Благодаря окрашиванию отопительные батареи становятся более презентабельными и получают дополнительную защиту от коррозии. Но краска для радиаторов отопления должна быть подобрана правильно, чтобы обновленное покрытие прослужило как можно дольше.
Мы поможем вам в этом вопросе. В статье перечислены требования, предъявляемые к эмалям, описаны преимущества и недостатки разных красок. А также приведен обзор компаний, чьи лакокрасочные материалы доказали износостойкость на практике.
DekArt MA 15
Производитель рекомендует использовать краску для обработки металлических отопительных труб. Так как палитра оттенков широкая, то батареи можно будет покрасить в любой цвет с учетом особенностей общего дизайна помещения.
Преимущества:
- высокая защита поверхности от агрессивных воздействий;
- широкая палитра ярких оттенков;
- возможность придать приятный внешний вид радиатору, подстраиваясь под интерьер помещения.
Из минусов стоит отметить ярко выраженный запах.
Когда производить окрашивание
Вопрос, который волнует многих: когда целесообразно красить батареи – до или в процессе отопительного периода. В некоторых регионах холодное время года длится долго и отопительный сезон занимает не меньше 6 месяцев, поэтому ждать наступления тепла, чтобы обновить внешний вид батарей могут не все. В связи с этим современные производители предлагают краску, которую можно наносить на теплые радиаторы.
Однако если есть возможность, то окрашивание батарей лучше осуществлять в теплое время года, когда отопление отключено. На это есть две причины. При окрашивании горячих батарей акриловым составом будет происходить его мгновенное высыхание, что не позволит обеспечить равномерное и качественное окрашивание поверхности.
Вторая причина заключается в наличии неприятного запаха, который выделяют все составы при окрашивании. При нанесении на горячую поверхность сила запаха увеличивается в несколько раз.
Летом есть возможность обеспечить качественную вентиляцию в помещении или вовсе снять радиатор для выполнения работ по его окрашиванию на свежем воздухе.
Видео — Как и чем красить радиатор отопления?
Sniezka Supermal
Разработана краска для батарей отопления, выполненных из чугуна и стали. Продукт можно применять для помещений общественного пользования.
Плюсы:
- противостоит атмосферным и механическим воздействиям;
- небольшой расход;
- яркие оттенки – 23 цвета;
- продукция соответствует всем действующим стандартам.
Недостатков обнаружено не было.
Глянцевые или матовые
При выборе краски для радиаторов отопления необходимо выбрать, какого типа поверхность вы хотите получить — матовую или глянцевую. Выбирать надо с учетом типа поверхности. Дело в том, что глянцевая краска подчеркивает неровности поверхности. Красят чаще всего чугунные батареи, а их поверхность далека от идеала. Покрыв ее глянцевым составом, вы только подчеркнете ее несовершенность.
Матовые составы в этом плане лучше — они визуально скрывают многие неровности. Так что это неплохой вариант. Но есть и тут недостаток: матовая белая краска быстро приобретает сероватый оттенок. Происходит это за счет того, что пыль и грязь забиваются в поры, а они у матовой краски широкие. Эта грязь оттуда не вымывается. Выход — свежий слой краски или окраска в цвет, отличный от белого. Разумный выбор — подобрать краску под цвет стен. Сточки зрения дизайна это более верное решение, чем белые радиаторы.
Radiator Festek
Это однокомпонентная краска для батарей отопления без запаха, которая гарантирует высокую стойкость покрытия к отрицательному воздействию воды. После окрашивания батареи получают приятный матовый белый цвет.
Достоинства:
- отсутствие запаха;
- высокое сопротивление влаге и сухому истиранию;
- отсутствие желтизны;
- способность выдерживать нагрев до 95 градусов;
- быстрое высыхание.
Из недостатков только уязвимость перед повышенными эксплуатационными нагрузками.
Видео описание
Посмотрите, как быстро можно отреставрировать чугунную батарею с помощью краски из баллончика:
Ещё один представитель этой группы – молотковая краска. Это та же алкидная эмаль на органической основе, но с добавлением воска, алюминиевых хлопьев и других наполнителей, создающих на поверхности эффектную фактуру молотковой чеканки, которая хорошо скрывает все неровности.
Самыми популярными средствами этого типа являются грунт-эмали Хаммерайт, которые можно наносить прямо на ржавчину, исключая из технологии предварительную грунтовку и антикоррозионную обработку.
Молотковая краска HAMMERITE по металлу и ржавчине Источник images.obi.ru
Remontti Assa Tikkurila
Это финская хорошая краска для батарей, в составе которой присутствует акрилатный связующий компонент. При этом органические растворители производитель не использовал. Продукция абсолютно безопасна для людей, страдающих аллергией или астмой.
Преимущества:
- краситель изготовлен по инновационным технологиям и из высококачественных материалов;
- высокая безопасность;
- стойкость к мытью и истиранию.
Из минусов только высокая цена продукции.
Краткий обзор производителей
В продаже имеются термостойкие лакокрасочные материалы для покраски систем отопления как импортные, так и отечественные. И те и другие вполне подойдут для окрашивания батареи в коттедже или квартире.
Среди основных компаний-производителей можно упомянуть:
- Скандинавскую TIKKURILA с серией «Termal».
- Немецкую DUFA сериями «Thermo» и «Aqua-Heizkorperlack».
- Российскую ТЕКС со специальной «эмалью для радиаторов».
- Польскую SNIEZKA.
- Словенскую BELINKA.
- Российскую ЛАКРА.
Вариантов с разной ценой и составом много, выбрать есть из чего. Причем, подбирая для краски грунтовку, лучше всего остановить свой выбор на продукции одного производителя. Экспериментировать со смешиванием того, что подешевле, не стоит.
Обзор популярных термокрасок, которые используются для окрашивания радиаторов, металлических печей и прочих элементов отопительного контура, приведен в этой статье.
Balakryl Radet
Этот высококачественный продукт можно задействовать для окрашивания радиаторов отопления в жилых и промышленных домах.
Преимущества:
- можно применять в помещениях, где имеется повышенная влажность;
- выдерживает температуру 100 градусов, поэтому покрытие на отопительных радиаторах не утрачивает свой первоначальный вид в течение продолжительного времени.
Недостатков у этого лакокрасочного продукта обнаружено не было.
Правила покраски отопительных приборов
Для покраски батарей отопления требуются особые инструменты. Например, изогнутая кисть, поэтому заранее купите всё необходимое. Процесс покраски всегда начинается с подготовительных мероприятий и только после этого начинается работа.
Покраска чугунных радиаторов отопления.
Подготовительный этап
Чтобы покраска батарей была комфортной, необходимо заранее подготовить ряд материалов и инструментов. А именно:
- краску;
- 2 кисти – изогнутую и прямую;
- грунтовку;
- растворитель (кроме водно-дисперсионной эмали);
- старые тряпки;
- газеты или полиэтилен;
- щлифбумагу (№2);
- защитные средства – резиновые перчатки, респиратор.
Если радиатор уже был окрашен, его нужно очистить от старого покрытия. Конечно, допустимо нанесение сверху, но этим вы значительно снизите уровень теплоотдачи.
После устранения старой краски действуйте так:
- Отшлифуйте поверхность абразивным материалом для придания гладкости.
- Вымойте тряпкой с моющим средством.
- Вытрите насухо – на батареях не должно быть никакой влажности.
- Обезжирьте растворителем – не должно быть ни малейшего жира.
- После просыхания обработайте грунтовкой.
Tikkurila Empire
Если не решили, какой краской красить батареи, то стоит обратить на эту разработку финских специалистов. Применяют готовый концентрат и разбавитель уайт-спирит. После нанесения продукта поверхность становится полуматовой.
Преимущества:
- минимальный риск появления подтеков при покраске;
- максимальная адгезия с поверхностью из металла;
- отсутствие запаха;
- широкая палитра оттенков;
- легкое и быстрое нанесение.
Недостатки:
- для нанесения краски в комнате должна быть температура воздуха от 5 градусов, а влажность – от 80%;
- необходима тщательная подготовка батареи для успешного окрашивания;
- большой расход – 12 л на 1 м2.
Народное голосование
А какую краску для радиаторов отопления бы вы выбрали или посоветовали?
Эмаль «Olecolor»
9.30 % ( 4 )
Эмаль «ТЕКС Профи»
9.30 % ( 4 )
Эмаль «DALI»
6.98 % ( 3 )
Эмаль «Престиж Премиум»
0.00 % ( 0 )
Эмаль «Krafor»
0.00 % ( 0 )
Эмаль «AURA LUXPRO TERMO»
16.28 % ( 7 )
Эмаль «ТЕКС Универсал»
9.30 % ( 4 )
Эмаль «Dekor»
6.98 % ( 3 )
Эмаль «Лакра»
13.95 % ( 6 )
Эмаль «Престиж Ferrum Премиум»
6.98 % ( 3 )
Эмаль «ЭТЮД»
4.65 % ( 2 )
Эмаль «MOTIP Деко»
4.65 % ( 2 )
Эмаль «Decorix 0105-04 DX»
2.33 % ( 1 )
Эмаль «Vixen»
0.00 % ( 0 )
Sadolin Master 30
Этот шведский продукт подойдет для покраски металлических батарей. Делает поверхность полуматовой с приятным блеском.
Преимущества:
- высокая защита от коррозии, гниения, плесени и грибка;
- отсутствие подтеков во время покраски;
- высокая стойкость перед атмосферными воздействиями;
- устойчивость к истиранию;
- отлично ложится на разные поверхности;
- широкий выбор оттенков.
К минусам стоит отнести слабый запах краски, поэтому после работы нужно проветрить комнату.
Видео описание
Процесс снятия старой краски с чугунной батарее с помощью смывки показан в видеоролике:
Следующий этап – грунтование поверхности. Желательно выбирать для этого состав на той же основе, что и выбранная краска. Например, под алкидную эмаль радиаторы можно загрунтовать средством ГФ-021, обладающим антикоррозионным действием.
Совет! Перед тем как покрасить батарею в жилом помещении, нужно защитить полы, стены и рядом стоящую мебель от случайного попадания на них краски – закрыть их пленкой, газетами или упаковочным картоном.
К окрашиванию можно приступать после высыхания грунтовки. Если оно выполняется вручную, желательно использовать две кисточки: одну изогнутую на удлиненной ручке для труднодоступных мест и вторую обычную для лицевой поверхности. Обе должны быть с натуральной щетиной.
Такая кисть позволит добраться до самых сложных участков радиатора Источник gidpokraske.ru
Красить начинают с внутренних поверхностей, оставляя фасадную часть напоследок. Как правило, для достижения гладкой и равномерной по цвету поверхности требуется минимум 2 прохода. Второй слой можно наносить по истечению времени, указанного в инструкции и необходимого для полного высыхания.
Professional Gloss JOHNSTONE’S
Британская краска, разработанная для покраски металлических батарей. В ее основе лежит прочная алкидная смола, которая обеспечивает прочное покрытие.
Преимущества:
- идеальное покрытие;
- приятный глянец;
- высокая стойкость к отрицательным внешним воздействиям: удары, температура.
К недостаткам продукции стоит отнести высокую цену.
Порошковые красители
С помощью таких красителей производится окраска стальных, биметаллических и алюминиевых батарей в условиях производства. Для домашнего окрашивания она применяется очень редко из-за необходимости специального инструмента – распыляющего пистолета. Хотя некоторые службы сдают такое оборудование в аренду.
По технологии зачищенной детали передают отрицательный заряд, а порошковой краске – положительный. Для этого необходим дизельный генератор, выдающий при напряжении 25-30 кВ ток с силой в доли ампера.
Разность потенциалов позволяет равномерно распылить порошок по всей окрашиваемой поверхности. На следующем этапе выполняется полимеризация красителя, чтобы он стал жестким. Ее выполняют с помощью нагрева изделия до определенной температуры. Ее диапазон составляет от 170-200 ℃ до 350 ℃.
Нижний порог температуры можно создать тепловой пушкой, а вот для нагнетания высоких температурных показателей потребуется печь, которая постепенно прогреет изделие. Как вариант, можно использовать краску, полимеризация которой происходит под воздействием ультрафиолета. Тогда в закрытом помещении достаточно включить специальную лампу на заданное время.
Как бы то ни было, подобная технология в домашних условиях трудноосуществима. Возможно, окрашивание радиатора вам смогут сделать в оборудованной автомастерской.
Какую краску выбрать
Рассматривая многочисленные фото краски для батареи, нужно обращать внимание не только на картинку с результатом, но и знать состав и характеристики продукта:
- Масляные. Это бюджетный вариант, который при этом представлен в широком ассортименте. Но после покраски придется долго ждать, когда краситель высохнет, и терпеть резкий неприятный запах.
- Акриловые. Эти красители быстро сохнут и не пахнут, но вот получить идеальный оттенок не всегда получается.
- Алкидные. После их нанесения покрытие не боится высоких температурных режимов и механических факторов. Но во время окрашивания присутствует неприятный запах.
- Термостойкие. Отличный выбор для радиаторов отопления, так как покрытие остается белым без желтизны и стойко переносит высокие температуры.
Если купить правильную краску и учитывать все рекомендации по ее нанесению, то можно обновить состояние радиаторов, слегка изменить общий дизайн помещения и наслаждаться полученным результатом в течение продолжительного времени.
Можно ли красить батареи
С покраской старых добротных батарей из чугуна проблем возникнуть не должно. Надо лишь грамотно подобрать для них краску. А вот с радиаторами из алюминия или нержавеющей стали ситуация кардинально иная.
Изначально их окрашивают в заводских условиях порошковым методом с термообработкой. Поверх этого лакокрасочного покрытия нанести новый слой ЛКМ дома своими руками проблематично.
Подавляющее большинство производителей отопительных приборов не из чугуна самовольное окрашивание поверхности батареи рассматривают как повод для аннулирования заводской гарантии.
Любое повреждение или отслоение лакокрасочного слоя на только что купленном радиаторе – это производственный брак. Такое оборудование подлежит обязательной замене. Гарантийный срок обслуживания еще никто не отменял.
Производители алюминиевых и стальных радиаторов в инструкциях к своим изделиям в категорической форме запрещают их дополнительную окраску
Эмалевые краски после высыхания создают на поверхности прочный и монолитный слой, воздух через который не способен пройти по определению.
Если кислороду оставить хоть небольшой шанс на просачивание сквозь лакокраску, то о защите металла от коррозии можно будет сразу забыть. А защитные функции – это зачастую основная причина покраски радиаторов.
При этом в паспортах на все батареи отопления присутствует категорический запрет на закрашивание воздуховыпускного отверстия автоматического воздухоотводчика. Если нанести на него краску, то воздух при необходимости из системы отопления спустить будет невозможно. За этим моментом надо обязательно следить при покрасочных работах.
Окраска как алюминия, так и нержавейки на заводах производится порошковыми красящими составами, которые после нанесения “запекаются” в специальных боксах с высокой температурой. Самому дома создать необходимые условия невозможно.
А обычные масляные и иные краски долго на подобных радиаторах не держатся. Из-за низкой адгезии они неизбежно будут отслаиваться от алюминиевых и стальных поверхностей.
Если краска на алюминиевой батарее начала сползать, то проще купить новый радиатор – нанесенный в домашних условиях лакокрасочный слой на них способен прослужить максимум два–три года
Для надежного окрашивания алюминия требуется специальное оборудование для покраски, а также эпоксидные грунтовки и эмали. Все это стоит немалых денег.
Кроме того малейшее несоблюдение технологии неизбежно приводит к отслаиванию нанесенного покрытия. Есть еще вариант с анодным оксидированием, но это опять же технологически сложно и требует определенных познаний.
Если есть успешный опыт окраски кузова автомобиля и соответствующие лакокрасочные материалы, то за окрашивание алюминиевой батареи можно взяться, в противном случае заниматься этим не стоит. Лучше приобрести новый отопительный прибор либо просто закрыть облупившийся декоративным экраном.
Отдельная тема – это конвекторы с частным нанизанным на паре труб оребрением из стальных пластин (“гребенкой”). Такие батареи часто ставились в 1970–80 годах в панельных многоэтажках. Красить сами пластинчатые ребра нельзя. Это приведет к резкому снижению теплоотдачи.
При этом добраться до труб посередине также не получится даже с помощью очень узкой кисточки. Эти поверхности лучше оставить в покое.
На подобных радиаторах обычно имеются заслонки и декоративные экраны из железа. Вот их можно и нужно красить для придания им эстетичного вида. Здесь подойдут обычные термостойкие краски.
Фото краски для радиаторов отопления
Проведение грунтовки
Для осуществления грунтовки можно использовать отечественный состав ГФ-021, который сочетается с эмалями МА и ПФ. Если вы планируете пользоваться импортными красителями, то для грунтования следует приобрести материал того же производителя. Масляная краска, наносимая в один слой на грунтовку, способна повысить теплоотдачу батареи на 5 %. Если же будет нанесено более трёх слоёв, то теплоотдача снизится на 1 %. Краситель на основе свинца и алюминия тоже будет способствовать снижению теплоотдачи.