Главная → Безопасность движения → Эксплуатация пассажирских вагонов и локомотивов
В соответствии с техническими условиями на проектирование и постройку пассажирских вагонов температура внутри них должна быть 20± 20 С. А в туалетах – не ниже 160 С при наружной температуре воздуха до — 400С и скорости движения 160 км/час. В летнее время температура воздуха в вагоне должна быть от 22 до 260 С.
Содержание
- 1 Общие сведения
- 2 Классификация
- 3 Техническое обслуживание систем отопления вагонов
- 4 Особенности обслуживания систем отопления и охлаждения вагонов – ресторанов модели 61-4189.
- 5 Заполнение системы охлаждения производится в следующей последовательности:
- 6 Для удаления воздуха из теплообменника необходимо:
- 7 Эксплуатация водяного отопления
- 8 Особенности технического обслуживания вагонов с электрическим и комбинированным отоплением
- 9 Снятие напряжения и отсоединение отопительной магистрали состава производится в обратном порядке.
- 10 См. также
Возможные неисправности
Чем больше приборов, тем чаще требуется ремонт системы водоснабжения пассажирских вагонов
Неисправности системы водоснабжения пассажирского вагона не такая уж и редкая вещь, и происходят они в основном из-за постоянного колебания вагона при движении. Нарушается плотность всех соединений и со временем возникают трещины в котле, баках, и трубах, несмотря на отсутствие вильного давления.
- Помимо этого постоянно происходит износ трущихся деталей, таких как клапана, пробки и вентили. Никуда не деться и от коррозии. Как следствие, в разных местах системы появляются течи.
- К прочим неисправностям можно отнести: заедание педали смыва унитаза, неисправность запорных вентилей, кипятильника, охладителя, умывальных чаш и прочего.
- Все поломки выявляются во время технического обслуживания вагона.
- Устранение неисправностей осуществляется силами специальных бригад, во время плановых ремонтов (деповском и капитальном) и отцепочном ремонте.
- Ремонт и техническое обслуживание сводятся к восстановлению целостности поврежденных деталей, уплотнению соединений.
Во время плановых мероприятий систему дополнительно промывают питьевой водой.
Общие сведения
Температура воздуха в вагоне в зимнее и переходное время года нормируется для всех типов пассажирских вагонов, а в летнее – только для вагонов, оборудованных установками кондиционирования воздуха.
Работы, связанные с обслуживанием систем водоснабжения и отопления, производятся в специальной одежде.
Для поддержания нормального температурного режима, а также для подогрева воздуха, подаваемого вентиляционной установкой, подогрева воды в системе водоснабжения, обогрева головок водоналивных и сливных труб предназначена система отопления.
Температура
Максимально допустимая температура воды отопительной системы не более 95 градусов. Если ее уровень будет подниматься выше допустимых норм, то пыль, которая оседает на нижний уровень труб, будет гореть.
В котле установлено два прибора, которые следят за работой нагревателей и их температурным режимом. Если температура в котельном оборудовании поднимается выше допустимой нормы, то термостат блокирует нагреватели, и они выключаются.
Рекомендуем: Как выбрать коллектор для комбинированной системы отопления?
YouTube responded with an error: The request cannot be completed because you have exceeded your quota.
- Похожие записи
- Виды комбинированных систем отопления частного дома
- Как выбрать коллектор для комбинированной системы отопления?
Классификация
В зависимости от способа получения тепла для обогрева вагонов системы отопления подразделяются на следующие типы: водяная система с котлом на твердом топливе; электрическая система, состоящая из электропечей, установленных на полу, и электрокалорифера для подогрева воздуха, расположенном в нагнетательном воздуховоде; комбинированная система с подогревом воды в котле сжиганием твердого топлива или электронагревательными элементами; смешанная система, состоящая из водяной и электрической систем; водяная система с подогревом воды паром при следовании поезда по дорогам зарубежных стран ( применялась в вагонах международного сообщения габарита 03-Т РИЦ).
Естественная циркуляция воды в системе отопления происходит непрерывно из-за разности температур в различных ее частях. Предусмотрена также искусственная циркуляция воды с помощью циркулярного насоса, установленного на трубопроводе, подводящем воду к котлу, подача которой включается в тех случаях, когда температура наружного воздуха ниже расчетной или когда необходим ускоренный нагрев воды после отстоя.
1-котел, 2-отопительная калориферная ветвь, 3-напорная труба котла, 4- воздухоотводящие трубы, 5- расширитель, 6,7 – отопительные ветви купейной и коридорной сторон, 8- нагревательные трубы, 9- циркуляционный насос.
При комбинированной (электроугольной) системе отопления (рис.1) вода в котле подогревается расположенными в водяной рубашке высоковольтными нагревательными элементами, а при отсутствии электроэнергии – за счет теплоты сжигаемого твердого топлива – угля).
Питание нагревательных элементов осуществляется по однопроводной поездной линии с номинальным напряжением 3000В постоянного или однофазного переменного тока частотой 50Гц в пути следования от локомотивов, а в пунктах отстоя — от стационарных устройств. Системой водяного отопления с комбинированным котлом оснащены вагоны различных типов. Эта система состоит из котла с расширителем и оптимальных приборов.
Высоковольтное электрическое оборудование пассажирских вагонов
Питание высоковольтного электрического оборудования пассажирских вагонов осуществляется от контактного провода, через пантограф локомотива, перемычки (пинчи) высоковольтной магистрали и высоковольтные подвагонные ящики.
Если в контактной сети находится постоянный ток напряжением 3000 В, то котлы питаются им напрямую. Если в контактной сети находится переменный ток напряжением 25000 В, то в локомотиве устанавливается трансформатор отбора мощности, который понижает это напряжение до 3000 В, и котлы обогреваются переменным током.
Розетка высоковольтного отопления
Холостая розетка высоковольтного отопления
После опробования тормозов ПЭМ и машинист подходят к первому вагону. ПЭМ присоединяет перемычку вагона к локомотиву при помощи специального ключа отопления.
Для соединения магистралей отдельных вагонов между собой в общую магистраль необходимо последовательное присоединение всех вагонов к локомотиву. Для соединения магистралей штырь одного вагона вставляют в розетку другого вагона, а в розетку первого вагона вставляют штырь второго вагона. При этом между каждыми двумя вагонами образуются два межвагонных высоковольтных соединения.
После этого ключ отопления передается машинисту. Дальнейшее включение отопления осуществляется из кабины локомотива.
Конструкция котла и ТЭН.
Котел комбинированного отопления имеет следующую конструкцию. Водяная рубашка котла выполнена несколько уширенной, и в ней вертикально размещены 24| высоковольтных нагревательных элемента, которые монтируются на фланцевом кольце. Фланец нагревательного элемента крепится к кольцу с помощью двух шпилек с гайками и лепестковыми шайбами. Над топкой котла размещены три изолятора, к которым в трубопроводах подведены три провода, питающие нагревательные элементы.
Высоковольтные нагревательные элементы закрыты защитным кожухом. На защитном кожухе установлена низковольтная блокировка в виде концевого выключателя, разрывающая цепь катушек высоковольтных контакторов при разъединении болтов и подъеме кожуха под высоким напряжением.
При надежном креплении кожуха в нижнем положении болт нажимает на хвостовик концевого выключателя, подготовляя включение высоковольтных контакторов. Для осмотра элементов кожух поднимают вверх, предварительно отвернув болты, и укрепляют его на предохранительных цепях .
Высоковольтный нагревательный элемент выполнен в виде стального цилиндра. Спираль 12 на полом керамическом стержне 11 одним концом соединена со скобой 3, укрепленной на изоляторе 2, а другим — с обратным проводом 13, проходящим внутри стержня к зажиму 1. Изоляция токоведущих частей от стального корпуса 8 осуществляется кварцевой втулкой (стаканом) 10, изолятором 2 и керамическим фланцем 6 с резиновой прокладкой 7. Фланец 6, выполненный вместе с керамическим стержнем 11, прикреплен к корпусу нагревателя
болтами 4 с шайбами 5.
Теплота от спирали передается воде через окружающий ее воздух, кварцевый стакан, графитовую оболочку 9, служащую для улучшения теплопередачи, и корпус нагревателя. Графитовая оболочка также защищает кварцевый стакан от повреждений.
та
Каждый ТЭН рассчитан на напряжение 500 В. В котле ТЭНы собирают последовательно в подгруппы по 6 штук.2 подгруппы соединены в группы параллельно.
Техническое обслуживание систем отопления вагонов
Перед производством работ по техническому обслуживанию арматуры системы отопления производится слив теплоносителя (воды). Если в системе отопления находится ТОСОЛ, то слив его из системы не производится. Слив головки системы отопления расположены в бойлерном отделении и коридоре напротив служебного отделения. Для слива теплоносителя необходимо откинуть кожух, присоединить шланг соответствующего диаметра, снять щиток отопления, отвернув четыре винта, и открыть соответствующие краны.
Отопительный бойлер, расширительный и запасной баки промывают и осматривают. Вышедшие из строя ТЭНы, паронитовые прокладки, дефектные болтовые соединения заменяют новыми. Ослабшие болтовые соединения подтягивают. Трубы отопления снаружи очищают от пыли и грязи, межреберные промежутки оребренных труб промывают. Поврежденные трубы отопления ремонтируют посредством сварки или заменяют неисправные элементы новыми. Все отверстия для трубопроводов в полу и стенах бойлерного отделения должны иметь уплотнения. Исправность ручных и электрических циркуляционных насосов проверяют в рабочем состоянии и устраняют неисправности. Краны и клапаны системы отопления осматривают, проверяют на плотность закрытия и работу без заедания, обнаруженные неисправности также устраняют. При необходимости неисправную арматуру вагона демонтируют, разбирают и ремонтируют. Сальниковые и фланцевые уплотнения, имеющие следы подтеков, заменяют. Неисправные дистанционные термометры, датчики – реле температуры и жидкостные выключатели, расположенные в бойлерном отделении, заменяют новыми.
Перед заполнением системы отопления теплоносителем необходимо убедиться в том, что сливные пробки ручного насоса, соответствующие клапаны и краны закрыты; следует также проверить наличие уплотнительного кольца в заправочной головке. Заправка системы теплоносителем производится через наливную трубу с клапаном через заправочную головку.
Воздух из системы необходимо выпустить через воздушные трубы в расширительный бак, соединенный с запасным баком, и водопробный кран, который необходимо закрыть при появлении теплоносителя.
Во время заполнения необходимо следить за уровнем теплоносителя в системе. После появления теплоносителя из переливной трубы нужно продолжить заправку до заполнения запасного бака на 1/3 объема (метка на водомерном стекле). Затем отключить подачу теплоносителя и закрыть кран.
Особенности обслуживания систем отопления и охлаждения вагонов – ресторанов модели 61-4189.
На вагонах ресторанах модели 61-4189 в качестве теплоносителя используется 50%-ный раствор пропиленгликоля. При поступлении вагона – ресторана на ТО-3 систему отопления и охлаждения осматривают на предмет выявления возможных утечек из трубопроводов теплоносителя. В случае если уровень теплоносителя недостаточный, на пульте управления в служебном отделении загорается лампочка «Низкий уровень гидросистемы». В случае наличия утечек теплоноситель спускают из всей системы или только из участка, подлежащего ремонту. При этом:
- необходимо убедиться в том, что сливные пробки ручного насоса и соответствующие краны закрыты, а также проверить наличие уплотнительного кольца в заправочной горловине;
- заправка системы с теплоносителем производится через наливную трубу с краном через заправочную горловину с использованием рукава с желтыми соединительными головками, расположенного в прилагаемом ЗИП вагоне, находящемся в бойлерном отделении;
- при заправке необходимо один конец рукава с заправочной головкой присоединить к заправочной головке, расположенной в бойлерном отделении над лючком запасного бака на тамбурной стене, а второй конец вывести наружу через открытую тамбурную дверь для подсоединения к наливному шлангу емкости для теплоносителя;
- снять крышку с лючка запасного бака и открыть кран;
- воздух из системы выпускают через воздушные трубы в расширительный бак, соединенный с запасным резервуаром, и водопроводный кран, который закрывают, как только в нем появится теплоноситель;
- во время заполнения необходимо следить за уровнем теплоносителя в системе; после появления теплоносителя из переливной трубы продолжить заправку до заполнения запасного бака на 1/3 объема (метка на водомерном стекле), после чего заправку прекратить, отключив подачу теплоносителя и закрыть кран;
- во избежание выливания теплоносителя на пол бойлерного отделения необходимо отключить второй конец рукава от наливного шланга и только после слива остатка теплоносителя из рукава и наливной трубы в отдельную емкость отсоединить шланг от заправочной горловины. Доставка системы производится ручным насосом из запасного бака.
Пополнение системы отопления теплоносителем из посторонней емкости можно производить через пробку, установленную между ручным насосом и запасным баком.
5.4.2 Система водоснабжения
Система водоснабжения пассажирских вагонов является важнейшим санитарно-техническим оборудованием, обеспечивающим необходимые условия пассажирам во время их длительной поездки. Независимо от типа каждый пассажирский вагон оснащен самотечной системой водоснабжения, предназначенной для обеспечения пассажиров питьевой водой, удовлетворения их бытовых нужд и пополнения системы отопления в промежутках между заправками. В вагоностроении нашли применение две системы водоснабжения пассажирских вагонов: отечественного и постройки заводов Германии.
Отечественная система водоснабжения (рис. 5.13) общей вместимостью 1000 литров обеспечивает горячей и холодной водой всех потребителей вагона. Система снабжения холодной водой состоит из большого 77 и малого 4 баков с поддонами 5, объединенных двухдюймовой трубой, наливных труб с соединительными головками, расположенными под вагоном с обеих сторон, и сети трубопроводов (на схеме изображены сплошными линиями) с разнообразной арматурой.
Большой бак 17 объемом 850 л расположен над потолком туалета и коридора нетормозного конца вагона. Он состоит из стального корпуса, волнорезов и крышки. В корпус вварены две наливные трубы и вестовая труба, ограничивающая уровень воды в баке. По торцам бак снабжен люками, предназначенными для его очистки. Малый бак 4 объемом 80 л размещен над потолком туалета и коридора тормозного конца вагона. Он состоит из стальных корпуса, крышки и снабжен смотровым люком, воздушной трубой и водомерным стеклом. Внутренняя поверхность большого и малого баков оцинкована, а наружная окрашена эмалью. Поддоны изготовлены из листовой оцинкованной стали и имеют слив под вагон. Сливные трубы снабжены обогревателями, расположенными на их концах. На наливных трубах устанавливают вентили, предназначенные для предотвращения выплескивания воды из бака во время движения вагона. Головки наливных труб закрывают кожухами, предохраняющими их от загрязнения, и оборудуют электронагревателями. Уровень воды в обоих баках, соединенных между собой уравнительной трубой, определяется по водомерному стеклу, установленному на малом баке 4. Из баков холодная вода поступает к кипятильнику 10, водяной коробке системы отопления, в туалеты к умывальникам 13 и унитазам 12, а также в служебное отделение к мойке 14.
Система снабжения горячей водой состоит из водогрейной плиты 8, расширительного бака б, расположенных в котельном отделении, а также бака 11 для горячей воды, размещенного над потолком коридора котлового конца вагона, и системы трубопроводов горячей воды (на схеме изображены пунктирными линиями). Бак для горячей воды 11 объемом 45 л состоит из стального корпуса, покрытого теплоизоляцией, крышки, змеевика и патрубка. Для периодического контроля за температурой воды в бак вмонтирован термометр с дистанционным указателем температуры. Покрытие поверхностей корпуса бака горячей воды выполнено аналогично с баками холодной воды. Расширительный бак б состоит из корпуса, переливной трубы, не допускающей повышения воды выше установленного уровня, водопроводной трубы и патрубков для подсоединения различных трубопроводов. Для управления системой водоснабжения вагона служат вентили 2, 7 и краны 3.
Рассматриваемая система имеет два режима работы: зимний и летний. В зимнем режиме при работающем котле системы отопления горячая вода непосредственно из котла поступает в змеевик бака 11. В летнем режиме при неработающем котле горячая вода в змеевик поступает от водогрейной плиты 8. Перед тем, как затопить водогрейную плиту, а также когда она уже топится, уровень воды в расширителе периодически проверяется, открывая водопробный кран, и, в случае необходимости пополнения, подкачивается ручным насосом 9. Питьевая вода перед употреблением кипятится и поступает в бак 16, а охлаждение ее осуществляется водоохладителем 15.
Система водоснабжения в пассажирском купейном вагоне (рис. 5.14) включает два сообщающихся между собой бака 13, размещенных в конце кузова вагона. Общий объем рассматриваемой системы водоснабжения составляет 1050 литров. В котловом конце вагона установлен промывной бак объемом 50 л, в который вода поступает из больших баков по трубе 11. В этой системе вода нагревается в специальном бойлере 1 змеевиком 2, соединенным системой труб и кранов с котлом отопления. Температура воды в бойлере контролируется с помощью термометра 4. Система заполняется водой посредством наливных труб 14, находящихся в некотловом конце вагона: одна — со стороны купе, а другая — со стороны коридора. На концах этих труб имеются соединительные головки, служащие для подключения наливных шлангов, защищенные кожухами. В зимнее время перед заполнением системы заблаговременно включают электрические обогреватели для оттаи¬вания головок наливных труб.
В случае заполнения системы одной трубой 14, другая и труба 16 являются вестовыми, не допускающими завышения установленного уровня. Когда заполнение системы закончено, в средней части кузова на электрощите, смонтированном на боковой стене, зажигается сигнальная лампочка белого цвета, после чего наполнение прекращается, а выключатель сигнальной установки на распределительном щите служебного отделения ставится в положение «выключено». Магистральный трубопровод 11, идущий вдоль вагона, питает холодной водой кипятильник 9 через фильтр и поплавковую камеру, а систему отопления — через обратный клапан. Кипяченая вода из кипятильника 9 перекачивается ручным насосом в бак 6, откуда она поступает в бак 7 охладительной установки. Охлажденная до +(12—18) °С вода по трубопроводу поступает к крану питьевой воды, установленному в нише стены коридора котлового конца вагона. Умывальные чаши 5, расположенные в обоих концах вагона, а также мойка 8 снабжаются холодной и горячей водой. К унитазам 17 холодная вода поступает из системы холодного водоснабжения, но для оттаивания в зимний период к ним через трубопровод 18 из системы отопления подается горячая вода. Для подсоединения шланга, используемого при уборке туалета, предусмотрен трубопровод 3 с вентилем. Горячая вода к умывальникам 5 и мойке 8 поступает по трубопроводу 72, а возвращается в бойлер неиспользованной горячей воды по трубопроводу 10. Уровень воды в баках 13 проверяют с помощью контрольных трубок 15 и кранов, установленных в туалете некотлового конца вагона.
Пассажирские вагоны других типов, такие как вагоны-рестораны, почтовые, багажные и другие, также оборудованы самотечной системой водоснабжения и отопления и отличаются от рассмотренных выше конструктивными решениями, обусловленными назначением вагона. В вагоне-ресторане, например, установлены две самостоятельные системы снабжения горячей и холодной водой: первая — для кухни с раздаточным отделением, вторая — для котельной с туалетным отделением. Для снабжения кухни и раздаточной холодной водой имеется бак емкостью 800 литров, расположенный над потолком кухни. Из бака холодная вода по трубам подается к кранам: мойке, находящейся в раздаточной, мойке и умывальнику, находящимся в кухне. От этого же бака по трубопроводу ручным насосом вода подается к водонагревателю и баку горячей воды, объем которого равен 50 литров. Отсюда вода через очистной фильтр поступает к кранам моек для посуды и умывальника.
Обе системы холодной и горячей воды кухни и раздаточной наполняются через соединительные головки, расположенные в середине вагона с обеих сторон кузова. Система налива воды всего вагона оборудована электрической сигнализацией наполнения баков. Когда наполнение системы подходит к концу, загорается лампочка на щитке, которая гаснет в момент прекращения наполнения. Наливные трубы и труба слива умывальной чаши имеют электрические обогреватели. Запас воды в вагоне-ресторане для котельной и туалета составляет 130 л. Холодная вода по трубопроводу подается в котел отопления, к умывальной чаше и душу. Горячая вода от водонагревателя по трубопроводу путем естественной циркуляции попадает в бак горячей воды и возвращается обратно в водонагреватель. Расходуется горячая вода в туалете, душе и умывальнике.
Система водоснабжения багажных и почтовых вагонов также имеет горячую и холодную воду. Система снабжения холодной водой состоит из бака емкостью 300 литров, расположенного над коридором в нише служебного отделения, а также трубопроводов и водоразборных устройств. Система заполняется водой снизу из-под вагона по наливным трубам, проходящим в коридоре и купе багажных раздатчиков. Горячей водой душ снабжается от расширителя котла, а туалет — от системы отопления. На почтовых вагонах некоторых моделей для получения горячей воды установлен электронагреватель на 25 л. Питьевая вода в пассажирских вагонах приготавливается в кипятильниках непрерывного действия (рис. 5.15) с комбинированным электроугольным отоплением. Он состоит из корпуса У, топки 21 угольного отопления, электрических элементов: верхнего 33 и бокового 27, водосборника 32 кипяченой воды, поплавковой камеры 18 с клапаном 16, фильтра 9, указателя 30 уровня кипяченой воды, термометра 19 и арматуры: трехходового 7, водоразборного 20 и спускного 22 кранов.
Пространство между наружной стенкой корпуса кипятильника 1, корпусом топки 21 и конусной трубой 31 водосборника заполняется сырой водой. Внутренняя стенка корпуса кипятильника и конусная труба образуют водосборник 32 кипяченой воды, который соединен с атмосферой сливным патрубком 3. Вода из сети водоснабжения посту¬пает в кипятильник через трехходовой кран 7 и фильтр 9, поплавковую камеру 18 и кран 22.
При нагревании воды до температуры кипения она переливается через конус 31 в водосборник 32, уровень ее в камере сырой воды и поплавковой камере понижается, поплавок 16 опускается и открывает клапан водопровода. Таким образом, сырая вода пополняет кипятильник, ее уровень поднимается и поплавок своей верхней запорной иглой перекрывает водопровод. Поплавок отрегулирован так, что уровень сырой воды не может подняться выше уровня, не доходящего на 40 мм до верхней кромки конуса 31, в результате чего исключается возможность попадания ее в некипяченом виде в водосборник 32. Уровень сырой воды контролируется по указателю 12 уровня поплавковой камеры, на котором нанесены две красные риски 14 и 15. Верхняя риска указывает на предельное наполнение кипятильника водой, а нижняя — на предельно возможный расход сырой воды и минимально допустимый уровень ее в камере. Наполнение водосборника кипяченой водой контролируют по указателю уровня 2, на котором также имеется красная риска, указывающая на предельное наполнение водосборника. Производительность кипятильника при нормальной его работе составляет 1,1—1,4 л кипяченой воды в минуту.
Установка для охлаждения питьевой воды (рис. 5.16) состоит из компрессора 18, нагнетательного вентиля 20, конденсатора 16, ресивера 13, запорного вентиля 12, фильтра 11, автоматического регулирующего вентиля 10 и испарителя 8. Кипяченая вода из бака 4 поступает в бак 6, охлаждается в нем, а затем подается к водоразборному крану 2.
Вода охлаждается за счет отдачи своего тепла парам хладагента в испарителе 8. Процесс работы холодильной установки заключается в следующем. Из компрессора 18 газообразный хладагент через нагнетательный вентиль 20 поступает в конденсатор 16 и переходит в жидкое состояние. Из конденсатора он через ресивер 13, запорный вентиль 12, фильтр 11 и автоматический регулирующий вентиль 10 компрессором 18 нагнетается в испаритель 5. При прохождении через регулирующий вентиль 10 жидкий хладагент расширяется, давление его резко падает и он переходит в газообразное состояние — испаряется.
В процессе испарения хладагент отбирает тепло от воды, а затем его пары всасываются компрессором 18 через всасывающий вентиль 19, и цикл повторяется. Уровень температуры охлаждения воды устанавливается при помощи термостата 7 и может регулироваться в пределах +(12—20) °С. Водоохладитель размещен в шкафу, где находятся бак 4 для кипяченой воды вместимостью 40 л, бак для охлажденной воды 6, холодильный агрегат 17, а в нише 1 кран 2 для раздачи воды.
Для удаления воздуха из теплообменника необходимо:
- закрыть все краны на входе теплообменника;
- включить электронасос системы охлаждения;
- открыть кран у первого теплообменника со стороны тормозного конца вагона на 3*4 мин;
- открыть кран на втором теплообменнике и закрыть кран на первом и так далее для всех десяти теплообменников;
- время прокачки каждого теплообменника 3*4 мин. При этом необходимо следить за уровнем пропиленгликоля в запасном бачке системы охлаждения. При понижении уровня пропиленгликоля ниже риски на смотровом лючке бака необходимо произвести его пополнение.
Во время заполнения необходимо следить за уровнем теплоносителя в системе. После появления теплоносителя из переливной трубы продолжить заполнение запасного бака до риски (150мм от дна бака), после чего заправку прекратить, отключив подачу теплоносителя и закрыть кран.
Дозаправку систему охлаждения выполняют с помощью электронасоса из запасного бака системы охлаждения через фильтр и обратный клапан, который исключает перелив теплоносителя через бак.
Эксплуатация водяного отопления
На стадии подготовки вагона в рейс в отопительный период при наличии в вагоне водяного или комбинированного отопления, проводник обязан проверить состояние котла, положение всех вентилей и дроссельных заслонок, наличие колосников в топке, исправность насосов и измерительных приборов, наличие воды в системе и отсутствие в ней течи, наличие технической документации, а также инвентаря.
Отопление вагонов начинается при температуре наружного воздуха 100 С и ниже. Растопку котла производят бумагой и мелко наколотыми дровами. По мере разгорания дров топку загружают топливом равномерно по колосниковой решетке. При этом дверца топки должна быть закрыта, а дверца зольника открыта. Интенсивность горения топлива регулируют количеством воздуха, подаваемого в топку черех дверцу зольника. Для увеличения тяги и притока воздуха дверцу зольника открывают, а для уменьшения – прикрывают. Рекомендуемая толщина слоя топлива для крупных кусков угля 100-200 мм, для мелких 50-100мм. Для лучшего горения топлива периодически пикой делают проколы топлива и шлака. Нельзя допускать скапливания золы и шлака по периметру колосниковой решетки в месте соприкосновения с кожухом огневой коробки, так как они создают значительное препятствие теплообмену. Во время топки котла нужно поддерживать постоянное горение топлива и необходимую температуру воды в котле. Необходимо систематически контролировать уровень воды в системе отопления по гидрометру или контрольному крану, при необходимости подкачивая воду насосом.
Во избежание парообразования и связанных с этим потерь воды и ухудшения ее циркуляции проводник должен следить по термометру за тем, чтобы температура воды в системе не превышала 900 С. При более высокой температуре крышку зольника следует закрыть.
При низких температурах наружного воздуха ускорение обогрева вагона производят с помощью ручного циркуляционного насоса при температуре воды в котле не ниже 500 С. Перед посадкой пассажиров вагон должен быть прогрет до температуры 18 -200 С.
Если на поверхности топлива образуются темные пятна, постепенно заволакивающие всю поверхность колосниковой решетки, следует проводить чистку котла топки. Рекомендуется чистить топку в три этапа: сгрести весь горячий слой топлива в одну сторону, пикой поднять шлак, после удаления топочных газов выложить его в ведро, золу удалить через отверстия колосниковой решетки в зольник; сдвинуть горячий слой топлива на очищенную поверхность колосниковой решетки и так же произвести чистку второй его части; разровнять горячий слой топлива и загрузить топку свежим углем, золу из зольника выгрести в ведро. Производить чистку топки котла следует быстро, не дожидаясь ее охлаждения.
В пункте формирования и оборота необходимо очистить топку и зольник от золы и шлака и содержать котел в рабочем состоянии. После отопительного сезона в целях сохранности система отопления должна быть заполненной водой. В процессе эксплуатации периодически, но не менее одного раза в сутки и при наполнении системы отопления водой, необходимо выпускать воздух через воздухоспускные краны.
В зимний период при плюсовых температурах наружного воздуха вагоны во всех поездах снабжаются топливом в пунктах формирования и оборота до полной вместимости угольных ящиков.
Особенности технического обслуживания вагонов с электрическим и комбинированным отоплением
В соответствии с правилами Международного союза по пассажирским м багажным вагонам для электрического отопления вагонов могут применяться переменный ток напряжением 1500В частотой 50Гц и постоянный – напряжением 1500 и 3000В. На отечественных дорогах электроотопление работает на напряжении 3000В постоянного или переменного однофазного тока частотой 50Гц. При работе на постоянном токе электроотопление получает питание без преобразования с электровоза через междувагонные электрические высоковольтные соединения и подвагонную магистраль.
При работе на переменном токе напряжением 25 кВ частотой 50Гц переменный ток в главном трансформаторе электровоза преобразуется в переменный напряжением 3000В частотой 50Гц. Для высоковольтного оборудования вагонов род тока значения не имеет.
При передаче электрической энергии для отопления на каждом вагоне устанавливают межвагонные электрические соединения, включающие штепсель, гнездо – розетку и холостой приемник (глухую розетку). Штепсель и розетка служат соединительными элементами высоковольтной поездной магистрали. Отверстие для штепселя в розетке закрыто крышкой, которая запирается блокировочным замком. Открыть крышку и вставить штепсель в гнездо можно только после открытия замка ключом отопления. При открытой крышке ключ из розетки не вынимается. Аналогично с помощью ключа открывают и запирают холостой приемник штепселя.
При разрыве поезда в пути машинист электровоза должен снять напряжение с отопительной магистрали и вместе с поездным электромехаником обеспечить отключение отопительной магистрали от электровоза.
В случае пожара бригада, обслуживающая вагон, и машинист электровоза должны действовать согласно Инструкции по обеспечению пожарной безопасности в вагонах пассажирских поездов и Инструкции по обеспечению пожарной безопасности на локомотивах и моторвагонном подвижном составе.
Сроки отопления состава от электровоза (подключения состава к электровозу) установлены на большей части дорог с 5 сентября по 15 мая.
Проверка комплектности и исправности электрооборудования вагонов и электровозов при подготовке к зимним перевозкам должна заканчиваться на 20 дней до отопительного сезона.
В отопительный период при ТО-1 осматривают заземляющие шунты. Штепсели головного и хвостового вагона вынимают из холостого приемника и осматривают. Механизмы запоров проверяют ключом отопления.
Межвагонные соединения других вагонов проверяют без разъединения. Открывают ящики с электрооборудованием и осматривают электрические аппараты. Проверяют соединения видимых заземляющих шунтов на котлах комбинированного отопления и защитных кожухах электрических печей. Системы электрического или комбинированного отопления проверяют на функционирование аппаратов управления и сигнализации. Приводят измерения сопротивления электроизоляции магистрали каждого вагона, которое должно быть не менее 20Мом, а состава до 24 вагонов – не менее 1,2Мом.
За 1 ч до отправления поезда с технической станции состав подключают для отопления к стационарной установке или электровозу. Во время отопления проверяют работоспособность электроотопления по температурному режиму в вагонах. Температура воздуха в вагонах должна быть 18 — 220 С.
В пунктах обора поездные электромеханики проверяют состояние межвагонного соединения головного вагона, осматривают электрооборудование и проверяют систему электрического или комбинированного отопления на функционирование.
Техническое обслуживание электрооборудования высокого напряжения поездов с оборотом до трех суток производится в пункте формирования через 6 суток.
Электрооборудование отопительных установок вагонов в эксплуатации должно работать только в автоматическом режиме управления.
На каждом пассажирском поезде, сформированном из вагонов с высоковольтным комбинированным или электрическим отоплением, должен быть только один из ключей отопления для проверки устройств.
Запрещается подключать к электровозу на отопление количество вагонов более установленного, указанного на кузове электровоза.
В маршруте машиниста поездной электромеханик указывает фактическое количество отапливаемых вагонов в составе поезда. На подготовленный в рейс состав пассажирского поезда должна быть дана готовность к подаче на него высокого напряжения ответственным работникам за его подготовку. После присоединения отопительной магистрали состава машинист поднимает токоприемник, вставляет отопительный ключ в гнездо на пульте управления и поворачивает его – на передней панели распределительного шкафа загорается сигнальная лампа, указывающая, что состав находится под напряжением 3000В.
Нагревательные приборы
К ним относят электропечи низковольтного отопления (расположены под кожухами батарей отопления), электрокалориферы (находятся в вентиляционном канале), электрокипятильники, электроплитки (в котельном отделении).
Все нагревательные приборы должны включаться в строгом соответствии с правилами эксплуатации. На них запрещено развешивать тряпки или ветошь для сушки. С ними не должны контактировать посторонние предметы. При эксплуатации нагревательных приборов проводнику запрещено покидать вагон. Кроме этого их нельзя включать при питании вагона от АКБ, при неисправном генераторе, а также при подаче питания в соседний вагон.
Снятие напряжения и отсоединение отопительной магистрали состава производится в обратном порядке.
После подключения состава к электровозу переменного тока машинист должен произвести пуск вспомогательных машин, а затем включить отопление поезда. После подключения отопительной магистрали проводники должны установить переключатель пульта управления на автоматический режим отопления. Перед отсоединением отопительной магистрали от источника электроснабжения необходимо отключить устройства вагонов.
При наличии напряжения в составе поезда запрещается выполнять работы по техническому обслуживанию электрооборудования и запрещается мыть полы при наличии высокого напряжения на электрических печах. Разрешается влажная протирка при включенных печах. На вагонах с комбинированным отоплением разрешается влажная уборка полов, кроме котельного отделения, без отключения электрических цепей комбинированного котла отопления.
На электрифицированных участках пути работникам поездной бригады запрещается влезать на крышу вагона для каких-либо работ. Лестница для подъема на крышу должна быть заперта на ключ и опломбирована.
При срабатывании элементов защиты отопительной системы машинисту разрешается один раз произвести включение. В случае повторного срабатывания защиты последующее включение можно производить после выявления и устранения причины срабатывания.
В случае повреждения отопительной магистрали поезда с комбинированным отоплением, в зависимости от места повреждения, состав или группа вагонов переводятся на угольное отопление, в зависимости от места повреждения, состав или группа вагонов переводится на угольное отопление. Для включения отопления поезда на электровозах в депо приписки электровозов должны быть ремонтные ключи.
На ключе отопления должны быть нанесены код дороги, условный номер депо и порядковый номер ключа. Для учета ключей в депо ведется книга их выдачи и получения. Запрещается лицам, обслуживающим высоковольтное отопление, и локомотивным бригадам иметь и применять другие ключи и приспособления для открывания межвагонных соединений и ящиков с аппаратурой.
Соединяет и разъединяет отопительную магистраль головного вагона и электровоза поездной электромеханик в присутствии машиниста с ключом от электрических цепей управления электровозом. При этом на электровозе должны быть опущены токоприемники. После присоединения отопительной магистрали поезда к электровозу поездной электромеханик передает ключ машинисту; после отсоединения ключ остается у поездного электромеханика.
При количестве вагонов в составе до 20 единиц отопительная магистраль соединяется одним межвагонным соединением, а при большем количестве вагонов в составе –двумя. Все операции по соединению и разъединению головного вагона с электровозом электромеханик должен проводить в резиновых перчатках.
Соединяют и разъединяют отопительную магистраль состава поезда в межпоездном отстое от стационарного пункта отопления работники вагонного депо, допущенные к обслуживанию электрооборудования высокого напряжения, вместе с поездным электромехаником или начальником поезда.
Во время отопления состава поезда от стационарного пункта электроотопления проводники находятся в вагонах.