От автора: привет, друзья! Современный рынок предлагает огромное количество различных радиаторов отопления. Они выгодно отличаются от тех неуклюжих изделий, которые раньше устанавливались во всех многоквартирных домах. Причем отличие заключается не только во внешнем виде, но и в функциональности, а также в простоте эксплуатации.
Конечно, для простоты использования необходимо знать хотя бы базовую информацию о батареях — например, как разобрать биметаллический радиатор отопления, а потом снова его собрать. Эта процедура необходима в двух случаях.
Первый — это наращивание количества секций. Если вам не хватает отдаваемого батареей тепла, вы можете просто разобрать ее, вставить парочку дополнительных сегментов и наслаждаться комфортной температурой в квартире или доме.
Второй случай — это необходимость проведения ремонтных работ. Даже самый качественный радиатор не застрахован от поломок. Причем самые частые случаи — это не последствия недостатков конструкции, а внешнее механическое воздействие. Например, радиаторы часто страдают вследствие активных детских игр.
В любом случае, проблема решается довольно просто. Для этого вам понадобится минимальный набор инструментов, ваши руки и небольшое количество времени.
Как временно снять радиатор отопления
Эта статья о том, как временно убрать радиатор отопления. чтобы заменить его или покрасить стену за ним. Снять радиатор совсем не сложно, как может показаться на первый взгляд, об этом мы расскажем в статье. Прежде всего Вы должны понять последствия неудавшейся попытки удалить радиатор: если Вы не знаете как удалить радиатор правильно, в последствии может появиться течь и Вы испортите настил на полу
Однако, если Вы обратите внимание на наши подсказки, то Вы исключите все проблемы разом, во время процесса удаления радиатора
Прежде всего мы должны показать Вам главные элементы радиатора: справа вверху — регулировочный вентиль, внизу слева — запорный вентиль (для регулировки подачи воды), слева верх — кран Маевского для спуска воздуха из радиатора отопления.
С помощью регулировочного вентиля вы сможете отрегулировать проток входящей воды в радиатор, открывая или закрывая вентиль, вы будете регулировать температуру его нагрева прибавляя и убавляя ее соответственно. С помощью запорного вентиля вы сможете отрегулировать с какой интенсивностью будет выходить вода. Чаще всего такой вентиль используют для балансировки всех радиаторов и устанавливается он на каждый.
Первым делом перекройте вентиля. Регулировочный перекрывается руками, а запорный с помощью шестигранного ключа.
СОВЕТ: Когда будете закрывать запорный вентиль запомните сколько оборотов вы сделали, чтобы потом открыть на столько же.
Теперь нужно отсоединить радиатор от вентилей. Для этого вам понадобится гаечный или газовый ключ. Устройство крана состоит из американки (съемная муфта). Открутите гайку американки для отделения радиатора от вентиля.
СОВЕТ: Для того чтобы не попортить настил на полу, подложите под радиатор ненужные тряпки.
Откручиваем запорный вентиль…
Регулировочный вентиль откручиваем так же… Для надежности используйте второй ключ, чтобы держать штуцер американки, откручивая гайку.
Последний шаг снимаем радиатор с кронштейнов. Лучший совет, который мы можем дать Вам, состоит в том, чтобы вы снимали радиатор с кем либо, так как радиатор с водой очень тяжелый.Такая операция требует хотя бы двух человек.
СОВЕТ. если Вы будете красить стену за радиатором, запечатайте вентили в пакеты или бумагу.
Во время процесса покраски или клейки стены, уложите радиатор так чтобы он не поцарапался. Когда вы закончите покраску, повесьте купленный новый радиатор или старый на кронштейны.
Когда радиатор висит на месте, соедините вентиль и радиатор в с помощью стягивающей американки. Закручивая запорный вентиль, вспомните количество витков которое вам пришлось прокрутить, чтобы перекрыть его и откройте ровно на столько же.
Откройте регулировочный вентиль для подачи теплоносителя, при этом вам нужно открыть кран Маевского, чтобы через него выходил воздух и радиатор наполнялся водой. После того как из крана Маевского закапает вода, перекройте его, это будет означать, что радиатор заполнился теплоносителем.
Спасибо за чтение нашей статьи о том, как временно снять радиатор отопления. и другие наши статьи. Не забывайте Любите наши проекты и делитесь ними с Вашими друзьями, используя социальные виджеты.
Сущность проблемы
Быстроразборная фитинговая система Потребность в том, чтобы снять отопительную батарею в квартире, может возникнуть по ряду причин. Чаще всего появляется желание заменить старые элементы, оставшиеся еще с советских времен, новыми, с элегантным внешним видом и повышенной эффективностью.
Нередко появляется необходимость прочистки батарей (радиаторов) при их засорении, когда промыть их, не разбирая систему, не удается.
Наконец, бывает потребность временного препятствия для проведения ремонта в квартире, когда батарея просто мешает осуществлению работ на стене, расположенной за ней.
Какие бы ни были причины, суть вопроса в том, как отсоединить и снять отопительные батареи, не повреждая стыки с системой. Наиболее часто подобная задача касается чугунного изделия, которое соединено по стандартной схеме. Следует учитывать, что схемы подключения могут быть разных вариантов:
- Присоединение на сгонах. Так чаще всего подключали старую чугунную батарею. Соединение обеспечивалось связкой из патрубка с удлиненным резьбовым участком (сгоном) и контргайки.
- Фитинговая система (“американка”). Это соединение используется, когда устанавливаются современные батареи. В систему входят быстроразборные фитинги с гайками накидного типа.
- Сварочное соединение – использовалось ранее при подключении радиаторов-конвекторов, имеющих форму трубчатого змеевика. Такие батареи устанавливались при помощи сварки.
Помимо типа подсоединения отопительные радиаторы подразделяются по способу подведения теплоносителя, что тоже подразумевает определенные особенности в демонтаже устройства. Для подключения в общую отопительную систему в батареях предусматривается вход и выход трубы с теплоносителем. Они могут располагаться с 1 (односторонняя подводка) и 2 сторон. Кроме того, немаловажную роль имеет направление подачи теплоносителя. Он может подводиться снизу или сверху.
Какие радиаторы отопления лучше выбрать, с техническими характеристики биметаллических радиаторов отопления вы можете ознакомиться на следующих страницах нашего сайта:
Для замены батареи нам понадобиться:
- радиатор биметаллический;
- комплект гаек и заглушек к радиатору;
- соединительные элементы в двух экземплярах: тройник, муфта, кран с еврогайкой (американка);
- отрезок гофрированной оцинкованной трубы длиной 60- 70 см;
- пара кронштейнов для подвешивания радиатора.
Так как трубы системы отопления чаще всего идут диаметром 3/4 дюйма, комплект гаек — заглушек для радиатора покупаем именно под этот размер. Размером 3/4 дюйма берем краны, соединительные муфты и тройники. Разъем тройника идущий на перемычку должен быть размером 1/2 дюйма (поток теплоносителя, идущий через радиатор должен быть больше чем через перемычку), соответственно размером 1/2 дюйма должна быть и оцинкованная труба.
Если используете другой тип трубы для отопления, могут понадобиться другие фитинги.
Шаг 1. Слив теплоносителя и демонтаж чугунной батареи
Начинаем работу с перекрытия стояка отопления и слива воды. Демонтируем старый радиатор для этого необходимо открутить гайки соединяющие радиатор с трубами, и снимаем его с подвесных крюков.
Откручивать гайки следует аккуратно, не повредив резьбы на трубах.
Монтаж биметаллического радиатора выполняем с установкой перемычки между трубами «подачи» и «обратки». Это позволит в будущем снимать батарею без слива воды, и регулировать температурный режим перекрывая поток теплоносителя проходящего через радиатор.
Шаг 2. Подготавливаем элементы для соединения нового радиатора с трубами
Собираем фитинги воедино, еврогайку соединяем с гайкой радиатора, в местах соединений используем лен либо фум-ленту.
Аналогично собираем второй комплект элементов (необходимо учитывать, что в первом случае тройник будет смотреть вниз, во втором – вверх) и скручиваем все с трубами.
Шаг 3. Подготавливаем и устанавливаем батарею
По своим конструктивным особенностям биметаллический радиатор имеет четыре отверстия (два входных два выходных) для различных схем подключения. В те отверстия радиатора, которые нам не нужны, вкручиваем заглушки из набора (гайки и заглушки в наборе имеют уплотнительные кольца, поэтому использование фум-ленты здесь не обязательно).
Будьте внимательны, одна из заглушек снабжена клапаном Маевского для спуска воздуха, ее следует установить в верхнюю часть радиатора.
В отверстия входа и выхода теплоносителя вкручиваем гайки с американкой.
Предварительно навешиваем батарею на трубы, соединив еврогайки с кранами при этом, установив батарею по уровню, карандашом ставим метки на стене для сверления отверстий под крюки.
Тэн для чугунной батареи
Тэн, вмонтированный в чугунную батарею, позволяет прогреть помещение, когда нет возможности запустить отопительную систему обычным способом. Сам тэн – это ни что иное, как металлическая труба с запаянной в средине спиралью. При установке обогревающего элемента в чугунный радиатор можно достичь оптимальных температурных показателей в небольшом по площади помещении: гараже, кухни, теплице или любой другой хозяйственной постройке.
Основные достоинства электрических тэнов:
- Возможность установки в батарею, сделанную из чугуна и других материалов;
- Автоматическое регулирование температуры нагрева воды;
- Использование обогревателя в качестве основного источника тепла;
- Простота установки.
Монтаж описанного устройства может выполнить каждый. В комплектацию тэнов входят механизмы регулирования температуры, средства защиты от перегрузки. Обогреватель достаточно установить в гнездо радиатора и подключить к источнику электроэнергии. Перед работой тэна отопительную систему нужно полностью заполнить водой или другим видом теплоносителя.
Обогреватель в радиаторе должен находиться в горизонтальном положении. Обычно он работает в двух режимах. Если устройство используется в системе в качестве основного источника нагрева, то помещение будет прогреваться до установленной температуры, причём специальный термостат будет поддерживать температурные показатели на заданных параметрах.
Если тэн используется на даче или во вспомогательном помещении, то основной задачей обогревателя будет считаться минимальный прогрев системы для защиты от промерзания. При этом устройство выставляют на минимальную мощность.
Виды систем отопления
Здесь выделяют 3 категории – однотрубную, двухтрубную и коллекторную, они отличаются уровнем теплообеспечения и спецификой соединения конструктивных элементов.
Виды систем отопления
Однотрубная
Оборудование объединяется в связку таким образом, чтобы теплоноситель двигался лишь по одной трубе, последовательно проходил через каждый радиатор и уже остывшим поступал в котел. Такой простой способ монтажа повсеместно используется в многоэтажных домах. Недостаток решения: через каждую следующую батарею проходит все более остывающая вода, соответственно помещения хуже прогреваются. Здесь нет возможности индивидуального ремонта одного радиатора, в экстренной ситуации придется отключать стояк.
Двухтрубная
Благодаря параллельному соединению батарей горячий теплоноситель поступает к каждой из них по одной трубе по отдельности. Весь комплекс оборудования прогревается равномерно, остывшая вода стекает в обособленную обратную трубу, по которой переводится в котел, где повторно нагревается. Здесь также не сложно собрать систему, при необходимости замены нужно отсоединить лишь один радиатор.
Коллекторная
Эта сложная схема используется для теплообеспечения коттеджей: к каждому радиатору необходимо подвести отдельные трубы. Обычно к ее монтажу привлекают профессионалов.
Признаки поломки или «я ничего не трогал»
Отметим несколько возможных причин поломки радиаторов отопления:
- Радиатор с самого начала был подобран неправильно. В зависимости от того, какой диаметр труб, давление и температура воды в системе, ставят разные типы радиаторов.
- Ремонт батареи отопления может также быть вызван и тем, что его неправильно подсоединили к трубам отопительной системы.
- Если центральная система отопления создает жесткие условия для работы. Например, если у теплоносителя повышена кислотность, а также наблюдаются резкие перепады давления – это приводит к тому, что металл переживает электростатическую или электрохимическую коррозию.
- Если теплоноситель плохого качества, то он будет формировать налет на стыках секций батарей и в местах, где крепятся трубы.
- Некачественный теплоноситель также будет засорять радиаторы и трубы – это повлечет за собой частую необходимость их промывки.
Налет в трубах отопительной системы
- Межсекционные прокладки могут протереться, а резьбовые ниппели – разрушиться. Поэтому нужно регулярно менять прокладки между секциями.
- Щелчки в батарее отопления – не обязательно поломка, однако при их появлении нужно вызвать мастеров, возможно, потребуется звукоизоляция батарей отопления. Так как то, что шумит радиатор отопления, может вызвать дискомфорт или стать причиной его поломки.
Теперь обозначим основные признаки того, что вашим батареям требуется тщательный осмотр и ремонт в дальнейшем или срочно:
- Когда отопительный сезон в разгаре в прямом смысле слова, в помещениях вдруг стало заметно холоднее, то есть, батарея отопления не греет.
- На стыках и в местах крепления появился налет, это может вызвать то, что в дальнейшем не работает радиатор отопления.
- Появилась течь батареи отопления или лопнул радиатор отопления.
Если ваши батареи уже старше вас – лучше заменить их, потому что, скорее всего, постоянный ремонт батареи отопления своими руками вам обеспечен. Ведь современные модели будут более эффективными, так как их теплопроводность выше: в помещениях станет теплее, траты на отопление станут меньше. Помимо этого, новые батареи будут более красивыми.
Старую батарею иногда проще поменять чем ремонтироватьЕсли заменить батареи нет возможности, то вам предстоит ремонт радиатора отопления своими руками, и как можно скорее. Лучше всего – будь то проблема, как устранить течь батареи отопления, или вы просто пока слышите шум в батареях отопления, незамедлительно обратиться к специалистам, которые произведут профессиональную диагностику.
Сборка
Сборка биметаллического радиатора осуществляется не сложнее, чем разборка. Для этого необходимо осуществить несколько действий.
- Положите все элементы батареи на ровную поверхность.
- Внимательно осмотрите каждое резьбовое соединение, а затем произведите тщательную очистку. Даже если ваш радиатор недавно вышел с фабрики, над резьбой все равно стоит поработать. Во-первых, удалите краску с торцевых участков, если она там есть. Любой лишний слой будет помехой герметичности соединения, что может привести к возникновению протечек. Во-вторых, обработайте резьбу наждачной бумагой. Зернистость должна быть очень мелкой. В противном случае вы рискуете поцарапать элемент. А это, опять же, вызовет нарушение герметичности соединения.
- Теперь необходимо произвести процедуру обезжиривания торцевых участков. Это делается с помощью бензина. Прокладки с той же целью следует промыть водой с мылом. Процедура обезжиривания не является обязательной для тех систем, где в качестве теплоносителя используется вода. Но если в батареях будет течь антифриз, то следует все же уделить внимание обработке бензином, поскольку «незамерзайка» крайне текуча и может проникнуть даже в микроскопические отверстия.
- После того как все готово, можно приступать непосредственно к сборке. Наденьте на ниппельный соединительный элемент прокладки, а затем подсоедините секции радиатора с двух сторон. Далее с помощью все того же специального инструмента производите закручивание гаек. Делается это точно так же, как и в случае с откручиванием — аккуратно, небольшими оборотами работайте поочередно с каждым ниппелем. Сильно затягивать не нужно, поскольку биметаллические радиаторы довольно мягкие, резьбу можно повредить.
- Когда батарея полностью собрана, на одно из торцевых отверстий установите специальную заглушку, а на другое — кран Маевского. Его следует приобрести даже в том случае, если ранее его не было на этом радиаторе. С помощью данного оборудования вы легко будете избавляться от воздушных пробок, образовывающихся в батарее.
Как видите, процесс разборки и сборки современного радиатора отопления является, в общем-то, пустячным делом, доступным каждому. Это не сложнее, чем собрать машинку из конструктора. При внимательном отношении и аккуратном подходе вы точно прекрасно справитесь с данной работой. Успехов!
Зачем это нужно
Демонтаж необходим в следующих случаях:
При межсекционных течах чугунной батареи на небольшом расстоянии от подводок. Если секций много, длины радиаторного ключа часто не хватает для того, чтобы добраться до нужной пары ниппелей со стороны глухих пробок. Единственное решение — разбирать радиатор со стороны подводки;
Течь между секций — типичная болезнь чугунных батарей.
- При свищах сгонов на подводках к радиатору. Для замены сгона (на резьбах или сварке) нужно полностью снять отопительный прибор;
- При замене радиаторов на новые (с большей тепловой мощностью или более эстетически привлекательные);
- При восстановлении радиаторов их отжигом;
Забитые окаменевшим илом чугунные секции можно привести в рабочее состояние, прогрев их (например, в костре) и простучав деревянной или резиновой киянкой. Отгоревшая грязь высыпается через коллекторы. Разумеется, после отжига межсекционные прокладки подлежат замене.
При ремонте помещения. Оштукатурить стену или поклеить обои за батареей, согласитесь, довольно проблематично.
Чтобы оклеить обоями подоконную нишу, батарею лучше снять.
Выбор места установки батарей
При монтаже систем отопления, на первом этапе устанавливаются отопительные приборы, укомплектованные запорно-регулирующей арматурой, а после этого начинается прокладка труб. Любая батарея может быть установлена временно и снятой с креплений в момент резки штробы или выполнения других работ.
Поэтому подключение биметаллических радиаторов отопления рекомендуется производить, не снимая упаковочной полиэтиленовой пленки, или же обернув его самостоятельно для защиты от пыли, грязи и возможных повреждений. Снимать пленку можно только при проведении тепловых испытаний системы отопления.
Основные требования к установке секционных батарей приводятся изготовителем в техническом паспорте каждой модели. Однако есть и общие обязательные условия монтажа биметаллических радиаторов отопления:
- середина радиатора должна совпадать с центром окна, под которым он установлен;
- верхняя плоскость прибора должна располагаться строго горизонтально;
- все батареи в помещении должны находиться на одной высоте;
- расстояние от задней стенки секций до стены — не менее 30 мм и не более 50 мм;
- расстояния от пола и подоконника до отопительного прибора не должно быть меньше 100 мм.
Последнее условие не определяет высокую установку правильно. Если поднять низ радиатора на высоту более 150 мм, то вероятна возможность недостаточного прогрева нижнего пространства помещения.
Как разобрать алюминиевую по секциям
Чтобы разобрать радиатор из алюминия, нужно подготовить радиаторный, ниппельный и гаечные рожковые ключи, болгарку, монтировку и разводной ключ.
Порядок разбора алюминиевого радиатора:
- расстелите тряпку или газеты во избежание протекания батарейных жидкостей;
- отключите подачу теплоснабжения в радиатор;
- скрутить с торцов все переходники и заглушки;
- ниппельным ключом отвинтить верхнюю и нижнюю гайки, прокручивая по часовой стрелке;
- проверить целостность резьбы на батарее;
- поместить на гайки уплотнительные кольца;
- постепенно откручивать секции, соблюдая расстояние и не допуская перекоса между ними.
Таким образом, очень важно различать между собой радиаторы и правильно классифицировать отопительные батареи. Навык разборки батарей пригодится в случае возникновения непредвиденных аварийных ситуаций, вызванных протечками или шумами в самом радиаторе
При разборке необходимо четко следовать плану и аккуратно выполнять каждый этап.
ПолезноБесполезно
Разборка биметаллических и алюминиевых секционных изделий
Чтобы отсоединить радиатор от системы и снять его с места крепления, необходимо выполнить следующее:
- Остановить циркуляцию воды и сбросить давление.
- Если батарея отопления горячая, нужно подождать пока она остынет, а затем отсоединить от системы. Для этого нужно открутить соединительные муфты на входе и выходе.
- Отодвинуть муфту от радиатора по трубе снять устройство с кронштейнов.
- Слить оставшуюся воду и положить изделие на место разборки лицевой стороной вверх.
- Вытянуть и сразу промыть фильтр, чтобы загрязнения на нем не засохли.
Разборка биметаллических и алюминиевых секционных изделий
На следующем этапе радиатор разбирается на отдельные секции. Чтобы избежать повреждений во время работы, необходимо разобраться в какую сторону нужно крутить ниппель-гайку. Этот элемент представляет собой кольцеобразную гайку с внешней резьбой и пазами внутри с обеих сторон. При этом на одной гайке есть и правая и левая резьба. Если ее откручивать, то соседние секции батареи будут равномерно раздвигаться, а при закручивании – стягиваться.
Обычно производители делают отметки на лицевой стороне заглушек и футорок, которые обозначают направления резьбы. О обозначает правостороннюю резьбу, «S» – левостороннюю. Для точного определения направления движения, рекомендуется взять свободную ниппель-гайку и попробовать наживить ее на резьбу в радиаторе. Определившись, в какую сторону она закручивается, станет понятно, куда вращать ключ, чтобы разъединить секции.
Важно!Если ниппель-гайку крутить не в ту сторону, можно легко сорвать резьбу и на ней и на батарее отопления
Определившись с направлением резьбы, вставьте ниппельный ключ в радиатор и продвиньте к нужной гайке. Сделать это помогут насечки на инструменте. Когда он будет находиться в пазах, вставьте в отверстие с другой его стороны рычаг. Чтобы сдвинуть гайку с места потребуется приложить усилие. Позовите помощника, чтобы он зафиксировал радиатор на одном месте.
Ремонт биметаллических радиаторов
Когда гайка продвинется на половину оборота, переходите на другую сторону, чтобы открутить вторую, и выполните такие же действия. Убедившись, что обе гайки вращаются без прикладывания большой физической силы, постепенно откручивайте то одну, то другую сторону, продвигаясь на 5-7 мм.
Прокладка между секциями радиатора
После разъединения заберите металлические прокладки, которые были между секциями. Если они находятся в хорошем состоянии, то их можно будет установить назад при сборке, если в плохом, то используйте их в качестве образца для покупки новых. Силиконовые прокладки нужно менять обязательно.
Разборка чугунных радиаторов
Наиболее распространены чугунные радиаторы МС140. За время их эксплуатации, а это в некоторых случаях 30 и больше лет, они показали себя только с лучшей стороны:
- аккумулирует тепло;
- устойчив к плохому качеству теплоносителя;
- простоты в обслуживании;
- надёжны и имеют большой срок службы (от10 лет и выше)
Как же разобрать этого дедушку? А очень просто, ведь конструктивно все радиаторы собраны по одному принципу: с помощью ниппель-гаек и прокладок для герметичности. Правда, в те древние времена на гайку накручивалась пакля с краской и стояла резиновая прокладка.
Чугунные радиаторы в некоторых системах стоят по 50 лет, понятно, что разобрать их будет непросто
С разборкой нового радиатора проблем не возникает. А вот со старым придётся повозиться:
- со временем стык между секциями «прикипает»;
- внутренние выступы для ключа разъедаются под действием теплоносителя.
Вот поэтому разобрать старую «чугунину» довольно проблематично.
Еще одна сложность в работе с чугуном — его большой вес. Масса одной «чистой» секции -7.5 кг. Батарея из 10 секций весит 75 кг, поэтому переносить её лучше вдвоём. Перед разборкой радиатора, его лучше всего снять и промыть. Небольшую по весу батарею можно промыть в ванне, предварительно постелив тряпку. Для этого лучше всего взять кусок шланга, подключить к крану с холодной водой и хорошенько промыть. Если ванну пачкать жалко, можно выйти во двор. Важно только наличие воды, нужен также сток: всякого ужаса в воде будет более чем достаточно.
Только сильный человек может один носить чугунные батареи
Место для разборки радиатора выбирается ровным и достаточно просторным. Если вы живёте в многоэтажном доме, то эту работу вполне можно выполнить на лестничной клетке. Из инструментов понадобится:
- радиаторный ключ;
- зубило, молоток, небольшая кувалда;
- щётка с металлическим ворсом, паяльная лампа;
- несколько досок или чурок для подкладки под батарею;
- сантехнический ключ №2,3 для раскручивания боковых пробок (футорок) и заглушек.
Немного слов о ключе: вряд ли вы найдёте что-то подобное в магазине, проще поискать на рынке или одолжить у знакомого сантехника.
Ключ представляет из себя круглый пруток диаметром 18 мм. С одной стороны он расплющен в виде лопатки под внутренний размер: ширина ее 28х40мм и толщиной 6 мм. С другой, к нему приварено кольцо, в которое вставляется рычаг для вращения. Длина ключа определяется как ½ длины самого большого радиатора плюс примерно 300 мм. Можно сделать такое «чудо» и из подходящего отрезка полудюймовой трубы, расплющив один конец. Но этот вариант подойдёт только для разборки нового радиатора.
Число секций биметаллических радиаторов
То, сколько секций будет на биметаллическом радиаторе, оказывает прямое влияние на выбор способа подключения. Батарею до 8 секций можно коммутировать боковым, нижним седельным или диагональным подключением. Если секций более 8-ми – лучше применить диагональное подключение.
При использовании боковой коммутации потребуется установка удлинителя потока. Под ним подразумевают трубку, вставляемую в коллектор подачи. Она выручает в тех ситуациях, когда боковое подключение обеспечивает нагрев только первых секций. Благодаря вставленной внутрь трубке теплоноситель течет дальше входа, более равномерно нагревая поверхность прибора.
Варианты длины удлинителя потока:
- 2/3 батареи.
- До центра последней секции.
Разные случаи показывают эффективность как первого, так и второго вариантов. Главное, что достигается заметная оптимизация прогрева радиатора. Иногда бывает так, что установка до середины последней секции провоцирует снижение уровня нагрева первых секций. В таком случае рекомендуется укоротить трубку. Но такие ситуации происходят редко, на что влияет давление в стояке и сечение подводки.