Чугунные радиаторы отопления: как покрасить, чем красить, какой краской


Прежде чем выбирать материалы и способ, которым предполагается покрасить чугунную батарею отопления, необходимо для себя решить, что же важнее, — обеспечить долговечность и надежность металлического радиатора либо добиться эстетичного внешнего вида, что, в общем-то, немаловажно, учитывая тот факт, что радиаторы и батареи из чугуна, даже новые, с прилавка магазина, далеко не самые красивые.

Внутренние поверхности радиатора красить сложно и долго

Можно ли красить чугунные батареи отопления

Считается, что каждый дополнительный слой краски на поверхности радиатора отопления уменьшает его эффективность в среднем на 10-15%. После четырех слоев краски чугунные регистры батареи греют в два раза хуже, чем новые. Поэтому желание покрасить чугунные батареи в квартире в пятый-десятый раз перед началом отопительного сезона должно сдерживаться смыслом. Зачем делать бесполезную работу, может, все-таки заменить радиатор самостоятельно или поручить ремонт специалисту?

Пытаться покрасить чугунный корпус батареи отопления своими руками имеет смысл лишь в двух случаях:

  • После установки нового радиатора. Покрасить это нужно в обязательном порядке, так как, скорее всего, в магазине продадут батарею с загрунтованной поверхностью;
  • После проведения капитального ремонта батареи, в том числе ликвидации подтекания, замены регистров, удаления свищей или разгерметизации на соединении.

В любом случае есть шанс не просто защитить корпус от ржавчины, но и красиво покрасить батарею отопления, тем более чугунную, требующую ухода и внимания. Потребуется подобрать соответствующую краску, выбрать способ нанесения краски, наиболее подходящий для домашних условий.

Именно последний пункт всегда остается камнем преткновения. Если регистры лежат в подвале или в гараже, в разобранном виде, то лучше красить чугунные батареи отопления порошковой краской. У нее и вид получше, и качество покрытия на порядок выше. Правда, чтобы покрасить, придется разобрать радиатор, погрузить и отвезти в ближайший малярный цех на автосервисе.


Самое высокое качество поверхности дает порошковая краска, ее хватает лет на 20

Профессиональные маляры точно подскажут лучшую краску для покраски чугунных батарей. Возможно, это будет грунтовка на полиэфирной смоле или обычный материал для окрашивания дисков и тормозных блоков. Понятно, что покрасить у профи обойдется в копеечку, но если сделать правильно, то можно забыть лет на 20-30 о том, что чугун корпуса вообще нужно когда-либо красить.


Самый быстрой способ покрасить радиатор

Но чаще всего решить проблему описанным способом не удается, обычно по техническим причинам, поэтому приходится искать способ покрасить чугунные батареи в квартире. При этом постараться не отравиться токсичным растворителем и одновременно обеспечить радиаторам более-менее презентабельный вид.

Когда нужно окрашивание батареи

В некоторых ситуациях окрашивание радиаторов является не только желанием сделать их более привлекательными внешне, но и потребностью, которая может быть вызвана по ряду причин. Вскрытие батареи нужно совершать в следующих случаях:

  • При покупке новой батареи. Потребность в этом возникает, когда приобретенная батарея не покрыта никакой краской.
  • При проведении ремонтных работ, если текущий цвет радиатора не сочетается с обновленным интерьером помещения.
  • Если за время эксплуатации батарея потеряла свой внешний облик, что может выражаться в отслоившейся краске. В большинстве случаев это характерно чугунным отопительным приборам.

Обратите внимание! Вне зависимости от используемого красящего состава перед окрашиванием чугунные батареи следует должным образом подготовить, благодаря чему удастся на порядок проще совершить ее нанесение, а также добиться лучшего высыхания и получить более качественный окончательный результат.

Какой краской покрасить чугунные батареи отопления

В первую очередь необходимо определиться с тем, какой конкретно краской можно покрасить чугунный корпус. Сделать это достаточно просто, ассортимент невелик, для радиаторов отопления обычно используют три-четыре основных вида лакокрасочных материалов:

  • Прозрачный алкидный лак с серебрянкой или титановыми белилами;
  • Автомобильная подкраска в аэрозольной упаковке;
  • Акриловая и водно-дисперсионная краски.

Если есть возможность, то можно приобрести так называемую молотковую краску. Если покрасить по правилам, то после высыхания слой получается с блеском и словно чеканной поверхностью. Прочность покрытия молотковой смесью намного выше, чем у стандартных алкидных или акриловых материалов, но и толщина слоя получается заметно выше. Соответственно, расход краски на чугунные батареи, даже если покрасить распылителем, возрастет на 50-60%.


Силиконалюминиевая краска- дорого, но эффективно

Важно! Такая обработка надежно защищает чугунную основу батареи от любых механических повреждений, царапин, воздействия моющих-чистящих веществ. Но правильно покрасить можно лишь новую чистую батарею, без следов старых ЛКМ.

Единственным весомым недостатком подобного решения является непривлекательной серый цвет батареи.

Серебрянка и бронзовка

Один из способов правильно покрасить чугунные радиаторы заключается в использовании лакокрасочных материалов с наполнителем в виде металлического порошка, обычно алюминиевого или бронзового. Металлический наполнитель в лаке увеличивает теплопроводность, тогда как окись титана, цинка, свинца зачастую ухудшают теплоотдачу.


Серебрянка оказывается наиболее долговечным покрытием

Перед нанесением краски поверхность не грунтуют, а зачищают до металлического блеска и, желательно, обрабатывают пассивирующим составом. Прежде чем покрасить чугунные батареи отопления своими руками, металл затирают ветошью, смоченной ацетоном либо растворителем №646.

Алкидные и пентафталевые краски

Одни из самых сложных лакокрасочных материалов, покрасить чугунный корпус можно, но лишь на 4-5 лет службы. Краска вязкая, приходится добавлять большое количество растворителя, иначе покрасить чугунную батарею внутри регистров будет очень сложно.

Дает очень толстое покрытие, даже при однократном окрашивании поверхности. Поэтому, если принимается решение покрасить радиатор алкидной эмалью, то лучше выбирать специализированные составы и выполнить окрашивание в один слой.


Акриловые и водно-дисперсные краски

В продаже можно встретить специальные акриловые водно-дисперсионные лакокрасочные материалы. Они дают достаточно красивое покрытие, если требуется красиво покрасить чугунную батарею отопления, то лучше выбрать акриловую теплостойкую эмаль.

Водно-дисперсионные считаются неплохими для обработки регистров, но для чугунной батареи лучше не использовать. Водоэмульсионка плохо защищает металл, а кроме того, при интенсивном нагреве часто желтеет и покрывается серой пылью.

Чем не стоит пытаться покрасить чугунную батарею

Помимо перечисленных вариантов, существует еще как минимум пару сортов краски, которыми красить чугун не имеет смысла. Не стоит красить полиуретановыми и латексными красками, они дают очень толстый слой, что увеличивает тепловое сопротивление и ухудшает теплоотдачу. А кроме того, материал очень быстро стареет и покрывается трещинами.

Примерно такими же свойствами обладает масляная краска. В течение первых двух-трех лет после окрашивания лакокрасочный слой на чугунной батарее будет выглядеть абсолютно идеально, но греть радиатор будет очень плохо.

Характеристики красок для радиаторов

На упаковочной таре с составами, предназначенными для декоративной отделки отопительных приборов, должна стоять пометка «Краска для радиаторов». Независимо от того, из каких компонентов состоит, она должна обладать такими качествами:

  • термостойкость;
  • экологичность;
  • влагостойкость;
  • устойчивость к истиранию;
  • хорошая теплопроводность.

Разберем каждый пункт.

Чтобы покрытие не отслаивалось, не растрескивалось и не изменяло цвет, оно должно спокойно выдерживать повышение температуры основания до 80 градусов минимум. Лучше – больше, так как батареи могут греться очень сильно.


Результат нанесения на отопительные трубы краски с низкой термостойкостью Источник vsyakraska.ru

Под экологичностью краски подразумевается отсутствие в её составе летучих токсичных веществ, которые выделяются при нагреве. Это не обязательно должна быть краска для радиаторов отопления без запаха: она может пахнуть, пока сохнет. Главное, чтобы после высыхания процесс выделения летучих веществ прекратился.

Совет! Чтобы быть уверенным в нетоксичности состава, приобретайте краски, произведенные по ГОСТ или евростандартам.

Влагостойкость и устойчивость к истиранию – это те характеристики, которые позволят вам мыть батареи без опасения повредить покрытие.

Чем выше коэффициент теплопроводности краски, тем меньше она повлияет на эффективность отопительного прибора и его теплоотдачу. Тут важна ещё и толщина слоя покрытия. Замечено, что покраска в 2-3 слоя не препятствует выходу тепла, но каждый последующий слой уменьшает теплоотдачу на 1%. Это одна из причин, по которой толстое старое покрытие перед реставрацией батарей рекомендуется счищать.


Один из методов очистки – размягчение старой краски паяльной лампой и удаление шпателем Источник i.ytimg.com

Также желательно, чтобы состав обладал антикоррозионными свойствами, но это не обязательная опция при условии предварительной обработки специальными средствами.

В условиях покраски прямо по месту предпочтительнее краска для радиаторов без запаха быстросохнущая. Её применение позволит не съезжать из дома на время ремонта. Составы с резким запахом лучше использовать при условии хорошей вентиляции и отсутствия рядом людей и животных.

Помимо технических требований существуют и эстетические, касающиеся цвета покрытия и его фактуры. Они у всех разные. Если вас устраивает белый цвет отопителя – а именно этот базовый цвет в основном и представлен в магазинах – используйте краску по инструкции. Но перед покупкой убедитесь, что она не содержит мела, который скоро пожелтеет от высокой температуры. Лучше заплатить больше, но приобрести краску с титановыми белилами.

Если батареи хочется покрасить в цвет стен или других элементов интерьера, добиться нужного оттенка можно с помощью смешивания базового состава с колеровочной пастой. Причем колеровать его лучше на специальном оборудовании, которое есть в любом крупном строительном магазине соответствующего профиля.


Профессиональная колеровка позволяет попасть точно в нужный тон Источник gidpokraske.ru

Что касается фактуры, то краска для батарей бывает глянцевой, полуматовой и матовой. Первые дольше сохраняют яркость цвета, но выявляют все дефекты поверхности. Матовые напротив – маскируют их. Поэтому именно матовые составы обычно используют для декорирования чугунных изделий, изначально имеющих шероховатую поверхность с наплывами металла, выщерблинами и прочими неровностями.

Совет! Пытаясь исправить такие дефекты шлифовкой, не переусердствуйте. Истонченный материал может не справиться с нагрузкой: в нем образуются свищи.


Отремонтировать протекающую батарею очень сложно Источник gidroguru.com

Каким цветом покрасить чугунную батарею

Наиболее ходовыми считаются расцветки белого, кремового, голубого оттенков, иногда хозяева умышленно окрашивают радиаторы в белый цвет, для того чтобы улучшить дизайн оконного проема, под которым размещена батарея. На белом фоне хорошо видна пыль, поэтому убирать приходится достаточно часто.

Оптимальным решением считаются голубые, серые и бежевые цвета. Покрасить батарею в более темные, черные и коричневые цвета можно, тем более, соответствующие краски имеются в продаже, но какого-то положительного эффекта от подобного цветового решения вряд ли можно дождаться.

Красить в отопительный сезон или подождать

Решение этого вопроса зависит от желания хозяев квартиры. Если ремонт квартиры завершился, когда пришла пора включать отопление, а батареи остались в неприглядном виде, то лучшим вариантом будет не ждать весны, а приступить к окраске сразу.

Препятствием к этому может оказаться присутствие в квартире маленьких детей и пожилых людей. Активное проветривание помещений, где были окрашены радиаторы отопления, может негативным образом сказаться на их здоровье. Тогда действительно лучше подождать до тёплых дней.

Подготовка чугунных батарей к покраске

Большинство ошибок, совершаемых при попытке покрасить чугунную батарею, относятся к неправильной подготовке поверхности. Красить чугун и стальную поверхность — это две большие разницы, так как на сталь краска ложится ровно, обеспечивается неплохая адгезия.

Для чугуна все намного сложнее. Потребуется не только снять старую краску и грунт, но и тщательно зачистить металл, что называется, до блеска, обезжирить поверхность имеющейся горячей водой с содой и растворителем.


Чистить металл нужно будет до блеска

Снять старую краску можно с помощью щетки-насадки на дрель с бронзовой щетиной, либо попытаться использовать промышленный фен и ту же металлическую щетку. Использовать химические удалители краски или обжиг газовой горелкой нельзя, так как при сильном перегреве или использовании кислотных растворов в первую очередь выгорает уплотнение между секциями.

Нужно ли грунтовать чугунные батареи перед покраской

Если батарея новая и покрыта заводской грунтовкой, то нет смысла удалять слой. Чаще всего качество грунтования в заводских условиях выше, чем то, которого можно добиться в домашних условиях.


Один из лучших видов грунта

Единственным исключением является подготовка под нитрокраску. Обычно металл зачищают и затирают до блеска, после чего наносят грунтовку на основе цинкового порошка и нитролака, разведенного в два-три раза сильнее, чем положено по инструкции. Такая подготовка обеспечивает хорошие прилипание нитрокраски на чугунную поверхность батареи.

В остальных случаях чистую новую либо хорошо очищенную старую батарею рекомендуется покрыть тонким слоем грунтовки.

Для того чтобы получить хорошее сцепление, грунтовку разводят один к одному Р647 и втирают в поверхность смоченной тканью. Слой грунта получится очень тонким, почти бесцветным, но это не сказывается на его характеристиках. Краска будет прилипать так же хорошо, как и на толстом слое, а тепловое сопротивление уменьшится на 30-40%

Требования к лакокрасочному составу

Используемая красящая смесь должна соответствовать ряду следующих критериев:

  • Защита от отрицательного воздействия коррозии. В составе должны присутствовать антикоррозионные элементы, что при прямом контакте с корпусом исключат вероятность разрушения покрытия.
  • Термостойкость. Смесь, которой будет вскрыта батарея, должна хорошо переносить температуру в диапазоне 80-90°C и не терять собственных технических характеристик на протяжении указанного изготовителем периода времени.
  • Стойкость к истиранию. При прямом контакте с различными предметами, а также при использовании обогревателей, осушителей и других приборов покрытие не должно становиться более тонким.
  • Экологичность. Важно, чтобы в составе не было элементов, способных нанести вред здоровью.
  • Адгезия. Нужно, чтобы смесь имела высокий уровень сцепления с обрабатываемой поверхностью. Помимо этого она не должна отслаиваться в процессе нагрева и остывания батареи.
  • Устойчивость цвета. Обязательное условие, поскольку вскрытие отопительного прибора осуществляется также с задачей придать ему большей привлекательности.

Качественная краска для радиаторов должна соответствовать всем вышеуказанных критериям, а не лишь некоторым из них.

Как правильно покрасить старые чугунные батареи отопления

Красить чугунную батарею можно быстро или качественно. Если нужно выполнить работу в максимально сжатые сроки, то лучше использовать пульверизатор или аэрозольный баллончик для окрашивания колесных дисков. На одну чугунную батарею уйдет как минимум два стандартных баллона, это примерно 250 г краски.

Преимущество такого способа заключается в очень тонком лакокрасочном слое и качественном глянцевом блеске. Кроме того, удается покрасить даже самые труднодоступные места, причем сделать работу максимум за 10 мин.

Покрасить чугунную батарею с помощью пульверизатора намного проще, но в домашних условиях или в квартире использование пульверизатора или воздушного распылителя создает массу проблем, поэтому от подобных технологий лучше сразу отказаться.

Если есть выбор, то лучше всего покрасить батарею кисточкой с очень жесткой щетиной, никаких валиков или любых других аналогичных инструментов. Неудобство пользования подобной кистью заключается в том, что щетина сильно разбрызгивает краску, приходится брать малыми порциями и тщательно растирать на чугунной поверхности. Работать подобным инструментом не очень комфортно, но в любом случае жесткая кисть позволяет качественно покрасить самую старую чугунную батарею, какая только существует в доме.

Кроме этого, небольшая кисть с коротко обрезанной жесткой щетиной оказывается очень удобной для того, чтобы покрасить внутреннюю поверхность регистров. Если пытаться сделать это обычной малярный кисточкой, то большая часть краски просто стечет на пол.

Важно! Жесткая основа кисточки обеспечивает хорошее выдавливание воздуха из-под лакокрасочного слоя, поэтому после высыхания слой краски будет тонким, без каверн и отслоений.

Покраска

Итак, мы выбрали термостойкую краску, провели всю предварительную работу и наконец-то добрались до главного – покраске. Руководствуемся правилами:

  • лучше два тонких слоя, чем один толстый,
  • второй слой накладывается после полного высыхания первого. А первый – после высыхания грунтовки, если таковая требуется по технологии.

Используем валик или кисточку. Для труднодоступных участков отлично подойдет узкая кисть с загнутой ручкой. Красим по очереди каждую секцию сверху вниз вначале там, где трудно достать, потом боковину снаружи. Краска (как, впрочем, и грунтовка) может быть в аэрозольных баллончиках, что упрощает дело.

Когда иное не прописано в инструкции, краску наносят на холодную поверхность!

Следовательно, такую работу лучше проводить при отключенном отоплении. Конечно, при наличии технической возможности можно временно выключить подачу на отдельную батарею или отопительный стояк, но ремонт в любом случае рациональнее делать в теплое время года.

Как покрасить чугунную батарею под старину

Для того чтобы придать радиатору вид старинного обогревателя, необходимо правильно подобрать цвет и фактуру краски. Например, можно попытаться оформить батарею в виде изделия из цветного металла, латуни или меди. Для этого потребуются специальные наполнители, имитирующие медную поверхность. Красить придется, как минимум, в четыре-пять слоев, с промежуточной полировкой каждого. В результате получается чугунная батарея, очень похожая на медный теплообменник, используемый для обогрева 150-200 лет назад.

Старинные радиаторы водяного отопления зачастую имели декоративные узоры, на поверхности обязательно делались надписи производителя, ставились клейма и прочие атрибуты индивидуального производства. Все это можно попытаться воспроизвести с помощью вырезанных из фольги наклеек.

Декор придется клеить на защищенную чугунную поверхность с помощью термостойких клеевых композиций, например, эпоксидной смолы. После покраски чугунные батареи будут очень похожи на старинный радиатор.

Рекомендации по окрашиванию

Прежде всего стоит заметить, что и эмаль на основе растворителей, и краска для батарей отопления без запаха для покраски на горячую поверхность не предназначены. Это связано не только с опасностью выделения токсичных веществ с нагретой поверхности, но и с нарушением режима сушки. Любая краска должна наноситься и сохнуть при температуре окружающей среды и основания от +5 до +30 градусов.

Но прежде радиатор нужно подготовить к покраске. Если старое покрытие сплошное, без трещин и повреждений, его достаточно слегка потереть наждачной бумагой с мелким зерном, чтобы улучшить сцепление с новым слоем. Затем очистить от образовавшейся пыли и обезжирить уайт-спиритом либо ацетоном.

Отслаивающуюся краску и слишком толстый слой необходимо удалить. Сделать это быстро можно с помощью обжига, дрели со специальной абразивной насадкой или корд-щеткой.


Снятие старого покрытия Источник moidomiks.ru

Интересные идеи покраски чугунных батарей своими руками

Придать скучному металлическому радиатору более индивидуальный вид можно с помощью нескольких цветов или способов окраски. Например, в детской комнате чугунную батарею можно покрасить в несколько цветов, наилучшим образом подходящих к цветовой гамме интерьера помещения.


Для хорошего настроения

Для зала или гостиной комнаты батарею лучше всего покрасить в стиле отделки стен. Это позволит сделать систему отопления, радиатор и трубы практически невидимыми на фоне оконной отделки.

На лицевую поверхность радиаторов можно нанести рисунок, например, имитирующий технику росписи настенной керамической плитки.

В простейшем случае на белом фоне можно выполнить мелкие надписи и кальки фото. С помощью трафарета и заготовок, распечатанных на принтере, можно легко превратить чугунную батарею в тумбу, оклеенную газетными вырезками.

Чугунный корпус, загрунтованный белой вододисперсионной краской, может быть расписан практически любыми основными ЛКМ, фломастерами, маркерами, материалами для покраски ПВХ. Требуется лишь талант, вкус художника и чувство меры.

Сроки и цены

Срок оказания услуги составляет несколько рабочих дней и определяется сложностью работ и загруженностью заказами. Как правило, это 1-2 недели. Что же касается цен, то они зависят от нескольких факторов:

  • Тип радиатора (сложность окраски поверхности).
  • Исходное качество поверхности (новые/старые, чистые/грязные, целостные изделия/сколы, с заводским покрытием/грунтованные/перекрашенные и т.д.).
  • Тип подключения (нижнее создает дополнительные сложности).
  • Тип окраски – одно- или многотональный.
  • С очисткой или без очистки (в последнем случае должна быть заводская окраска).
  • При наличии очистки ее тип – пескоструйная, механическая, химическая.
  • С патиной или без.
  • Дополнительные услуги – например, покрытие лаком после окрашивания.

На этом – все. Мы перечислили наиболее важные моменты и преимущества, которые следует иметь в виду, если вы хотите заказать окрашивание отопительных радиаторов.

Советы и рекомендации

Представляем вам полезные советы и рекомендации по окрашиванию горячих батарей в отопительный сезон.

  1. В отопительный сезон, когда радиаторы отопления разогреты, предпочтительно окрашивать их акриловыми эмалями или специальной краской для батарей. В этом случае не нужно будет проветривать помещения длительное время.
  2. В конвекторах не нужно, да и нельзя красить алюминиевые лепестки. Красят только защитный кожух.
  3. При работе с алкидными эмалями обязательно нужно надевать перчатки, пользоваться респиратором и одевать очки.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]