Срок эксплуатации чугунных радиаторов отопления настолько длительный, что жильцы воспринимают их работу, как должное, поэтому в случае появления течи или свища в стенке устройства, не знают, что им делать. Особенно неприятно, если поломка произошла в разгар холодов, но и в межсезонье нельзя оставлять отопительные элементы без внимания. Как правило, профилактические работы, проводимые работниками теплосети, могут выявить наличие загрязнений или протечек в устройстве.
На этот случай есть простые способы, как устранить течь в чугунной батарее отопления.
Устройство чугунных радиаторов
Этот вид отопительных приборов состоит из секций. Модели старого типа даже сегодня выпускаются в виде «гармошек», тогда как новое поколение имеет плоскую внешнюю панель, обеспечивающую лучший прогрев всей ее площади.
При работе эти устройства используют два типа отдачи тепла:
- Излучение, или как его называют профессионалы, радиация составляет до 25-30% тепла. Оно не просто нагревает воздух, а передается ближайшим предметам, обеспечивая более качественный прогрев помещения.
- Конвекция, производимая батареей отопления, обеспечивает постоянное перемещение воздушных масс по комнате, и составляет порядка 75% теплоотдачи.
Устройство чугунной батареи, несмотря на все внешние изменения, осталось прежним. Она состоит из секций, оснащенных:
- заглушками;
- запорными устройствами;
- пробками;
- хвостовиком и терморегулятором;
- контргайками;
- ниппелями и прокладками.
Каким бы ни был чугун крепким, но даже у него есть свои пределы. Как правило, срок службы чугунных радиаторов составляет 25-30 лет, а при должном уходе и оптимальных условиях работы они могут работать без перебоя от 50 до 100 лет.
Этого не скажешь о деталях, которые скрепляют секции друг с другом, например, о прокладках. При частых гидроударах они могут «раскачаться» или потрескаться от времени. В этом случае появляется течь между секциями чугунной батареи, которая, если не устранить ее вовремя, может стать причиной серьезной аварии и угрозой для здоровья и жизни человека.
Чтобы этого избежать, нужно проверять состояние чугунных радиаторов после окончания отопительного сезона. При этом можно обнаружить совершенно разные неполадки в отопительной системе.
Что делать при прорыве: пошаговая инструкция
Если подтекает батарея, то самостоятельно устранить течь у вас не получится, но минимизировать последствия и предотвратить серьезный ущерб вы можете. Последовательность ваших действий должна быть такой:
- Убрать из комнаты детей и домашних животных, если горячая вода бьет струей, нужно набросить на радиатор, что-то плотное, например, одеяло, чтобы предотвратить термические ожоги.
- Обесточить квартиру или хотя бы отключить электроприборы, которые находятся вблизи батареи.
- Перекрыть воду. Если запорной арматуры нет в квартире, то перекрыть подачу теплоносителя можно на магистральном трубопроводе у ввода в подвал, но этот способ применяется в исключительных случаях, ведь без тепла останется весь дом.
- Вызвать аварийную бригаду сантехников.
- Принять возможные меры по устранению (уменьшению) течи.
Как и что можно устранить своими руками?
Если протечка небольшая, то можно попробовать устранить ее самостоятельно. Для этого понадобится:
- Выявить точное место протечки. Используйте для этого сухую туалетную бумагу (салфетки или газету). По мокрым точкам вы поймете откуда из трубы течет вода.
- Если протечка образовалась в чугунной батарее, то она устраняется болтом-саморезом, который вкручивается в образовавшееся отверстие.
- Если есть необходимые материалы, можно сделать гипсово-цементную повязку. Полоски обычного бинта смачивают в цементном или гипсовом растворе и накладывают на место течи.
- Если течь образовалась в месте резьбового соединения трубы и радиатора можно использовать солевую повязку. Полоски бинта, смоченного в воде, обваливают в соли и накладывают на место протечки. Соль растворяется в воде и закоксовывает точку повреждения. Сверху накладывают цементную повязку.
Важно понимать, что все эти меры являются временными, если образовалась даже небольшая течь системы, то со временем это может привести к аварийной ситуации и серьезному ущербу. Поэтому такой прибор лучше заменить
Куда обращаться в остальных случаях?
Если образовалась серьезная протечка нужно звонить в управляющую (обслуживающую) компанию. Именно в ее обязанности входит устранение течи и организация ремонтных работ.
Составление заявления
После устранения неисправности, составляется акт, в котором фиксируется размер ущерба. Если требуется замена радиаторов отопления, жильцы составляют заявление на имя управляющей компании (кто должен ремонтировать и менять батареи отопления в квартирах?). Заявление составляется в произвольной форме, но в нем обязательно должная быть следующая информация:
- наименование УК и данные ее руководителя;
- личные данные заявителя и конкретный адрес;
- текст с требованием о замене радиаторов и указанием причины их повреждения;
- подпись и дата подачи.
Мы не рекомендуем самостоятельно оформлять документы. Экономьте время – обращайтесь к нашим юристам по телефонам:
Заявление должно быть зарегистрировано как письменное обращение, в этом случае его должны рассмотреть в 3 срок и дать письменный ответ, согласно п.34 Постановления Правительства № 416.
Самые распространенные неполадки и их признаки
Хотя чугун отлично переносит несовершенство теплоносителя центрального отопления, а батареи из него имеют достаточно широкие каналы, чтобы в них не скапливался мусор, проблемы могут возникнуть даже у них. И это при том, что этому металлу нет износа. Виновниками того, что лопнула чугунная батарея или в ее стенках появился свищ, могут быть следующие факторы:
- Всем известен большой вес радиаторов из этого металла. Если при монтаже конструкции были использованы не достаточно крепкие кронштейны, или их оказалось мало, со временем она может просесть под своим весом и наклониться. Даже незначительное отклонение всего на пару миллиметров снизит эффективность работы устройства, а если перекос не исправить, то спустя несколько лет в месте, где теплоноситель отсутствует, появится коррозия. Вначале она будет выглядеть как небольшое коричневое пятнышко, которое будет расти с каждым отопительным сезоном, пока на его месте не образуется свищ.
- Репутация «долгожителей» свойственна как старым, так и новым моделям чугунных радиаторов, но при условии, что они монтированы в контур многоквартирного здания не выше шести этажей. Если теплосеть надежная и не «грешит» сильными гидроударами, то их можно устанавливать и в девятиэтажных домах. В противном случае, под сильным напором воды чугунная батарея может дать течь на стыках соединений секций. В том случае, если во время отопительного сезона потекла чугунная батарея, чем заделать ее нужно знать заранее. Сегодня существует масса герметиков, которые помогут «продержаться» устройству до теплых дней.
- Внутреннее устройство отечественных батарей таково, что чугун, из которого они выплавлены, имеет шероховатости, которые полностью отсутствуют в импортных аналогах. Именно поэтому на стенках со временем откладывается много мусора, которым наполнена вода в теплосети. Взвеси, частицы ржавчины и металлов, все это оседает и делает широкий канал узким настолько, что он уже не способен пропускать беспрепятственно теплоноситель под большим напором. В этом случае конструкция может лопнуть в любом месте, и тогда придется срочно решать, как устранить течь в чугунной батарее.
- Прокладки и резьба ниппелей – это слабое «звено» отопительных приборов. Если у чугуна нет срока давности, то этого не скажешь про детали, из которых состоит батарея. Чтобы не доводить ситуацию до того, что потребуется ремонт чугунной батареи, места соединений нужно проверять после каждого отопительного сезона и периодически менять на них прокладки.
Как показывает практика, чаще всего о том, что с системой отопления что-то не так становится известно, когда уже требуется ремонт чугунных радиаторов. Чтобы узнать о проблеме заранее, нужно прислушиваться к «сигналам о помощи», которые указывают на наличие дефектов.
Как быстро устранить течь
Поскольку эксплуатация транспортного средства с текущим радиатором не представляется возможной, требуется срочно устранять возникшую проблему. Как правило, небольшие трещины в корпусе радиатора, которые можно обнаружить лишь при запущенном двигателе можно устранить самостоятельно и достаточно легко, путем использования соответствующих герметизирующих составов.
Если течь более сильная, и обнаруживается даже при заглушенном автомобиле, это может свидетельствовать о нарушении целостности радиатора в следствии пробоя либо при интенсивных коррозийных процессах, протекающих внутри. Они часто начинаются в том случае, когда водитель неправильно выбрал тосол/антифриз. Тогда трещины отличаются большим размером, и герметиком ситуацию уже не исправить – потребуется либо замена радиатора, либо его демонтаж и последующая пайка. Как работать с герметиком показано на видео:Прежде чем начинать ремонтные работы следует убедиться в том, что течет именно радиатор, а не патрубки. Если течь обнаруживается визуально, и ее размеры небольшие, оптимальным средством решения проблемы станет использование специального герметика. Он способен качественно заклеить небольшие трещины, отличается своей высокой эффективностью и удобством самостоятельного применения. Особенно удобен такой состав в дороге, поскольку, когда потек радиатор охлаждения, а рядом отсутствует специализированный сервис или просто населенный пункт, дальнейшее движение может оказаться невозможным.
Однако его приобретение мало чем поможет при внезапном ремонте. Управиться со сваркой может профильный специалист, в «копилке» у которого не менее трёх лет соответствующей практики.
Сварка актуальна при ремонте чугунных радиаторов, как способ обеспечения неразъёмного соединения. Но сложность её применения заключается в том, что этот металл плохо поддаётся свариванию. Из сложившейся ситуации можно найти выход – использовать так называемую холодную сварку.Что касается других материалов, используемых в отопительных системах, для них используются более современные виды соединений.
Первые признаки неполадок
Есть ряд факторов, которые указывают на то, что с отопительным контуром или батареями что-то не то. К ним относятся:
- Ощущение прохлады в комнате. В этом случае стоит опросить соседей, насколько у них тепло в квартире. Если все в порядке, то можно начинать искать проблемы у себя. Причиной может стать элементарное загрязнение каналов, перекос устройства или наличие свищей. В первом случае достаточно промыть батареи, во втором – закрепить или поменять кронштейны и проверить правильность установки строительным уровнем, а в третьем – оказать «больному» радиатору помощь.
- Если на батарее появился непонятный налет, видимый невооруженным взглядом, то причина этого – изношенные прокладки. Придется отключать систему, демонтировать батареи и ставить новые, например, из паронита.
- Протечка заметна сразу. Если она небольшая, то можно обойтись хомутом или холодной сваркой, в противном случае придется полностью менять устройство.
Следует помнить, что даже маленькие дефекты могут перерасти в большую проблему, если их вовремя не устранить. Не стоит надеяться на временные хомуты и заплаты. Только специалисты теплосети могут определить надежность и герметичность отопительного контура и его элементов.
Устранение течи на соединении патрубка радиатора с магистральной трубой
Протечки на стыках трубы и патрубка радиатора своим появлением обязаны:
- неправильному монтажу при подключении батареи. Соединение выполняется либо сварочным способом, либо на резьбе. И в том, и в другом случаях малейшая небрежность при сборке, например, несоблюдение режимов сварки или несоосность соединяемых труб, когда их концы с усилием подтягиваются для совмещения, разные величины диаметров труб проявит себя уже в первые месяцы эксплуатации;
- механическим изгибающим нагрузкам в зоне стыка. Они возникают в результате элементарной житейской ситуации, когда кто-то из жильцов использует батарею в качестве опоры, желая, например, поправить штору на карнизе. Пусть даже стокилограммовый хозяин вставал на радиатор, все равно возникнет перекос и излом на стыке двух труб.
Для остановки течи можно использовать автомобильный хомутик или приспособить резиновый бандаж и кусочек мягкой проволоки. Резина из велосипедной камеры вполне справится с задачей временной приостановки протечки. Нужно приготовить полоски шириной 4−5 см, длиной до 35 см. Обмотанную вокруг повреждения полоску резины закрепить проволокой. Автомобильные хомуты хороши тем, что они недорогие, и допускают возможность надежного и равномерного их закрепления на поврежденном стыке, не рискуя переборщить при затяжке, как в случае с проволокой.
Ликвидация свища
Для любой поломки есть ряд причин, ей сопутствующих. Свищ на трубах системы обогрева или на радиаторе – не исключение. Если на элементах теплосети появилось небольшое коричневое пятнышко, не следует думать, что это сходит краска. На самом деле, это начало, зачастую необратимого процесса, но зная, как заделать свищ в чугунной батарее, можно остановить разрушение и продлить срок ее эксплуатации. Причины появления коррозии:
- С учетом частых повышений стоимости коммунальных услуг, некоторые умельцы лукавят и ради экономии электроэнергии подключают нулевой кабель к отопительному контуру. Токи, которые начинают свое «путешествие» по трубам посредством теплоносителя, как раз и вызывают образование коррозии. Определить нечестного соседа можно, если свищей несколько, и они появляются с определенной регулярностью. Спасти ситуацию поможет звонок в соответствующую службу с целью выявления нарушителя, и ремонт чугунных батарей своими руками.
- Слишком повышенная кислотность воды способна навредить даже к терпимому к коррозии чугуну.
- Истек срок годности батарей или отложения на их стенках повредили металл. В этом случае, даже небольшой свищ или трещина под воздействием напора воды может привести к тому, что батарея лопнет и из нее потечет поток горячей воды.
Любой из вариантов, требует срочного вмешательства. Если только слегка течет чугунная батарея, то можно обойтись без отключения контура и ее демонтажа. Спасти ситуацию сможет хомут. Если вода лишь капает, то подойдет односторонняя накладка, но если бежит тонкой стрункой, то лучше не рисковать и использовать двухсторонний зажим.
В том случае, если теплоноситель разорвал место, где находился свищ, сразу возникает вопрос, можно ли заварить чугунную батарею. Как правило, экстренной помощью становится холодная сварка, но даже если она восстановила герметичность, необходимо вызвать мастеров из теплосети, чтобы они проверили состояние отопительной системы.
Основные причины того, что текут трубы
Основная причина возникновения течи — окисление. Коррозия в основном возникает снаружи трубы. Это объясняется тем, что на материал постоянно влияют неблагоприятные внешние условия — перепады температуры, воздух и вода. Все это способствует появлению ржавчины на материале. Когда возникает такая проблема, образуется течь. Она характерна для стальных и чугунных устройств.
Причина протечки пластиковых труб — применение материала для системы отопления, непредназначенного для этого. В целях экономии устанавливают трубы для холодного водоснабжения. Это главная ошибка. При подаче горячего теплоносителя они деформируются или на материале появляются механические дефекты, что приводит к возникновению течи. Такая проблема возникает и на трубах, предназначенных для системы отопления. Основания причина — некачественный материал.
Течь появляется и из-за плохого монтажа системы отопления. Некачественно выполненная сварка стыковочных швов приводит к возникновению этой неприятности.
Еще одна причина возникновения течи — износ системы отопления. Если истек эксплуатационный период материала, на нем возникают дефекты.
Механическое повреждение провоцирует протечку. Это относится к пластиковым материалам.
Способы ремонта чугунных радиаторов
Существует несколько методов, которые позволяют батареям продержаться не только до конца отопительного сезона, но и пару лет. К ним относятся:
- Если течь на стыке секций, то ее можно быстро ликвидировать при помощи бинта и эпоксидного клея. Материал пропитывается клеем и наматывается на место протечки. После того, как он схватится, можно закрасить это место в тон батареи, но главное помнить, что подобная «операция» считается временной, и лучше после окончания холодов купить и установить новую секцию.
- В случае обнаружения свища или трещины потребуется хомут. Его можно купить в магазине стройматериалов, а можно сделать самостоятельно из резины или жести.
- Холодная сварка для чугунных батарей – это лучший способ быстрого устранения дефекта. Это специальный герметик, внешне напоминающий детский пластилин. Его нужно тщательно размять и нанести на поврежденное место. Средство быстро схватывается, устойчиво к перепадам температур и вполне годится для быстрого и временного ремонта чугунной батареи.
Зная, как заварить чугунную батарею при помощи сварочного аппарата с инверторной схемой, можно спасти устройство на достаточно долгое время от протечек.
Выводы
Существует несколько способов устранения аварийного протекания радиаторов отопления:
- с помощью болта-самореза;
- с помощью цементно-гипсовой повязки;
- с помощью резиновой накладки с проволокой или хомута;
- с помощью ткани, пропитанной водостойким и термостойким клеем;
- с помощью специального герметика;
- с помощью сварки.
Все эти способы устранения течи являются временными мерами, которые дают возможность успеть приобрести новые отопительные приборы и спланировать их замену.
Течь устраняют с помощью обычного бинта или полоски ткани и эпоксидного клея. Бинт пропитывают клеем и плотно наматывают на место течи. После высыхания клея отремонтированный участок красят в цвет батареи. Такая «скорая помощь» обеспечивает герметичность в течение 1-2 лет.
Чем заклеить радиатор отопленияЧудесным образом, проблема с алюминиевым радиатором отопления, возникла когда по всей России даванули морозы. Мало того, радиатор потек глубокой ночью. Несколько раз просыпался ночью от того, что радиатор отопления шумит. Еще подумал, что это не спроста и очень похоже на разгерметизацию. Увы, я не ошибся — по утру под батареей на ламинате, была приличная лужа. Первоначально подумал, что проблемы связаны с краном, но потом обнаружил на боковой поверхности радиатора вздутую краску из под которой сочилась вода.Определить место протечки удалось по вздутой краскеУдалив вздувшуюся краску при помощи плоской отвертки, увидел причину утечки — два небольших отверстия.Два отверстия в левой секции радиатораСкорее всего, микроскопической отверстие появилось давно, так как еще год назад, именно от этой батареи исходил шум, похожий на пощелкивание. Я все грешил на поврежденный кран Маевского, но даже после замены крана шум не прекратился.
Чем клеить?
Поискав информацию в Интернете, решил купить холодную сварку. Выбора не оказалось, так что взял то, что было в магазине — «Клей-холодная сварка Алмаз универсальный».Клей-холодная сварка «Алмаз»Ранее мне доводилось использовать данный клей при устранении протечки стальной трубы отопления, находящейся под давлением около 2 атмосфер. Полностью устранить протечку не удалось, так как не было возможности слить воду из системы и как следует обезжирить поверхность трубы в месте нанесения клея.
Комплектация:
- Пластмассовая туба-упаковка;
- Клей завернутый в плёнку;
- Вкладыш-инструкция.
Что клеит «Алмаз» универсальный:
- Детали из черных металлов;
- Детали из цветных металлов;
- Пластмасс;
- Стекло;
- Керамику;
- Дерево;
- Мрамор;
- Бетон;
- Гранит;
- Оргстекло.
Обязательно смотрите дату изготовления на обратной стороне вкладыша — срок хранения клея составляет два года.Срок хранения холодной сварки не превышает двух летКлей является двухкомпонентным — до смешивания, компоненты являются инертными друг другу.Клей является двухкомпонентным. Визуально это выглядит как коричневая сердцевина и белая оболочка
Инструкция по применению клея-сварки «Алмаз»:
Очистите от грязи, обезжирьте и зачистите наждачной бумагой детали в местах соединения.Отрежьте необходимое для ремонта количество состава, тщательно смешайте его компоненты между собой влажными руками (использовать перчатки) до получения рабочей массы однородного цвета. Состав должен разогреться в руках и стать пластичным и липким.Немедленно нанесите состав на склеиваемые поверхности, при необходимости зафиксируйте их на 15-20 минут струбциной или жгутом.Время отверждения — 1 час, после чего состав можно обрабатывать, сверлить, нарезать резьбу, красить.Окончательная прочность достигается через 24 часа, после чего можно подвергать конструктивным нагрузкам.Оставшийся клей закрутить пленкой, закрепить резинкой и упаковать в тубу для повторного использования.
Процесс клейки
Перед тем как клеить радиатор, я перекрыл на нем краны и дождался, пока из места утечки перестанет вытекать вода.На радиаторах отопления установлены бронзовые полуоборотные краны с гайкой-американкой. Благодаря этому, можно закрыть краны и демонтировать радиатор не сливая воду из системыВ случае необходимости, всегда можно ослабить гайку-американку для быстрого слива воды. Для этих целей, удобно держать под рукой разводной ключ для сантехники.На момент начала процесса клейки, поверхность около поврежденного участка было сухой. В принципе, холодную сварку «Алмаз» можно клеить на влажную поверхность, но я предпочитаю сухую. В качестве обезжиревателя был использован спирт нанесенный на ватный диск.Место клейки было обезжирено спиртом нанесенным на ватный дискПосле отрезки клея и смешивания компонентов, у меня получился шарик диаметром около 15 мм.Состав готов к использованиюХолодная сварка сперва была нанесена рукой, а затем плотно прижата к радиатору при помощи жала отвертки.Выглядит не очень опрятно, но клей нанесен между ребрами радиатора, где его все равно не видно
Для улучшения качества и ускорения склейки, нанесенный на радиатор состав подогревался при помощи бытового фена в течение 5-10 минут.
Нагрев феном позволяет получить более качественное склеивание и ускоряет процесс затвердевания составаВ принципе, уже после 10 минут, клей прилично затвердел. Однако решил не спешить и открыл краны только через час. На данный момент утечка ликвидирована.
Последовательность работ
В зависимости от того, насколько серьезная поломка, зависят действия по ее устранению. Так, если течь небольшая, то можно обойтись без отключения батареи от контура, и для ремонта потребуется:
- Установить под местом поломки емкость на случай прорыва или клеенку с ветошью для сбора воды.
- Место разрыва или трещины нужно зачистить до основания при помощи троса или наждака. Нужно не просто удалить слой краски, а обнажить сам металл.
- Обезжирить подготовленное место каким-нибудь растворителем.
- Если для ликвидации поломки используется специальный клей или эпоксидная смола, то потребуются полоски плотной ткани или бинты. Нанести на них средство и намотать на место разрыва в несколько слоев.
- В случае использования холодной сварки ткань не нужна.
- На схваченное герметиком место надевается и закручивается хомут, но важно проследить, чтобы его зажимы были с противоположной стороны течи. Например, трещина образовалась на внутренней стороне радиатора, значит, зажимы будут снаружи, и наоборот.
- Если поломка серьезная и горячая вода хлещет из батареи, то нужно вызывать аварийную бригаду, а не пробовать остановить утечку самостоятельно без наличия нужных инструментов.
Даже самый качественный ремонт не гарантирует долгой службы устройства. Восстановленные чугунные радиаторы все равно придется менять, и чем скорее это будет сделано, тем безопаснее будет в квартире.
Течет труба – что делать на первом этапе
В случае появления свища на стояке центрального теплоснабжения, откуда вода бьет струей, предлагаем оптимальный план действий:
Организуйте сток теплоносителя в ведро или таз, быстро обмотав трубу любой ветошью. Так вы сохраните напольное покрытие, личные вещи и мебель, предотвратите подтопление
Действуйте осторожно – зимой температура сетевой воды достигает 90 °С.
Потратьте 2—3 минуты на звонок диспетчеру теплоснабжающей организации. Сообщите об аварии, вызовите мастеров – сантехников. Пока ремонтники добираются, попытайтесь самостоятельно перекрыть стояк
Слишком горячий теплоноситель все равно не позволит заделать свищ под давлением. Краны нужно искать в подвальном тепловом пункте, находящемся под подъездом. Проследите, где стояк пронизывает перекрытие и закройте ближайший вентиль. В крайнем случае перекройте основной домовой кран на время ремонта.
В нынешней реальности мастеров нередко приходится ожидать 2—3 дня (причины — праздники, выходные, аварии на других объектах). На долгий срок оставить жильцов без тепла нельзя, поэтому в случае задержки сделайте импровизированный хомут из подручных материалов:
- Отыщите резиновую перчатку, велосипедную камеру либо готовый медицинский жгут. Вторая составляющая успеха – мягкая стальная проволока диаметром 2—4 мм.
- Из перчатки (камеры велосипеда) вырежьте полосу шириной 4—5 см, как показано на фото.
- Приложив конец полосы к трубе на 1 см ниже свища, произведите намотку с натяжкой. Цель – плотно закрыть отверстие несколькими слоями резины.
- Удерживая «повязку» рукой, зафиксируйте ее проволокой. Последнюю лучше намотать плотно, виток к витку, помогая пассатижами. Теперь общий вентиль в подвале можно открыть.
Также используйте вышеописанный порядок действий, когда сильно течет чугунная батарея центрального отопления, а отсекающих кранов нет. Обычно радиаторы протекают на стыках между секциями, туда и следует накладывать временный хомут.
Когда образуется течь из-под гайки , соединение нужно перепаковать
Если струйка воды наблюдается на месте резьбового соединения железных труб, надо отвернуть газовым ключом фиксирующую гайку от муфты. Открывшуюся резьбу оберните косичкой свежего льна (по часовой стрелке) и вновь затяните гайку. Рассмотренные варианты заделки покажет сантехник на видео:
Watch this video on YouTube
В частном жилище ликвидация течи сильно упрощена – достаточно перекрыть нужный вентиль или быстро опорожнить участок отопительной сети. Мотать резину не обязательно, лучше заделать дыру более надежным методом. Когда протечка в квартире временно устранена, слесарей можно не ждать — выберите подходящее время и заделайте отверстие окончательно любым из представленных ниже способов.
Устранение протечек в местах соединений
Очень часто теплоноситель начинает протекать там, где стыкуются какие-то элементы — например, соединяется труба и радиатор. Причин тому может быть довольно много. Чаще всего проблема заключается в износе материала, с помощью которого уплотнялась резьба при монтаже.
Если теплоноситель не бьет фонтаном, а лишь слегка подкапывает, и при этом у вас по какой-то причине нет возможности остановить отопительную систему для проведения полноценного ремонта, то можно попробовать следующий способ. Накапайте небольшое количество спирта на паклю, которой обмотано место соединения. Затем нанесите туда же клей БФ.
При взаимодействии со спиртом он станет жидким и сможет затечь внутрь соединительного элемента, а затем там затвердеет. Но минус такого метода заключается в невысокой надежности. К тому же, когда-нибудь потом вам придется очень долго и мучительно разбирать такое склеившееся соединение.
Поэтому все же желательно обеспечить себе возможность нормального ремонта. Он заключается в том, чтобы разобрать протекающее резьбовое соединение, а затем заново его собрать, сделав более качественным. Естественно, данная процедура может осуществляться только после прекращения подачи теплоносителя в ремонтируемый сегмент системы.
- Аккуратно открутите гайку. Делать это нужно медленно, чтобы не повредить резьбу.
- Когда поверхность резьбы освободится, удалите с нее все уплотнители, которые использовались при монтаже. Как правило, это пакля или ФУМ-лента. Не забудьте произвести очистку и от герметика. Можно пройтись пару раз наждачкой, доведя чистоту резьбы до идеала. В завершение желательно обезжирить поверхность с помощью ацетона или тому подобных средств.
- Далее все сделайте в обратном порядке. Накрутите новую ФУМ-ленту, сверху обмотайте льняной паклей, смажьте все это дело качественным герметиком и соберите соединение. Закручивание гайки необходимо производить не менее аккуратно, чем раскручивание. Особенно это касается старых радиаторов, где элементы уже «дышат на ладан».
В случае возникновения протечки в местах соединения секций радиатора проблема обычно заключается в деформации или износе уплотнительной прокладки. В идеале, этот элемент необходимо заменить на новый. Для этого батарею нужно разобрать на секции — пошаговая инструкция по проведению данной работы есть на нашем сайте. Для разборки вам понадобится специальный сантехнический ключ и довольно много терпения, но выполнить все действия вполне реально.
После того как отсоедините секции друг от друга, зачистите места соединений от всех загрязнений — естественно, изначально удалите все старые уплотнительные материалы. Затем поставьте новые прокладки. Лучше брать не резиновые и не силиконовые, поскольку они не слишком хорошо переносят высокие температуры и, в итоге, не так уж долго служат. Оптимальным вариантом является паронит, который будет отлично справляться со своими функциями долгие годы.
После установки новых прокладок соберите радиатор обратно и подсоедините его к системе. Если при разборке вы обнаружили, что проблема заключается не в уплотнителе, а в повреждении самой секции, то оптимальным вариантом будет ее замена.
Вместо обычной эпоксидки можно использовать специальные средства, которые называются холодной сваркой. Работа с ними осуществляется примерно так же. Некоторые составы можно использовать даже на влажных поверхностях, то есть в том случае, если нет возможности остановить подачу теплоносителя.
Холодная сварка может быть жидкой и твердой. В первом случае работа осуществляется по тому же принципу, что и с обычным эпоксидным клеем. Во втором случае средство разминается, а затем используется, как замазка. При его применении обязательно надевайте перчатки, поскольку состав является химически активным и может негативно воздействовать на кожу.
Независимо от того, каким средством вы производите заклеивание протечки между секциями, помните о том, что данное решение является временным. После окончания отопительного сезона вам все же будет необходимо заняться этим вопросом более серьезно, разобрать соединение и устранить неполадку. Успехов!