтобы трещин в стенах не было

Сегодня стройки часто подгоняют, а зря! — чревато последствиями

Поскольку газовое отопление является одним из самых дешёвых, оптимальным вариантом обогрева гаража является обустройство именно такой системы.

Перед монтажом газовой системы отопления необходимо учесть следующие моменты:

поскольку газ обладает взрыво- и огнеопасными свойствами, с ним необходимо обращаться очень осторожно. Это означает, что необходимо выбирать высококачественные газовые приборы и доверить их установку профессионалам; газовое отопление лучше всего использовать, если гараж пристроен к дому, имеет поблизости газопровод или если необходимо обеспечить теплом сразу несколько гаражей.

Что важно учесть?

Любую из конструкций можно сделать самостоятельно, было бы желание и некоторые навыки работы с инструментом и материалами. Так, в качестве основы для печи длительного горения в любом случае используется металл. Толщина должна быть не менее 4 мм, иначе печь быстро прогорит. Что касается дымохода, то его рекомендуют делать составным, то есть из нескольких частей – это упростит его чистку в будущем. Металл для него тоже должен быть достаточно толстым, иначе он не прослужит долго.

Совет! Если человек планирует работать в гараже часто и долго, то экономить на материалах не стоит.


Сделать печки своими руками не представит большой сложности для человека, владеющего необходимыми навыками

Корпус для печи можно сварить из отдельных кусков металла, а также использовать старую бочку на 200 л или трубу с большим сечением. Также подойдут баллоны из-под газа. В верхней части печи будет монтироваться дымоход, а также придется сделать небольшое отверстие, которое обеспечит приток воздуха, необходимого для горения дров. Диаметр дымохода должен составлять около 15 см, а отверстия для доступа воздуха – около 10 см. Кстати, выход дымохода можно сделать сбоку.

Также важно подумать и о грузе, который будет давить на топливо. В качестве пресса подойдет тяжелый металлический круг, размерные параметры которого должны быть меньше, чем диаметр конструкции, но не намного – достаточно нескольких миллиметров. В прессе также делается небольшой воздуховод для доступа кислорода.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]