Котел в гараж: делаем эффективное отопление самостоятельно

Многие автомобилисты трепетно относятся к машинам, поэтому готовы вкладывать силы и время в благоустройство своих гаражей. Зачастую помещение выполняет не только свои прямые функции: его используют в качестве мастерской, кладовой и даже места для отдыха в мужской компании.

Если обустроить экономное отопление гаража своими руками, в нем будет комфортно находиться в течение многих часов. Давайте попробуем разобраться, как грамотно обустроить обогрев гаража и на что нужно обратить внимание, чтобы не разориться оплачивая счета.

Базовые требования к системе отопления

В первую очередь надо обозначить все ключевые требования, предъявляемые к отоплению в гаражном помещении. Перечислим основные факторы.

  • Важно сделать отопительную систему надежной, гарантировать ее устойчивость к резким температурным колебаниям. Разумеется, в большинстве гаражей не осуществляется постоянный обогрев. Следовательно, система будет сначала нагреваться, а затем сильно охлаждаться. Это существенные дополнительные нагрузки.
  • Нужно учесть, что высока вероятность частых перебоев с электричеством. Здесь мы имеем дело не с жилым помещением, а с гаражом. И электрическая система отопления должна быть адаптирована к более сложным условиям.
  • Оптимальное решение – ориентировать отопительную систему на функционирование в автоматическом режиме. Обязательно должна срабатывать в любой аварийной ситуации автоматическая система блокировки.
  • Безопасность, особенно в гаражном помещении, играет огромную роль. В данном помещении хранят ГСМ, колеса и всевозможные запасные детали, комплекты шин. Разумеется, тут особенно важно тщательно соблюдать правила пожарной безопасности.
  • Желательно продумать эффективность отопительной системы. Тут следует постараться соблюсти баланс производительности и стоимости, чтобы отопление было целесообразным с экономической точки зрения.

Котел отопления в гараже должен работать максимально эффективно. Для этого надо обязательно свести к минимуму потери тепла в помещении. Только так можно добиться лучшего результата. Строение качественно утепляется, устанавливается продуманная вентиляционная система. Также стоит учесть и оптимальную температуру прогревания гаража. В данном помещении не надо добиваться показателей в 18-20 градусов, как в жилом доме. Вполне достаточно, если столбик термометра поднимется до отметки в 5-10 градусов тепла.

В роли топлива для котлов используют твердое и жидкое топливо, газ. Можно обустроить водяную, электрическую отопительную систему.

Разновидности котлов

При организации гаражного отопления возможно использование нагревательных котлов следующих типов:

  1. Газовый котел. При наличии возможности отведения трубы от газовой магистрали установка котла, работающего на природном газе, решает все проблемы. Газ в качестве топлива считается одним из самых дешевых. В качестве теплоносителя может использоваться вода, нагреваемая с помощью котла. Обогрев можно обеспечить конвекторным способом с применением вентиляторов. При установке для обогрева газовых установок можно выделить следующие достоинства — это дешевые энергоресурсы, доступность магистралей, автономность эксплуатации, повышенная энергетическая эффективность, высокая надежность и долговечность. Современные газовые котлы могут работать от газовой централи или от баллонов сжиженного газа. В качестве недостатков отмечают необходимость сложного согласования, повышенные требования по пожарной безопасности и к вентиляционной системе.
  2. Электрический котел. Наиболее просто поставить в гараже котел, в котором нагревание теплоносителя осуществляется электричеством. Принцип действия данного оборудования основывается на нагревании воды в теплообменники с помощью электрических ТЭНов. Установки такого типа отличаются малыми габаритами и простотой эксплуатации. Основные преимущества — это полная бесшумность работы, автоматическая регулировка, отсутствие продуктов горения. Главный недостаток — значительное превышение стоимости электроэнергии по сравнению с природным газом. Кроме того, появляется полная зависимость отопительной системы от бесперебойности электроснабжения, что вызывает определенные проблемы, например, в сельской местности.

Рекомендации по выполнению кладки

Для кладки печки, где планируется сжигать уголь, понадобится 2 типа раствора — глиняно-песчаный и огнеупорный. С помощью первого возводится тело печи из цельного керамического кирпича, а второй идет на внутреннюю кладку из шамотных камней. Отличается и толщина швов: для обычной кладки она составляет максимум 5 мм, для огнеупорной — 3 мм.

Для приготовления обоих типов раствора рекомендуется приобрести готовые строительные смеси, имеющиеся в продаже. Сделать хороший раствор из природной глины умеют лишь опытные печники. Также нужно приготовить кладочный и измерительный инструмент, после чего приступать к возведению печи:

Печной раствор не твердеет, а высыхает, на что ему нужно дать 2-3 суток. После остается выложить дымовую трубу, соблюдая правила прохождения через перекрытия и кровлю, а в конце сделать пробную топку. Засыпать печь углем можно только после полного разогрева, убедившись, что нет трещин и щелей.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Топливные котлы

Выше рассмотренные варианты предусматривают подключение оборудования к централизованным газовым или электрическим сетям. Что делать при отсутствии магистралей и ненадежном электроснабжении? Мини-котельная в гараже может основываться на котлах, работающих на жидком или твердом топливе, которые не зависят от поступления централизованной энергии. Выделяются такие установки:

  1. Твердотопливные котлы. Современный котел такого типа можно спокойно ставить даже в таком помещении, как гараж. Установки отличаются универсальностью, т.е. они способны работать на угле, торфе, дровах, даже на строительном мусоре и соломе. Оптимальным считается использование специальных горючих брикетов на основе спрессованной угольной пыли и других компонентов. Расход топлива происходит в минимальном количестве, что обеспечивается его полным сгоранием. Котлы работают по пиролизному принципу, что и дает достаточно высокий КПД.
  2. Жидкотопливные котлы. В них закладывается важный принцип экономии. Они могут эксплуатироваться на отработанном машинном масле. Это дает возможность получить дешевое топливо и одновременно решить вопрос с утилизацией отходов.

Основным преимуществом топливных котлов является отсутствие необходимости получения разрешительных документов и доступность топлива. Важным недостатком можно считать наличие значительного количества продуктов горения. Для выведения их необходим надежный дымоход, труба которого должна выходить на крышу.

Основные элементы, способствующие процессу оформления и благоустройства двора дома

Обустройство двора частного дома начинается непосредственно с самого проекта, после которого составляются сметы, подсчитываются планируемые расходы. Затем приобретаются строительные материалы, малые архитектурные формы и посадочный материал.

Существуют основные элементы, про которые нельзя забывать. К ним относятся следующие составляющие:

1. Здания и сооружения. Эти элементы являются основными и доминирующими. На частной территории обязательно имеется дом для проживания, а также некоторые постройки: гараж, баня, хозяйственная постройка (хранение рабочего инвентаря, различных принадлежностей), парник, и прочее.

2. Дорожно-тропиночная сеть. Она разделяет между собой все зоны по выполняемым функциям. При планировании следует проложить все дорожки только по кратчайшему расстоянию, что позволит сэкономить время при передвижении и финансовые средства на строительные материалы.

Двор загородного дома может содержать и сложные системы дорожек, имеющих разнообразные варианты мощения.

3. Освещение – предусматривается наличие осветительных приборов. Может использоваться не только для практических целей, но и для создания красивого декоративного эффекта.

4. Цветники – придание эстетики территории. Наверное, ни один хозяин не представляет, как обустроить двор без высадки цветочных растений.

Выделяют огромное количество таких элементов: клумба (правильной формы цветник), миксбордер (сложный цветник, состоящий из многолетних цветов), бордюр (цветник вдоль дорожек), рокарий, альпинарий (сложный цветник, включающий в себя природные камни и различные горные растения), и другие. Этот элемент прекрасно дополнит любую территорию.

5. Малые архитектурные формы. Благодаря им, можно отличить, где какая зона. Это различная садовая мебель, скульптуры, фонтаны, фонари и светильники.

6. Древесно-кустарниковые растения. Их можно высаживать красивыми группами, создавать живые изгороди и красивые уникальные солитеры. Благодаря правильной посадке, гарантировано создание внезапности открытых видов, их плавного перехода друг в друга.

7. Водоемы – отличный элемент, который прекрасно придаст ощущение природы, естественности и натуральной красоты. Это могут быть небольшие прудики, фонтаны, каскады и декоративные водопады, ручьи и бассейны. Очень красиво они смотрятся с натуральными камнями и водными растениями.

Благодаря правильному планированию территории и наличию основных элементов, ваш двор будет самым неотразимым и красивым, постоянно привлекающим всеобщее внимание

Каждый, живущий в частном доме знает, что для хранения твёрдого топлива для зимы необходимо помещение. Я предлагаю вариант: «угольник с подъёмной крышей». Сразу напрашивается вопрос: почему с подъёмной? По опыту прошлого года, когда мне пришлось перекидывать уголь в угольник, я понял, что это малоприятный труд.

Для изготовления угольника мне потребовалось:

труба профильная 20х40, 40х40,50х50, 25х25 мм, навесы дверные, сварочный аппарат, электроды, болгарка, отрезные диски по металлу, уровень, рулетка, дрель со свёрлами, анкерные болты, пгс, цемент, песок, бетономешалка.

Для этого мне потребовалось просто удлинить площадку для стоянки автомобиля и я её просто отсыпал и забетонировал. С одной стороны я, вместо опалубки, выложил «стенку» кирпичную, а с другой положил асбестоцементную трубу. На бетонное основание с помощью анкеров закрепил «устройство», для удержания столбов, изготовленного из профильной трубы 50х50, длиной 200 мм и металлической пластины 3 мм толщины с размерами 150 х 150 мм.

Этапы монтажа

Для обеспечения безопасной работы котельной в гараже важно установить качественную вентиляционную систему, способную удалить из помещения все вредные газы. Для этого надо правильно оценить необходимую производительность вентилятора. Расчет его мощности можно провести по такой формуле: М = (SxHx12) + 30%, где М — мощность вытяжки; S — площадь помещения; H — высота гаража. При этом формула учитывает, что полное обновление воздушного объема должно обеспечиваться за 12 часов, а минимальный запас мощности установки оценивается в 30%.

Конструкция отопительного котла может быть одноконтурной и двухконтурной. В первом случае теплоноситель, нагреваемый в котле, предназначен только для отопления помещения, а потому циркулирует по замкнутой системе с радиаторами. В двухконтурном варианте предусматривается дополнительная сеть для получения горячей воды или отведения теплоносителя для обогрева другого помещения, дома.

Котельная в гараже при желании владельца вполне может быть смонтирована своими руками, но с использованием стандартного оборудования. При установке газового котла проект обязательно должен быть согласован с соответствующими органами. Обустройство системы должно производиться с учетом технических и противопожарных требований. После осуществления всех этих этапов можно долгие годы пользоваться установленным оборудованием и наслаждаться тем безусловным комфортом, которое оно подарит.

Чем лучше топить или выбор энергоносителя

В 99% случаев к гаражным постройкам не подведены централизованные тепловые сети либо магистральный газ, поэтому владельцам приходится выбирать автономные способы обогрева. Для отопления гаража можно использовать 4 группы энергоносителей:

  • различные виды твердого топлива – дрова, уголь, брикеты, сельскохозяйственные и другие горючие отходы;
  • солярка, отработанное масло;
  • электроэнергия;
  • сжиженный газ в баллонах.

Совет. Когда станете подбирать вариант обогрева гаража в зимнее время, учтите важную закономерность: чем дороже энергоноситель, тем проще и дешевле организовать отопление, удобное в эксплуатации. И наоборот, дешевое либо бесплатное топливо в виде отходов и мусора принесет немало хлопот – трудозатрат и первичных финансовых вложений.

Сжигание твердого топлива

Древесина и различные отходы – самое дешевое горючее для отопления, а в некоторых случаях оно достается и вовсе бесплатно. В южных регионах, не богатых лесами, широко применяется другой вид топлива – мелкие агропромышленные отходы.

Для справки. Сельскохозяйственный мусор состоит из мелких частиц, отсеянных от зерновых культур на току. Это кусочки стеблей, измельченные комбайном сорняки, солома и прочие отходы. Цена энергоносителя очень привлекательна и стартует от 20 у. е. за 1 тонну.


После очистки зерновых остаются отходы, используемые для отопления
Рекомендуем: Буржуйка своими руками: самая эффективная конструкция и её чертежи

Если вы решили в зимнее время отапливать гараж твердым топливом, приготовьтесь решать такие вопросы:

  • покупка либо изготовление печи (в идеале – котла);
  • монтаж дымохода;
  • хранение запаса дров, угля или отходов;
  • трудозатраты на заготовку, топку и прочистку от сажи.


    Складировать в гараже дрова — не слишком удобное решение

Выигрыш – в деньгах и отличном обогреве помещения любых размеров, проигрышные моменты перечислены выше. Прибавьте сюда время на растопку и прогрев (0.5—1 час). Отсюда вывод: дешевый обогрев твердым топливом подойдет хозяевам гаражей и боксов, пребывающих там ежедневно 4—6 часов и более.

Буржуйка для отопления гаража

Буржуйки – самые примитивные печки, которые начали активно использоваться в начале прошлого столетия. Потом их популярность резко снизилась в связи с распространением централизованного отопления. Однако буржуйки все еще используются, ведь это практически самый дешевый способ отопления гаража.

Печь буржуйка выполняется из металла. Большую часть занимает камера, куда забрасывается топливо. Помещение прогревается за счет контакта стенок печки с окружающим воздухом. Далеко не самую последнюю роль играет труба, которая также аккумулирует тепло. Чтобы разогретые продукты сгорания сразу же не вылетали на улицу, используется труба четко определенного диаметра, за счет чего теплые газы делают несколько оборотов в вертикальной плоскости. Это позволяет по максимуму использовать теплоту сгорания топлива (КПД достигает 60-80%) и эффективно засасывать воздух, необходимый для того, чтобы топливо сгорало полностью. Диаметр трубы в мм должен быть в 2,7 раза больше, чем объем печки в л.

Важно, чтобы дымоход имел сложную форму: сначала идет вертикальная утепленная часть, затем горизонтальная или наклонная, т.н. боров, который и обеспечивает до четверти получаемого тепла, ведь тут догорают дымовые газы. Буржуйки продаются готовыми: есть как самые простые и примитивные варианты, так и замороченные дизайнерские. При наличии навыков буржуйку можно собрать самостоятельно из бочки или листового металла.

Преимущества:

  • буржуйку можно топить любым твердым топливом, но обычно используют дрова;
  • невысокая цена и дешевизна в плане эксплуатации;
  • относительно высокий КПД;
  • позволяет быстро прогреть помещение и просушить в нем воздух;
  • есть модели, которые можно использовать и в качестве плиты. Пригодятся тем, кто проводит в гараже даже слишком много времени.

Минусы:

  • необходимость постоянного контроля над работой;
  • высокая пожарная опасность;
  • подходит только для небольших помещений;
  • воздух быстро остывает;
  • от специфического запаха будет не избавиться;
  • необходимость регулярной чистки дымохода.

Твердотопливный котел

Это более дорогое, но, в то же время, более безопасное и эффективное решение. Принцип работы прост: в топке сжигается топливо, прогревается емкость с теплоносителем, который поставляется по трубам и радиаторам. Топливо приходится подбрасывать регулярно (примерно каждые 5 часов), поэтому сегодня все чаще используют усовершенствованные виды котлов:

  • пиролизный котел располагает двумя камерами сгорания, в первой дрова тлеют при высокой температуре за счет того, что количество воздуха недостаточное. Продукт сгорания – пиролизный газ, который сжигается во второй камере, выделяя гораздо больше теплоты, чем просто древесина. КПД котла повышается до 90%, а одной порции дров хватает на 10-13 часов;
  • пеллетные котлы топятся на гранулах, получаемых из древесных отходов. Они помещаются в бункер, откуда дозами подаются в топку. КПД котла достигает 95%, загружать топливо можно раз в несколько суток.

Корпус твердотопливных котлов делают из чугуна или стали. Пиролизные и пеллетные котлы, конечно же, очень удобные, но стоят они дорого. Если средства позволяют, подобное приобретение можно себе позволить – в скором времени оно окупится

.

Кирпичная печь

Сооружать в гараже кирпичную печь – занятие долгое, дорогое и кропотливое. Топливом для такой печи служат, как правило, дрова, но может быть использован и уголь. Принцип получения тепла все тот же. Топливо сгорает, прогревает стенки печки, а те нагревают воздух. Хороший вариант для небольших помещений. Кирпич прогревается дольше, чем металл, но и остывает медленнее.

Печь Булерьян

Часто печь Булерьян путают с буржуйкой и обычной дровяной печью. Она, действительно, вобрала в себя немного от того и другого. В основе принципа работы – конвекция. Конструкция предполагает наличие труб у основания печи и в верхней части. Холодный воздух поступает через нижнюю часть печи, получает тепло от камеры, где сжигается топливо, и выходит уже нагретым через верхнюю часть. Трубы на 2/3 впаяны в корпус печи, чтобы теплоотдача была максимальной. Особая конструкция топки и дымохода позволяет брать максимум теплоты от сгорания топлива. Весомую роль тут играет наличие камеры для пиролизного догорания топлива. Продукты горения удаляются через дымоход.

Преимущества:

  • быстрый прогрев помещения за счет конвекции и отдачи тепла от поверхности печи;
  • компактность;
  • нет необходимости часто подкладывать дрова;
  • более высокая безопасность в сравнении с буржуйкой.

Минусы:

  • стоимость;
  • сложность обустройства дымохода;
  • необходимость частой очистки от сажи.

Использование отработки и солярки

Обогревать бокс или гараж дизельным топливом, купленным на заправочной станции, дорого и крайне невыгодно. Исключительный вариант – отопление небольшого участка помещения, где производятся работы, с помощью переносного обогревателя, чьи характеристики описаны в отдельном материале.

Масляная отработка – более экономичный в финансовом плане энергоноситель, хотя и не самый дешевый. Данный вариант можно рассматривать всерьез, когда отработанные масла удается получать по сниженной цене. Какие здесь особенности и подводные камни:

  1. Для сжигания жидкого топлива применяются самодельные буржуйки на отработке различных типов. Самая безопасная – печь – капельница, которую можно заказать мастерам либо сделать своими руками.
  2. Необходимо устройство дымохода.


    Котел на отработке капельного типа с принудительной подачей воздуха

  3. Емкости с маслом занимают меньше места, нежели дрова. Обычно их размещают в подвале.
  4. Отработку нужно отстаивать и процеживать.
  5. Неизбежные спутники жидкотопливного обогрева – запах и грязь, хотя для гаража это некритично.
  6. Самодельные печи на отработанном масле считаются пожароопасными.

Примечание. В силу дешевизны и простоты особую популярность приобрели масляные чудо-печки, показанные на фото. Они имеют свойство стрелять пламенем, когда в горючем содержится малая толика воды либо антифриза, отчего возникает пожар.

Плюсы применения отработки – высокая теплоотдача, быстрый розжиг и прогрев гаражного бокса, удобство в эксплуатации (масло долить проще, чем рубить и таскать дрова). Вывод следующий: если горючее достается недорого, либо вы проводите в гараже немного времени, то жидкое топливо – подходящий вариант. Начальные вложения сопоставимы с дровяным отоплением.

При использовании солярки стоит рассмотреть вариант дизельного воздушного отопителя заводского изготовления типа «Планар», показанного на фото. При расходе горючего 250 мл за 1 час агрегат развивает теплоотдачу до 2 кВт. Есть обогреватели и помощнее – на 3 и 4 кВт с потреблением дизеля 0.37 и 0.5 л/ч соответственно. Цена – в пределах 330 у. е.


Автономные воздушные отопители на солярке, предназначенные для автомобилей

Обогрев электричеством

Отопление с помощью электроэнергии – самый комфортный и дешевый вариант с точки зрения первоначальных вложений. Зато в процессе эксплуатации придется платить по полному тарифу – двухзонный счетчик ставить бессмысленно, вы же не собираетесь работать в гараже по ночам.

Перечислим все плюсы электрообогрева:

  1. Электричеством отапливаться удобно и безопасно. Пыль, грязь и запахи отсутствуют, не нужно таскать дрова и бочки с горючим.
  2. В продаже есть широкий выбор разнообразных электрических обогревателей воздушного типа: конвекторы, масляные радиаторы, инфракрасные панели и тепловые пушки.
  3. Можно сделать систему водяного отопления с электрокотлом (если позволяет лимит мощности).
  4. Обогрев гаража начинается сразу после включения отопителя, комфортная для работы температура достигается буквально за полчаса (опять же, когда хватает мощности).


    Недорогой портативный тепловентилятор способен нагреть только часть помещения, где ведутся работы

Минусов всего два, но – критических: цена электроэнергии и ограничение лимита потребляемой мощности, не позволяющего установить эффективный источник тепла. Например, если в договоре с управляющей компанией указана цифра 3 кВт, то ставится конвектор всего на 2 кВт, не способный нормально нагреть гараж в зимнее время.

Для справки. Иногда автолюбители применяют в боксах самодельные «козлы» и тепловентиляторы, невзирая на ограничение. Почему так делать нельзя: возникает опасность возгорания проводки, падает напряжение у соседей, а в случае проверки сотрудниками электросетей вас ожидает крупный штраф либо отключение.

Электроотопление – вариант для кратковременного пребывания в гараже. Пришли – включили отопитель – сделали за 1—2 часа намеченную работу – отключили обогрев и ушли. Если же вы превратили помещение в мастерскую, где проводите рабочее время, то придется платить значительные суммы за расход электроэнергии.


Стандартный настенный конвектор нагревает воздух в комнате значительно медленнее тепловентилятора

Газовое отопление

Данный способ обогрева помещения под хранение автомобиля приемлем для жителей Российской Федерации, где розничная цена сжиженного газа достаточно низкая. Украинцам топить гаражи пропаном выйдет слишком дорого.

Автономное отопление от газовых баллонов столь же безопасно и комфортно, как электрическое. Причем в РФ стоимость энергоносителя ниже. Но здесь кроется ряд подводных камней:

  • нужно где-то разместить пропановый баллон, чтобы не мешал работать;
  • вам придется периодически возить резервуар на заправку;


    В процессе работы резервуар обмерзает, отчего подача газа ухудшается

  • для сжигания пропана необходимо оборудование заводского изготовления, самостоятельно делать газовые горелки категорически не рекомендуется;
  • потребуется дымоотводная труба на улицу.

Если сложить финансовые затраты, проблемы организации подобного отопления и дозаправку баллонов, то негативные моменты перекроют часть позитива от удобств эксплуатации.

Watch this video on YouTube

Сравнение стоимости 1 кВт теплоты, получаемой от различных энергоносителей в условиях России и Украины, опубликовано на этой странице.

О некоторых важных моментах

Обычно печи длительного горения делают металлическими. Оптимальная толщина металла – 4 мм (можно больше). Дымоход лучше сделать состоящим из нескольких частей, чтобы в дальнейшем его было проще чистить. Для дымохода тоже нужен достаточно толстый металл – это продлит срок службы элемента.

На заметку! Если вы будете часто и подолгу работать в гараже, то не экономьте на материалах!


Сделать печку своими руками не представит большой сложности для человека, владеющего необходимыми навыками
Для корпуса можно использовать отрезок большой трубы, газовый баллон или старую 200-литровую бочку; либо, как вариант, его можно сварить из кусков металла. Сверху корпуса нужно сделать отверстие для установки дымохода (его диаметр должен составлять где-то 15 см); еще одно отверстие (диаметром 10 см) потребуется для притока воздуха, без которого дрова не будут гореть.

Еще потребуется груз – он будет давить на топливо. Это должен быть тяжелый железный круг диаметром несколько меньше (на несколько миллиметров) диаметра корпуса. Круг должен быть с небольшим воздуховодом, посредством которого будет поступать кислород.

Электрическое отопление в гараже

Достаточно часто в гаражах можно встретить воздушное электрическое отопление. Здесь для получения тепловой энергии используются электрические конвекторы. Такое отопление хорошо функционирует автономно. Есть возможность постоянно поддерживать определенный температурный режим в гаражном помещении. Но все-таки большой минус есть: инерционность невысокая, из-за чего помещение моментально остывает, если отопление прекращается.

Электрический котел для гаража

Среди широкого спектра современных электрических котлов можно выбрать модель с оптимальной мощностью, учитывая площадь гаража. Ассортимент впечатляющий: есть модели для обогрева гаража с площадью 30 квадратных метров, представлены и котлы, рассчитанные на 600 квадратных метров. При этом цена готового фирменного котла вполне демократична: стартует всего от 6-ти тысяч рублей.

Остановимся на ключевых преимуществах электрических отопительных котлов.

  • Компактность. Такой агрегат можно легко разместить даже в небольшом гаражном помещении.
  • Надежность. Оборудование работает без сбоев.
  • Автоматизация работы. Поскольку в гаражах нередко возникают перебои с электроснабжением, данный фактор играет огромную роль. Даже при отключении электричества на непродолжительный срок, система отопления вновь заработает, автоматически, когда электричество подключат.
  • Универсальность. Нет необходимости устанавливать дымоход.
  • Высокий уровень безопасности. Также в гаражном помещении крайне важно все предусмотреть с точки зрения безопасности. Это особенно важно, поскольку здесь хранятся горючие материалы. У котла есть специальная система безопасности. Она включается при перегреве теплоносителя.

Электрический котел, несмотря на достаточно высокую стоимость энергии, все-таки позволяет эффективно расходовать средства. Только гаражное помещение обязательно должно быть хорошо утеплено. Кроме того, только с электрическим котлом удалось обеспечить безопасность на таком достойном уровне. Здесь нет необходимости в постоянном присутствии человека в гараже, в личном контроле.

Современные технологии даже сделали возможным контроль работы электрической системы отопления гаража на расстоянии. Можно установить в гараж электрический котел с модулем GSM, а управление его работой осуществлять при помощи обычного мобильного телефона.

Водяное отопление: регулируем мощность

В первую очередь при проведении водяного отопления необходимо сделать систему надежной. При этом специалисты отмечают, что отопительный котел желательно устанавливать ближе к гаражу. Хорошее решение – заранее приобрести мощный насос, а также позаботиться об утеплении теплоносителей, то есть трубопровода. Мощность рассчитывается следующим образом. Если у гаража площадь 15-20 квадратных метров, вполне хватит котла с мощностью 1,5-2 кВт. При этом стоит помнить о частых отключениях от сети и высокой цены электроэнергии.

Водяная отопительная система

Надо понимать, что монтировать водяное отопление имеет смысл, когда вы находитесь в гараже постоянно. Иначе затраты себя не оправдают, ведь кроме источника тепла и топлива понадобится купить:

  • чугунные либо стальные батареи (как вариант, сварить из труб регистры);
  • циркуляционный насос;
  • расширительный бак;
  • трубы на магистрали;
  • незамерзающий теплоноситель – антифриз.

Для справки. Гаражное помещение топится периодически, поэтому простой водой заполнять систему нельзя.

Зная потребность в количестве тепла для нагрева помещения (рассчитывали в предыдущем разделе), подберите мощность радиаторов либо определите длину труб самодельного регистра по таблице:


В таблице под t1 подразумевается температура теплоносителя, t2 – воздуха в комнате

Методика расчета следующая. Берем стальную трубу DN 80 (Ø89 мм) и выясняем по таблице, что 1 м длины достаточно для обогрева площади 1.37 м². Берем квадратуру гаража, например, 20 м² и делим на эту цифру: 20 / 1.37 = 14.6 м – общая длина греющей части. Распределяем ее на 2—3 отопительных прибора и варим регистры по чертежу.

Циркуляционный насос возьмите наименьшего давления (4 м водного столба), расширительный бачок – минимального объема. Трубы – полипропилен, сталь либо металлопластик размером DN 15. Затем установите радиаторы на 2 противоположных стены и соберите простую двухтрубную систему отопления закрытого типа, подключенную к источнику тепла по схеме:

Вместо дровяной печки с водяным контуром в схему ставится электрокотел или другой источник тепла

В качестве водогрейной установки можно применить:

  • буржуйку на дровах или отработке с водяным контуром, показанную выше на схеме;
  • теплообменник – экономайзер самоварного типа, устанавливаемый на дымоход;

  • электрический ТЭН, вмонтированный в вертикальную стальную трубу, как изображено на схеме;
  • полноценный электрокотел либо твердотопливный агрегат.


    Простейший электрокотел с водяным регистром

Совет. Не забудьте добавить в схему фильтр – грязевик и шаровые краны для отсекания источника тепла и слива воды из системы. В верхней точке поставьте автоматический воздухоотводчик, а на батареях – краны Маевского для спуска воздуха.

Почему мы не рекомендуем сделать в гараже систему открытого типа, как более простую и дешевую? Причина – антифриз, который станет испаряться из открытого бака, что небезопасно для здоровья (этиленгликоль ядовит), не говоря уже о цене теплоносителя.

Сарай с двускатной крышей из металлочерепицы

Этот сарай строился в одиночку. Постройка тоже каркасная: самый дешевый способ. В этом случае способ сборки — «баллун» — постепенное выставление стоек. Все начинается также: сначала сделали столбики под фундамент. Только на этот раз кирпичные.

Фундамент под сарай из кирпичных столбиков

Как видите, в угловые стойки вмонтированы шпильки. В обвязочном брусе сверлятся отверстия и он одевается на шпильки. Их можно делать не только в углах, но и на промежуточных столбах тоже: крепче будет держаться.

Этот сарай имеет небольшое крыльцо-веранду, потому на требуемом расстоянии установлен поперечный брус. А него будет опираться стенка. Под него предварительно сделаны и столбики.

Лаги крепились тоже на пластины

Лаги могут крепится еще и врубкой. Тогда в обвязочном брусе вырезается выемка по форме лаги. По глубине она не должна превышать 30% от толщины бруса, потому лага подрезается так, чтобы она встала на одном уровне с обвязкой. Это способ более трудоемкий.

Далее собирался каркас: угловые стойки 100*100 мм, промежуточный — 50*100 мм, верхняя обвязка и стропильная система собиралась из той же доски. Треугольники вверху усилены накладными металлическими пластинами. Пластины меньшего размера крепились и в местах стыковки верхнего бруса обвязки и стоек. Они соединялись встык без врубки, прибивались сверху и наискосок гвоздями. Пластины уменьшили вероятность складывания при боковых нагрузках.

Далее собиралась стропильная система — доска 150*50 мм, на нее — обрешетка под металлочерепицу. Была выбрана, так как таким же материалом крыта дача.

Собранная стропильная система с обрешеткой

Каркас обшивался листами ОСП — самый удобный размер для постройки. Впоследствии стены будут отделаны сайдингом под дерево.

Это почти готовый сарай с двускатной крышей. Осталась отделка стен

Обшивка, кстати, не обязательно должна быть из фанеры или ОСП. Можно вагонку или доску крепить сразу а стойки. Но тогда при сборке каркаса нужно ставить укосы: без жесткости плитного материала постройка будет хлипкой. Если укосы не ставить, качнуть можно рукой.

Такие раскосы придадут достаточную жесткость стенам каркасного сарая

После установки раскосов можно набивать доску, вагонку, блок-хаус, имитацию бруса, сайдинг — выбор за вами.

Каркасный сарай обшивается доской

Похожие каркасные сараи можно сделать из профильной трубы. Для обвязки и угловых стоек достаточно сечения 60*60 мм или 60*40 мм, для промежуточных и того меньше — 20*40 будет нормально. Только для крепления наружной обшивки нужно будет собирать и крепить обрешетку. Подробнее о строительстве сарая из труб и металлопрофиля читайте тут.

Для тех, кого волнует внешний вид строения, несколько идей о том, как сделать сарай красивым в видео-формате.

Западноевропейский опыт

Если вы наберете в поиске фразу «garage heating» и просмотрите картинки на англоязычных сайтах, то никаких дровяных и масляных печек в западноевропейских гаражах не обнаружите. Чем греются тамошние автомобилисты:

  • электрическими переносными отопителями;
  • инфракрасными подвесными обогревателями;
  • агрегатами воздушного отопления (калориферами).


    Подвесной агрегат воздушного отопления не занимает полезную площадь в гараже

Первые 2 варианта мы уже рассматривали выше. Третий способ – это тоже далеко не новинка: нагретая в котле вода проходит через радиатор, обдуваемый мощным осевым вентилятором. В идеале агрегат подвешивается к потолку и распространяет горячий воздух по всему помещению.

Плюсы данного варианта – компактность, скорость прогрева и возможность кондиционирования в летний период (в радиатор направляется охлажденная вода вместо нагретой).


Калорифер, изготовленный из автомобильного радиатора

Минус один – повышенные затраты на оборудование, ведь теплоноситель нужно греть в котле и подавать по трубам к калориферу. Но если гараж пристроен к частному дому, то проблема легко решается путем подключения радиатора к водяной системе отопления здания.

Справка. Многие гаражные умельцы уже пользуются подобным обогревом, устанавливая самодельный аналог калорифера, сделанный из автомобильного радиатора и любого подходящего вентилятора. Как это реализовано, смотрите на видео:

Watch this video on YouTube

Схема печи на угле для дома

Конструкция угольной печи из кирпича почти не отличается от схемы обычной дровяной.


Она состоит из, расположенных в определенной последовательности: фундамента, зольника, топочной камеры, свода, дымохода.

Главное отличие угольной печи — укрепленная топка и увеличенный объем зольника (при сжигании угля получается большее количество золы, чем при прогорании древесины).

Также обязательно установленная колосниковая решетка большей площади (в идеале она заменяет дно топки).

Уголь в топочной камере печи прогорает снизу, поэтому стены отсека делают наклонными — такая конструкция помогает верхним слоям угля опускаться по мере их прогорания. Размеры стандартного устройства составляют 110х900см, высота без дымохода — около метра.

Дешево и быстро отопление гаража: делаем своими руками

Очевидно, что совсем не обязательно заказывать отопительную систему для гаража у профессионалов. Здесь вполне можно обойтись своими силами, при условии полного соблюдения всех мер безопасности. Приобрести и установить один из перечисленных в нашем топе приборов несложно. Все они имеют подробные инструкции по установке, а продавец в магазине непременно проконсультирует вас по любым интересующим вопросам.

Осталось только рассмотреть, как сделать отопление в гараже своими руками самым простым и дешевым способом.

Воздушный обогрев гаража в зимнее время своими руками

Один из дешевых и быстрых способов организации отопления в автобоксе – воздушный. Тепло по трубам подается только в место, где работает человек. Таким образом можно сэкономить, не расходуя топливо на обогрев всего гаража.

В этом устройстве нагретый воздух циркулирует по металлическим трубам, подается через решетки. КПД такой системы составляет более 90 процентов, а сама конструкция предельно проста и несложна в установке. Прогрев помещения осуществляется всего за несколько минут. Единственный минус – пересушивание атмосферы, но избавиться от этого недостатка можно всего лишь проветрив гараж.

Видеоматериал по воздушному отоплению:

Монтаж контурной отопительной системы

Если ваш выбор пал на систему с водяным или тосоловым контуром, вам потребуется приобрести соответствующий котел и радиаторы отопления. Лучше всего использовать металлические батареи. Рекомендации по такому типу отопления в следующем видеоматериале:

Рекорд популярности: отопление гаража буржуйкой с водяным контуром

Как мы уже говорили, буржуйки на сегодняшний день – самый популярный отопительный прибор для автобоксов. Среди таких систем особое место занимают приборы с встроенным водяным контуром. Саму буржуйку несложно сварить самостоятельно из толстой стали, а водяной контру изготовить из металлической трубы небольшого диаметра.

К сведению! Приступая к самостоятельному изготовлению печи учитывайте вид топлива. Для закладки дров нужно большое отверстие.

Для того, чтобы вода хорошо циркулировала в системе, потребуется насос. Но в принципе, можно обойтись и без него, если расположить трубы так, чтобы жидкость в них циркулировала самотеком.

Пример такой системы в видеоматериале:

Как снизить теплопотери и не разориться?

Ни одна отопительная система не будет выгодной и эффективной, если не позаботиться о снижении теплопотерь. Обогреватели будут впустую расходовать огромное количество энергоресурсов. Это дорого и непрактично, поэтому придется утеплить ворота, стены, пол и кровлю.

Можно использовать керамзит, полистиролбетон, фольгированные утеплители, но самый дешевый и универсальный вариант – пенопласт. Он подходит для утепления всех элементов конструкции.

Его также можно использовать и для теплоизоляции пола при условии, что будет сделана плавающая стяжка: пенопласт плохо переносит механические воздействия, поэтому его заливают цементом.


Для обшивки гаражных ворот идеально подходит пенопласт. Утеплитель крепят на специальную обрешетку, а сверху закрывают наружной облицовкой – плитами МДФ, ДСП или фанерой

Пенопластом обшивают потолок, стены и ворота гаража. Возможны два варианта – внешняя или наружная отделка стен. Оба одинаково эффективны и позволяют добиться отличной теплоизоляции постройки. Выбирать следует, исходя из соображений удобства самого владельца гаража.

Как выбрать самый экономный способ отопления гаража

После того, как вы определились с видом топлива, нужно рассмотреть необходимый тип отопительного устройства. Прибор отопления тоже должен участвовать в экономии топлива. Если вы остановились на газовом отоплении, лучше всего выбрать конденсационный прибор с автоматической регулировкой. Он может работать в условиях низкого давления и расходует газ почти на 20 процентов экономичнее других моделей.


Настенные котлы удобны тем, что занимают мало места и могут регулироваться по вашему желанию

Из твердотопливных систем лучше отдать предпочтение пиролизным. Они разлагают топливо на сухой остаток и пиролизный газ. Из всех твердотопливных систем эти – самые выгодные.


Единственное, что нужно учесть – такие приборы не работают на каменном угле

Электрические приборы с тиристорным управлением – самые лучшие в своем сегменте. Их мощность можно регулировать, и таким образом добиться сокращения расходов на электроэнергию.

Видео: разные варианты отопления от опытных гаражников

Стоит посмотреть дополнительно материалы на видео, чтобы оценить преимущества и недостатки разных методов, представить себе все наглядно.

В этом ролике рассматривается вариант организации отопительной системы в гараже собственными силами, с минимальными вложениями.

Про работу печки «камелек» рассказывает следующий ролик.

Особый интерес представляет печь, которая функционирует на отработанном масле. Ее вполне можно сделать собственными руками, а работает она на уже отработанном масле. Тут, конечно, есть свои нюансы. Но в целом такой метод вполне рационален и безопасен, если удастся наладить своевременную очистку отработки в специальной установке. Про обустройство и изготовление котла для отопления на отработке рассказывается в следующем сюжете на видео.

Котел в гараже станет отличным решением для организации отопительной системы. Это позволит создавать в любое время года в гараже комфортные условия, работать там с высоким КПД, проводить осмотр и ремонт автомобиля.

Отработанное топливо

Отработанное машинное масло тоже может стать отличным топливом для специального котла. Данный метод привлекает своей экономичностью, поскольку расходы на топливо предельно сокращаются. Всего литр топлива уходит на час. При этом необходимо помнить один важный момент: масло обязательно нужно очищать перед использованием. Есть специальные топливные установки, где оно и проходит очистку. Установку с котлом на отработке собирают самостоятельно.

Посмотрите на схеме: совсем не так сложно разобраться в устройстве такой системы и сделать ее своими руками. Если сложно представить все наглядно, можно дополнительно посмотреть содержательное видео.

Наилучшие котлы отопления

Когда вопрос с выбором энергоносителя решен, необходимо определиться с типом котла отопления. Он должен быть экономичным, удобным в эксплуатации, отличаться высоким КПД. В зависимости от источника тепла можно выбрать:

  • Газовые. Идеальный вариант – конденсационный котел, оборудованный регулирующей автоматикой. Помимо самой стоимости топлива, сэкономить можно еще и за счет способности котла работать на низком давлении. В теплообменнике агрегата происходит переход воды из пара в жидкое состояние, что приводит к выделению тепла. Благодаря такому принципу работы котел на 15% экономичнее газовых моделей других типов. Также можно установить настенный газовый котел, в котором предусмотрена модуляция мощности.
  • Твердотопливные. Лучше всего покупать пиролизный. Принцип работы агрегата построен на воздействии высоких температур на древесину, в результате чего она разлагается на пиролизный газ и сухой остаток. Сжигается газ. Для работы котла нужна буферная емкость, она аккумулирует тепло. Из всех твердотопливных моделей пиролизные самые экономичные, но есть и нюанс: в случае отсутствия древесины для отопления нельзя использовать уголь.
  • Электрические. Если нужно эффективно отопить помещение и предотвратить перегрузки в электросети, лучше выбрать котел с шестью тенами и тиристорным управлением. Благодаря особенностям устройства можно ограничить мощность и сэкономить, дополнительный плюс – бесшумная работа. Минус только один, но существенный: отопление с помощью электроэнергии всегда затратно, т.к. электричество – самый дорогой источник тепла.

Самое дешевое отопление для гаража – газовый конденсационный котел, остальные разновидности агрегатов могут быть более доступными, удобными, но все они дороже в эксплуатации

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]