Маслонаполненные электроотопители – популярные в быту агрегаты, характеризующиеся высокой долговечностью, так как производство их осуществляется в промышленных условиях с использованием современных технологий. Однако эти электроприборы не рассчитаны на противостояние всем нештатным ситуациям в быту и всё же выходят из строя.
Устройство даже самого современного агрегата позволяет в отдельных случаях выполнить ремонт масляных обогревателей самостоятельно.
Бытовые маслонаполненные обогревательные электроприборы: слева – плоский, справа – ребристый.
Рассмотрим этот популярный бытовой отопитель в ракурсе оценки возможности его восстановления после выхода из строя, так как отремонтировать масляный обогреватель нужно с гарантией безопасности его дальнейшей эксплуатации.
Распространённые неисправности масляного обогревателя, их признаки и способы ремонта
Устранение неисправности маслонаполненного электроотопителя, как и ремонт инфракрасного обогревателя любого другого вида, требует наличия определённых навыков и соблюдения ряда правил.
Важно! При выходе из строя любого из элементов конструкции масляного обогревателя эксплуатация отопителя должна быть прекращена до устранения неисправности.
Фактическое изображение одной из моделей масляных обогревателей с перечнем устройств наружного оснащения
Прежде всего, следует сознавать, что восстановление работоспособности большинства комплектующих этого обогревательного прибора в домашних условиях невозможно или же требует профессиональных знаний и навыков. Экспериментирование с вышедшими из строя электрическими узлами чревато непредсказуемыми последствиями (электротравма, термотравма, пожар, взрыв), поэтому ремонтировать масляный обогреватель своими руками, не имея профессиональной подготовки, в большинстве случаев следует лишь путём замены пришедшей в негодность детали.
Кроме того, при ремонте электроотопителя необходимо выполнение следующих правил:
- прибор должен быть выключен из розетки;
- обогреватель должен быть остужен до комнатной температуры;
- оснащение прибора самодельными комплектующими запрещено;
- следует избегать контакта трансформаторного масла с телом, а также с изоляцией проводки;
- замена штатного сетевого электрокабеля с заземляющей жилой на провод без заземления запрещена.
Протечка масла
Нарушение герметичности масляного радиатора происходит обычно при его механическом повреждении или в результате коррозии, вызванной дефектом защитного лакокрасочного покрытия.
Когда давно используемый, привычный масляный радиатор потёк, возникает естественный вопрос, что делать, почему бы не попробовать восстановить его герметичность своими руками?
Однако, ремонт инфракрасного обогревателя своими силами в случае протечки возможен лишь при условии, что прибор — агрегат отечественного производства старого образца со стальным радиатором плоского исполнения и съёмным ТЭНом.
Плоские масляные электроотопители отечественного производства с радиаторами из стали
*
Для производства ремонта от корпуса прибора отсоединяется блок управления, под которым расположен ТЭН. Затем нагреватель после отсоединения контактов выкручивается, и масло через монтажное гнездо сливается в чистую ёмкость. Остаткам масла дают стечь, после чего радиатор заполняют водой, чтобы исключить воспламенение внутри него масла.
Толщина стенок таких радиаторов составляет 1-1,2 мм, что позволяет использовать электросварку. Место протечки на корпусе зачищают болгаркой со шлифовочным диском или вручную – грубой наждачной бумагой. В зависимости от места и размера повреждения, вырезают латку из стали соответствующей толщины, накладывают её на отверстие и обваривают с помощью полуавтомата Kemppi.
Аппараты Kemppi разных моделей для полуавтоматической электросварки в бытовых условиях
Сварочный шов зачищают и шлифуют, после чего при необходимости проваривают ещё раз. После обезжиривания место ремонта окрашивают термостойкой краской, например, Rustins High Heat Black Pain.
Важно! Если обогреватель окрашен по порошковой технологии, то при производстве ремонтных работ нужно стремиться к минимальным повреждениям покрытия – в бытовых условиях восстановить его невозможно.
Термостойкая краска Rustins High Heat Black Pain в расфасовке малого объёма
После высыхания краски радиатор заполняют на 80% маслом, и обогреватель собирают в обратном порядке.
Если масляный отопитель до выполнения ремонта щёлкал при нагреве, не стоит ожидать, что щелчки пропадут после восстановления герметичности – сопряжения деталей корпуса деформируются при повышении температуры и при этом потрескивают.
Ремонт радиаторов ребристых масляных обогревателей не целесообразен, так как изготовлены они из тонкой листовой стали с использованием лазерной сварки. Восстановление герметичности таких резервуаров технически сложно, в бытовых условиях не гарантирует успеха или по затратам сравнимо со стоимостью нового обогревателя. Кроме того, если ТЭН является несъёмным, то слить масло можно через повреждение, а вот залить его обратно уже не будет представляться возможным.
Отсутствие нагрева
*
Технически исправный маслонаполненный бытовой отопитель при включении в сеть негромко трещит. Этот фактор не опасен, так как обусловлен лишь расширением сборного корпуса агрегата, который щёлкает при нагреве.
Если же после включения агрегата и установки нужных значений мощности и температуры отопительный прибор бесшумен, значит, нагрева радиатора не происходит, и неисправность следует искать в электрической части.
Прежде всего, визуально осматривают целостность электрокабеля. Если видимых повреждений нет, необходимо сначала демонтировать с нижней части корпуса агрегата стойки с колёсами.
Затем нужно отсоединить от радиатора блок управления, для чего на нём сверху отвёрткой поддевается и снимается штатная табличка с надписью Do not cover, под которой находятся винты крепежа.
Место размещения крепления винтов блока управления к корпусу
Отвинтив крепёж сверху, в нижней части блока управления также отдают винты или отстёгивают фиксирующие пружины (в зависимости от модели), с ребра стыка блока с радиатором снимают обечайку, и демонтированный узел укладывают внутренней стороной наружу.
Последовательность демонтажа блока управления с корпуса масляного обогревателя
Производят визуальный осмотр целостности проводки и изоляции, а также качества контактов в местах соединения проводов, обращая внимание на участки с изломами и окислением. Провод с явным внутренним повреждением заменяют на новый, окисленные контакты разбирают, зачищают наждачной бумагой и собирают заново.
По окончании визуального осмотра приступают к «прозвонке» комплектующих с помощью тестора – мультиметра, которую начинают с тестирования жил участка провода от вилки до ближайшего соединения. Операция упрощается разными цветами жил в кабеле электроприбора, что позволяет легко отследить направление проводки.
Звуковой сигнал тестора свидетельствует о целостности прозваниваемого участка, отсутствие сигнала – о повреждении.
Начальный этап прозвонки масляного обогревателя с помощью мультиметра – участок от вилки до ТЭНа
Замена трубчатого нагревателя
*
ТЭН, кроме нагревательных элементов, оснащён снаружи предохранителями по току и температуре, наличие которых нужно учитывать при прозвонке. Не исключена вероятность ситуации, когда при исправном ТЭНе сгорел один из этих предохранителей, или даже вышли из строя оба.
Предохранители ТЭНа: слева – по температуре, справа – по току
Если тестирование всё же выявило выход из строя трубчатого нагревателя, то дальнейшие действия зависят от способа установки ТЭНа в радиаторе. Резьбовое крепление нагревателя при отсутствии вальцовки позволяет выполнить его замену. В этом случае ТЭН выкручивается из радиатора, и взамен него с заменой уплотнительной прокладки устанавливается нагреватель с идентичными параметрами по мощности и температуре отключения.
Трубчатый электронагреватель резьбового способа установки в отопительный агрегат
При несъёмном варианте установки нагреватель завальцован в гнезде радиатора. В бытовых условиях развальцевать старый и установить новый ТЭН, выполнив его герметичную вальцовку, очень сложно, поэтому следует подумать о покупке нового масляного отопителя.
Неисправность регулятора температуры
Тестирование этого узла выполняется следующим образом:
- прозванивают участок цепи от вилки до терморегулятора;
- регулятор устанавливают на минимальное значение температуры и тестируют – цепь должна быть разомкнута;
- во время включения каждого из нагревателей в отдельности, а также двух ТЭНов одновременно при установке регулятора температуры в отличное от нуля значение цепь должна быть замкнута.
Вид изнутри терморегулятора бытового масляного обогревателя Sinbo мощностью 2 кВт
Если прозвонка терморегулятора показала его неисправность, то есть, масляный обогреватель не реагирует на переключение режимов мощности или изменение температуры поворотом маховика, устройство необходимо заменить, так как диагностика его технических характеристик с последующим ремонтом по результатам проверки в промышленных условиях не целесообразны, а сделать это в бытовых условиях крайне сложно.
При отсутствии неисправностей регулятор очищают от пыли, а контакты подтягивают.
Выход из строя биметаллической пластины
*
Вопрос, может ли взорваться масляный обогреватель, актуален, так как давление масла в радиаторе достигает высоких значений, а воздушная «подушка» в виде 20% его объёма имеет всё же ограниченный потенциал. Чтобы этого не произошло, в конструкции отопителя присутствует термореле, которое должно отключить обогреватель при перегреве.
В обычных условиях это реле, представляющее собой биметаллическую пластину, должно замыкать электрическую цепь. Если же мультиметр констатирует разрыв цепи в этом термопредохранителе, то его также следует заменить на новый с идентичными характеристиками.
Прозвонка термореле маслонаполненного отопителя и внешний вид термореле
Масляные обогреватели взрываются крайне редко именно потому, что имеют несколько степеней защиты, дублирующих друг друга, а вероятность одновременного выхода из строя всех устройств, обеспечивающих безопасность, мала.
Отсутствие отключения обогревателя при опрокидывании
Размыкание электрической цепи при наклоне масляного отопителя или его опрокидывании обеспечивается устройством, принцип действия которого основан на наличии в его конструкции подвешенного грузика, который при отклонении агрегата от вертикали сохраняет своё положение.
Вариант оснащённости масляного обогревателя устройством размыкания цепи при опрокидывании прибора – отвес с металлической гирькой
Тестирование этого устройства производится путём отклонения обогревателя от вертикали вручную. Если отключения прибора не происходит, элемент необходимо очистить от пыли и расходить, а лучше — заменить новым, установка которого не представляет труда.
Следует отметить, что при выходе из строя защитного выключателя масляный отопитель не взрывается – при перегреве ТЭНов, не покрытых маслом, срабатывает термозащита трубчатого нагревателя, или же электрическую цепь размыкает термореле.
Изготовление обогревателя из подручных средств
Как сделать самодельный масляный обогреватель? Этой теме посвящено множество видео-обзоров в социальных сетях. Принцип сбора везде идентичен, различаются только внешние показатели и назначение обогревателя.
В статье представлен усредненный вариант, который подойдет как для гаража, так и для дачи или дома. От ваших возможностей, мастерства и наличия материалов будет зависеть внешний вид радиатора и его функциональность.
Подготовка материала
Набор необходимых материалов наверняка найдется в гараже каждого из автолюбителей или умелых домашних мастеров. Что потребуется для создания обогревателя:
- металлические трубы или чугунная батарея,
- ТЭН,
- новое или отработанное масло,
- провод с вилкой,
- сварочный аппарат, если вы планируете сформировать нужные габариты конструкции.
Остановимся подробнее на принципах подбора материала.
Батарея может быть бывшая в использовании, главные требования — целостность, отсутствие внешних и внутренних загрязнений. Для переделки обычно используют чугунные образцы, проверенные временем.
Металлические трубы можно использовать разного диаметра, формы и длины, толщина выбирается тоже на ваше усмотрение. Чем больше площади требуется прогреть, тем более габаритной должна быть ваша конструкция. Для корпуса активно используют также радиаторы от автомобилей и герметичные металлические емкости.
Характеристики ТЭНа для самодельного обогревателя:
- для подключения достаточно напряжения 220В,
- мощность 1,5–5 кВт .
Данных параметров будет достаточно для обогрева площади гаража и среднестатистической комнаты.
Масло для радиатора можно использовать отработанное автомобильное или приобрести новое. Перед заливкой отработанного масла его рекомендуется отфильтровать, очистить от примесей и грязи.
Подставка для обогревателя
Умельцами предлагается два варианта установки масляного обогревателя: напольный и настенный. Наиболее выгодный и удобный — настенный, он занимает мало места и быстро вешается в выбранное место на глубоко и крепко посаженные в несущую стену крюки.
Выполнить напольную подставку не составляет особого труда. Для этого потребуется металлический уголок или профиль. Размеры подбираются исходя из общих габаритов конструкции. Вооружаемся сварочным аппаратом, шлифмашиной и приступаем к работе.
- Рисуем схему устройства ножек и просчитываем размеры элементов. Рекомендуется предусмотреть в дальнейшем возможность разборки и съема подставки. Вполне возможно, что вы захотите убрать его в теплое время года.
- Нарезаем, согласно расчетам, все части будущей подставки и шлифуем края.
- Свариваем все заготовки согласно схеме.
- Зачищаем сварочные швы и красим.
Работа с трубами
Приступаем к более сложной работе — формированию корпуса из металлических труб. Прежде всего, рисуем чертеж и определяем основные параметры элементов. Только после тщательных расчетов можно приступить к работе с болгаркой.
- Нарезаем трубы согласно схеме и аккуратно зачищаем торцы.
- Свариваем элементы конструкции и устанавливаем заглушки, от качества работы будет зависеть герметичность и работа всего радиатора в целом.
- Один их нижних торцов необходимо оставить свободным. В дальнейшем там будет установлен ТЭН. В верхней части требуется предусмотреть наличие предохранительного клапана и заливной пробки, ее выполняют в виде приваренного сгона с муфтой. Клапан позволит контролировать давление и обезопасить конструкцию.
- Проводим обвязку труб с помощью труб меньшего диаметра.
Монтаж ТЭНа
Часть самодельного корпуса, отвечающая за работу с электричеством, выполняется легко и не требует специальных знаний. Вам потребуется радиатор обогревателя, ТЭН, прокладка из термо-маслостойкого материала и провод с вилкой.
Пошаговые действия при монтаже ТЭНа следующие.
- Вырезаем металлическую пластину, к которой будет крепиться ТЭН.
- В пластине высверливается или вырезается электросваркой отверстие для установки крепежа нагревателя.
- Привариваем пластину к торцу нижней трубы. Ранее это место специально оставили для установки ТЭНа.
- Обрабатываем швы после сварки и устанавливаем ТЭН.
Теперь можно приступить к укладке прокладки из специальной термостойкой резины и креплению электропровода. На этом сборку можно завершить и заняться заливкой теплоносителя, а именно — масла.
Важно: по правилам безопасности и техническим нормам количество масла на общий внутренний объем должно составлять 80–85%.
Устройство прибора
Приступая к ремонту любого электроприбора, необходимо знать две вещи – как он устроен и как работает. Масляный обогреватель состоит из:
- металлического корпуса;
- ТЭНа (теплонагревательного элемента);
- блока управления;
- соединительных проводов.
В корпус обогревателя залито масло, которое при включении нагревается ТЭНом. Тепло передается стенкам корпуса, а от них – в обогреваемое помещение. При достижении определенной температуры происходит срабатывание блока управления, и нагрев прекращается. Цикл повторяется все время, пока обогреватель подключен к электросети. В результате, в обогреваемом помещении поддерживается постоянная температура.
Подготовка рабочего места
Чтобы починить обогреватель, вначале нужно создать для этого условия. Одной из основных предпосылок успешного ремонта будет подготовка к нему. В первую очередь, нужно выбрать место, где вы будете разбирать обогреватель. Оно должно быть достаточно просторным и хорошо освещенным. Лучше всего для этого подходит гараж или какая-либо отдельная комната.
Затем готовится инструмент и вспомогательные принадлежности. Поскольку устройство обогревателя никакой сложности не представляет, то и инструмент будет самым обыкновенным. Набор отверток, пассатижи и бокорезы, маленький молоток и шило – этого будет достаточно для ремонта. Перед ремонтом под руками необходимо иметь паяльник, тестер, жидкость WD-40, смазку (Графитная или Литол-24) и немного спирта для протирания контактов. Обязательно должна быть чистая ветошь. Если причина поломки определена заранее, значит, нужны запчасти для замены вышедших из строя деталей.
Ликвидация утечки масла
Нарушение герметичности основной части радиатора и утечка масла является наиболее частой проблемой этих обогревателей. Масло может вытекать через случайную пробоину или стенку, которая проржавела. Если имеет место второй вариант, то лучше приобрести другой радиатор, поскольку коррозия может разрушить большую площадь, чем видно. Поэтому через некоторое время возле заваренного или запаянного места потечет масло.
Пробоины или малые дырочки, трещины можно:
- запаять;
- заварить.
Первого варианта следует избегать. Пайка не может обеспечить надежного соединения, и при постоянном нагревании/охлаждении, прочный контакт припоя и металла бака начнет превращаться в трещину. Поэтому пробоину лучше заварить.
Подготовка обогревателя к пайке или сварке является одинаковой:
- Спуск масла из бака.
- Очистка проблемного места от грязи и ржавчины. Это можно сделать наждачной бумагой.
- Наливание воды в бак. Это позволит избежать возможного возгорания (внутри было масло, и его остатки точно сохранились).
- Переворачивание радиатора в такое положение, при котором вода не будет вытекать из пробоины.
Как разобрать радиатор
Чтобы отремонтировать обогреватель, нужно выявить причину поломки. Для этого рекомендуется разобрать устройство. Для начала стоит подготовить все необходимое:
- предмет для поддевания пластиковой панели – желательно, чтобы он обладал клиновидной формой;
- отвертка;
- спирт или одеколон;
- тестер;
- наждачная бумага;
- мягкая салфетка;
- кисточка;
- надфиль.
Перед началом разборки устройство обязательно отключают от питания. Подключать разобранный прибор строго запрещено. Все модели обогревателей отличаются, потому стандартного алгоритма проведения процедуры нет. Однако есть несколько вариантов решения поставленных задач.
Прежде всего, следует внимательно изучить панель управления устройством. При наличии шурупов или крепежных скоб рекомендуется снять именно их.
Но чаще всего в качестве фиксатора пластмассовой панели используется пружинная защелка. При этом следует наощупь пройтись по поверхности пластмассовым предметом или изделием из другого материала. Делать это нужно очень аккуратно, чтобы избежать повреждения корпуса. Наощупь удастся определить зону расположения защелки. Если надавить на этот участок посильнее, ее удастся отогнуть.
Посмотрите также
Как своими руками починить разные части молнии и нужные инструменты
Если имеется мало навыков по разбору техники, стоит сфотографировать весь процесс съемки. Болты и гайки рекомендуется выкладывать по ходу разборки. Это поможет собрать прибор после завершения процесса. Специалисты советуют не спешить с разбором устройства. Некоторые неполадки удается выявить, не заглядывая внутрь приспособления.
Рекомендации и меры предосторожности
Ремонт электрического масляного радиатора отопления всегда сопряжен с определенными рисками. В процессе нужно соблюдать ряд правил:
- Перед диагностикой и ремонтом обогревателя своими руками его полностью отключают от сети.
- При починке прибора рядом с ним не курят и не зажигают источников открытого огня.
- После выполнения сложных работ своими руками, например, сварки дефектов корпуса, радиатор включают сначала на минимальных температурах.
- При нехарактерных звуках после проведенного ремонта, новых протечках или необычных запахах прибор отдают в сервис.
Диагностика и починка домашнего обогревателя может занимать много времени. Но при появлении течей и признаков других неисправностей нужно приступить к ремонту по возможности скорее. Если прибор работает со сбоями и пропускает масло, но все еще греет, пользоваться им все равно нельзя из-за опасности взрыва, воспламенения или поражения электрическим током.
Предпосылки возникновения поломок
Значительное число изготовителей поставляют на рынки дешевую продукцию невысокого качества. Скорая поломка водонагревателя этой группы не становится неожиданностью, так как даже гарантийные обязательства на изделия даются минимальные. Однако и добротные изделия, отличающиеся своим качеством и надежностью, могут оказаться в ремонте вскоре после приобретения по ряду факторов, избежать которых совсем не сложно.
Основные причины неисправности водонагревателя
скрываются в нашем быте. Пагубное влияние на технику оказывают жесткая вода и нестабильное электропитание. В нашей воде в больших количествах присутствуют различные соли. Именно они приводят к образованию накипи внутри приборов и рабочих контуров. Существенно уменьшить содержание солей поможет установка проточных фильтров на входе нагревателей. В подводящих сетях большинства регионов напряжение и частота могут существенно изменяться за короткий промежуток времени. Решит проблему подключение сетевых фильтров либо блоков бесперебойного питания.
Важно правильно установить и подключить устройство. Многие поломки происходят именно благодаря ошибкам на этом этапе
Даже игнорирование обычного заземления не только может привести к поражению электричеством, а будет также способствовать ускоренному разрушению магниевого анода и сильной коррозии всех элементов внутри бака. Оптимальная температура нагрева выставляется 60-70 С.
Можно ли отремонтировать своими руками
Важно понимать, что в отличие от пустяковой неисправности, восстановить работоспособность основной массы компонентов без специального опыта и профессиональных знаний не представляется возможным.
Особенно опасно использовать запчасти, изготовленные кустарным способом, или аналогичные, но с другими электрическими параметрами.
Экспериментировать с неисправной комплектацией или пользоваться газовой горелкой неспециалисту в сфере ремонта нежелательно. Подобная «самодеятельность» чревата серьезными последствиями в виде поражения электротоком, травм, взрывов и возгораний.
Поэтому при отсутствии необходимой подготовки лучше всего заменить элемент, пришедший в негодность, в условиях ремонтной мастерской.
Цена на ремонтные работы
Стоимость ремонта зависит от затрат на приобретение запчастей (оригинальные/ не оригинальные) и трудозатрат по устранению неисправности. Наиболее дорогие, но и надежные – лицензионные компоненты, получаемые непосредственно от производителя изделий. На цену существенно влияет категория ремонта:
- мелкий не требует разборки агрегата;
- средней сложности включает частичную разборку;
- сложный с полной разборкой и поэлементной проверкой.
Самой недорогой считается диагностика техники, а самой затратной – замена электронного модуля управления в «навороченных» моделях от мировых брендов.
Не оправдана замена теплового элемента в моделях с несъемным ТЭНом, требующим дополнительной выпрессовки из корпуса и последующей герметизации нового термоэлемента. Вкупе со стоимостью ТЭН, сливом-заливкой масла подобный ремонт обойдется в «копеечку», сравнимую с ценой покупки нового агрегата.
Несмотря на отсутствие в конструкции масляных радиаторов сложных технических решений они, как и любая сложная бытовая техника, имеют свойство рано или поздно ломаться. Если самостоятельно выявить причину неполадки достаточно просто, то сделать в домашних условиях ремонт без специальной компонентной базы проблематично.
Простая процедура заливки масла «под завязку» без создания 20% воздушной подушки чревата взрывом от повышенного давления теплоносителя. Нередко причиной происшествий по линии МЧС становится самостоятельная реставрация электрических компонентов или закорачивание выводов неисправной теплозащиты. Проще доставить агрегат в проверенный сервисный центр или предприятие по ремонту теплового оборудования, где специалисты произведут качественный ремонт аппарата с гарантией.
Что делать, если обогреватель не отключается при опрокидывании
Большинство современных масляных обогревателей при изменении положения автоматически выключаются. Роль датчика выполняет специальный отвес с грузиком, чутко реагирующий на отклонения от вертикали.
Элемент простой и достаточно надежный, но в старом обогревателе он может закиснуть в одном положении. Ремонт своими руками проводят так:
- Снимают крышку прибора для получения доступа к внутренним деталям.
- Вручную еще раз тестируют обогреватель, наклоняя его в стороны, и следят за положением отвеса.
- При отсутствии реакции чистят механический датчик от скопившейся пыли, а потом разрабатывают его осторожными движениями.
Если гирька ходит слишком туго даже после ремонта, ее лучше поменять.
Отвес с грузом должен находиться в верхней части устройства рядом с терморегулятором
Устройство прибора
Составляющими масляного обогревателя являются:
- Герметичный корпус в виде гармошки, состоящий из двух сваренных друг с другом панелей. Внутри закачано техническое масло, и практически во всех моделях остается воздух в небольших количествах. Но это прибору не вредит, потому что масло при соприкосновении с воздухом не создает условий для коррозии. Если бы вместо него была вода, то вероятность разрыва металлических конструкций была бы очень высокой.
- В нижней части сбоку в прибор вставлен ТЭН. Именно с его помощью производится нагрев масла и самого радиатора.
- Рядом с нагревательным элементом установлен блок управления и безопасности. Основной и важный его элемент — это терморегулятор с предохранителем. Первый отвечает за установку необходимого температурного режима, а второй — за безопасность эксплуатации. Если по каким-либо причинам масло начнет вытекать из корпуса, предохранитель сработает и остановит подачу электроэнергии на ТЭН.
Сегодня производители используют одноразовые предохранители проволочного типа или многоразовые — биметаллические в виде таблеток. Что касается реле управления, то в масляных обогревателях они схожи с электрочайником, а не с утюгами. В конструкции реле висит в воздухе, не соприкасаясь с корпусом прибора.
- На каждом приборе есть два включателя. К каждому подходит три провода — фаза, ноль от ТЭНа и провод от теплового реле. Три провода необходимы для того, чтобы работала подсветка включателей.
Электрическая схема масляного обогревателя практически такая же, как в утюгах, электрочайниках и других нагревательных приборах. Она проста и при этом надежна. Обычно во всех этих нагревателях установлены два ТЭНа, и когда включаются сразу оба, потребление электроэнергии сильно возрастает. Но при этом время на достижение рабочего температурного режима увеличивается. Если температура в комнатах низкая, то даже при двух включенных ТЭНах прибор может работать, не отключаясь.
Металлический корпус, который закрывает блок питания и безопасности прибора, имеет вентиляционные щели — сверху и снизу. Если их закрыть, то прибор от этого не пострадает, но работать он будет с трудом. Он быстрее отключится, а включится не так скоро. Поэтому рекомендуется не вешать на радиатор вещи для сушки. Если такое произошло, то постарайтесь не закрывать вентиляционные зазоры.
Приступаем к ремонту
Вопрос, как отремонтировать масляный обогреватель своими руками, возникает у каждого, когда прибор перестает работать. А между тем сложности в этом вопросе абсолютно нет. Прежде всего, необходимо выполнить разборку, чтобы добраться до объекта ремонта. Для этого нужно отсоединить панель управления от корпуса. Как правило, она крепится защелками. Но бывает крепление и другого рода. Например, винты или скобы.
Поэтому вначале надо тщательно осмотреть обогреватель, чтобы определить способ крепления панели. Затем аккуратно, не прилагая больших усилий, снять ее. Разборка должна выполняться без применения грубой силы, поскольку весь крепеж сделан из пластмассы.
Перед началом ремонта необходимо обесточить обогреватель.
Проверка сетевого шнура и выключателя. С этого необходимо начать работу по восстановлению работоспособности масляного обогревателя. Дело в том, что за время длительной эксплуатации в местах соединения провода обычно подгорают, и контакт нарушается. В этом случае достаточно отсоединить провод и зачистить его, а заодно и место присоединения. После этого вновь все собрать. Контакт восстановлен. Тестером проверяем, действительно ли это так. Одновременно нужно проверить сетевой шнур на предмет обрыва провода. Редко, но такая неисправность возникает. Делается это просто, с помощью того же тестера.
Следующий этап – осмотр всех контактных соединений в блоке управления. Нужно очень тщательно осмотреть каждый контакт на предмет подгорания, окисления и ослабления крепления. Отвертки, мелкозернистой шлифовальной шкурки и ватки, смоченной спиртом, для ремонта будет вполне достаточно. Не исключено, что где-то понадобится паяльник для припаивания оторвавшегося проводка.
Может случиться так, что возникла неисправность в тепловом реле, или регуляторе температуры. В этом случае нужно аккуратно его снять и разобрать. После разборки биметаллическая пластина, которая находится внутри, извлекается и заменяется новой. Все дело в том, что больше никаких неисправностей там быть не может. После замены пластины, реле восстановит свой потенциал.
Ремонт термопредохранителей будет заключаться в проверке их работоспособности и замене при необходимости на исправные. Проверка – простая прозвонка тестером. Термопредохранителей, или их еще называют термостатами, может быть несколько. Проверяем каждый.
Осталось проверить состояние ТЭНов. Для этого достаточно тестером замерить их сопротивление. Оно должно быть меньше 1 кОма. Одним подключением осуществляется проверка на обрыв цепи. Таким образом, если тестер показывает большое сопротивление или вообще ничего не показывает, то пришло время менять ТЭН.
На этом проверку электрической части обогревателя можно считать завершенной. Переходим к механическим неисправностям.
Из них актуальна только одна – протекание масла. В этом случае обогреватель придется разбирать для слива оставшегося внутри масла
При наличии повреждений корпуса важно точно определить, в каком именно месте это произошло. Затем нужно тщательно зачистить найденное место шлифовальной шкуркой
Это делается для определения способа ремонта. Если выясняется, что отверстие маленькое, и вокруг следов коррозии нет, то одним из вариантов ремонта будет вворачивание в отверстие самореза или подходящего диаметра винта. Другим вариантом станет применение специального герметика, который называют «холодной сваркой». Перед применением он разминается в руках до состояния пластилина.
Скатанный шарик герметика накладывается на отверстие и тщательно разравнивается на поверхности. Уже через 15-20 минут он затвердевает настолько, что можно пользоваться обогревателем. Несколько сложнее будет ликвидировать отверстие, которое образовалось от ржавчины. В этом случае потребуется зачистка наждачной шкуркой всего ржавого пятна до «живого» металла. Затем снова нужно внимательно осмотреть и оценить размер отверстия. Если оно не очень большое, то его можно запаять. Если же отверстие большое, то здесь нужно применять сварку, то есть наложить латку и обварить ее. В этом случае ремонт масляного обогревателя будет более серьезным и потребует не только специального инструмента, но и навыков.