Строительство и монтаж котельных на мазуте

По большому счету, любой универсальный котел, оснащенный жидкотопливной горелкой, может относиться к теме статьи, но ранее уже писали о том, что универсальная топка не всегда хороша для работы с такими горелками, и здесь рассказывается о специализированных жидкотопливных котлах, разработанных именно для этого вида топлива.

Дизельный котелУстройство дизельного котла

На немецких образцово-показательных заводах в любой, самой современной котельной можно найти дизельный генератор, тщательно обслуживаемый по регламенту и готовый заработать в случае аварии на электросетях. Но это электроснабжение и это в довольно стабильной во всех отношениях Европе! Что уж говорить о наших самых непредсказуемых ситуациях в холодные сезоны, когда-то газовую трубу нарушили во время строительства, то поставщик угля закрылся на неопределенный срок, то дорогу развезло и завезти дрова не получается… И речь идет уже не только об электроснабжении, а об угрозе размораживания дорогостоящей системы отопления. Очень сильно выручить может в ситуациях полной автономности котел на жидком топливе.

Доступность продуктов нефтепереработки, к которым относятся солярка или дизельное топливо, печное топливо или мазут, а также отсутствие необходимости согласовывать строительство котельной на таком топливе с разными организациями привлекает владельцев домов и организаций и дает простое решение для обогрева зданий. Действительно, для установки котла на жидком топливе нужен собственно сам котел достаточно простой конструкции, горелка для жидкого топлива и емкость для хранения запаса его.

Дымоход большой длины практически не требуется, можно просто изолировать его проход в стене и дымовые газы за счет вентилятора горелки покинут помещение без труда.

Котел достаточно тяжелый, под него неплохо бы соорудить фундамент. Самым крупногабаритным элементом котельной на жидком топливе станет емкость для хранения запаса дизтоплива, или печного топлива, или мазута — смотря что будет использоваться для сгорания в котле. Размер и способ установки бака зависит от того, чем будет отапливаться дом и об этом стоит подумать заранее.

Дымовая трубаСхема монтажа подземного резервуара

Пуск котельной установки

3.2.1. Перед растопкой котла необходимо провести предпусковую проверку закрытия запорных органов на мазутопроводах перед горелками и запальными устройствами в соответствии с эксплуатационной инструкцией.
3.2.2. Перед пуском котла после простоя продолжительностью более 3 сут должны быть проверены исправность и готовность к включению тягодутьевых механизмов котла, его вспомогательного оборудования, средств измерения и дистанционного управления арматурой и механизмами, авторегуляторов, а также осуществлена проверка работоспособности защит, блокировок, средств оперативной связи и проверка срабатывания ПЗК. При простое менее 3 сут проверке подлежат оборудование, механизмы, устройства защиты, блокировок, средства измерения, на которых производился ремонт. Выявленные неисправности до пуска котла должны быть устранены.

3.2.3. Перед пуском котла необходимо обеспечить давление мазута и пара, воздуха и тяги в соответствии с требованиями эксплуатационной инструкции.

Температура мазута перед механическими и паромеханическими форсунками должна соответствовать его вязкости не более 2,5 °ВУ, а перед паровыми и ротационными форсунками — не более 6 °ВУ.

3.2.4. Непосредственно перед розжигом горелок должны быть провентилированы продолжительностью не менее 10 мин топка, газоходы (в том числе рециркуляционные) при открытых шиберах газовоздушного тракта и расходе воздуха не менее 25 % номинального. Условия, обеспечивающие необходимый расход воздуха при вентиляции, должны указываться в местной инструкции. Одновременно должен быть провентилирован «теплый ящик».

3.2.5. Вентиляция котлов, работающих под наддувом, а также водогрейных котлов при отсутствии дымососов должна осуществляться дутьевыми вентиляторами и дымососами рециркуляции газов.

3.2.6. Растопка котлов с уравновешенной тягой должна вестись при включенных дымососах и дутьевых вентиляторах, а растопка котлов, работающих под наддувом, — при включенных дутьевых вентиляторах.

3.2.7. Растопка котла на сернистом мазуте должна проводиться с предварительно включенной системой подогрева воздуха перед воздухоподогревателем.

3.2.8. По условиям взрывобезопасности растопка котла на мазуте может начинаться с розжига любой горелки или группы горелок и выполняться в последовательности, указанной в инструкции по эксплуатации котельной установки.

3.2.9. При погасании или невоспламенении при розжиге любой из горелок должна быть немедленно прекращена подача на нее мазута, отключено запальное устройство. Растопка котла может продолжаться розжигом последующих горелок, если в работе осталась хотя бы одна горелка. Если же в работе не осталось ни одной горелки, то следует руководствоваться указанием п. . Повторный розжиг отключенной горелки должен быть произведен после устранения причин ее погасания или невоспламенения.

3.2.10. Розжиг горелок при растопке котла должен производиться с помощью запального устройства; отключение запального устройства должно выполняться после стабилизации горения факела горелки.

(Новая редакция. Изм. № 2)

3.2.11. В случае обрыва факела в топке должна быть немедленно прекращена подача топлива к котлу и выключены запальники. Только после выполнения вентиляции топки и газоходов в течение 10 мин и устранения причин погасания топки можно приступить к растопке.

Жидкотопливные горелки для котлов

Жидкотопливные горелки

Комбинированные горелки «газ-дизельное топливо», «газ-мазут» дороже специализированных жидкотопливных, но могут обеспечить бесперебойное теплоснабжение при смене вида топлива, например, когда дом со временем газифицируется. Такие горелки требуют настройки отдельно по каждому виду топлива, в них есть устройство — механическое или электронное, регулирующее соотношение «воздух-топливо» в подающей смеси, а в горелках «мазут-газ» предусматривается подогреватель мазута.

Собственно, жидкотопливные горелки делятся на:

— горелки с распыливающими форсунками, в том числе с паромеханическими форсунками;

— горелки ротационного типа.

Горелки ротационного типа малочувствительны к качеству топлива, в них оно подается с небольшим, от 1 до 3,5 атм давлением на вращающийся со скоростью 5000 об/мин стакан. Даже наличие инородных частиц в мазуте не приводит в такого вида горелках к выходу из строя оборудования. Чаще они применяются на объектах теплоэнергетики.

Дизельная горелка

Горелки с распыливающими форсунками могут быть одно-, двух- и трехступенчатыми, а также модулируемыми. Ступенчатая регулировка предполагает работу в одном заданном диапазоне мощности либо переключение во время работы при достижении заданной температуры теплоносителя на следующий диапазон.

Самыми экономичными являются модулируемые горелки, плавно меняющие мощность от 10 до 100% с помощью механической, пневматической или электронной модуляции. Экономия топлива при грамотной настройке такого типа горелки может составлять 5-15%. Стоимость таких горелок выше, чем у ступенчатых, но они позволят снизить нагрузку на механические части котла из-за частых включений/выключений, увеличить его КПД и время эксплуатации в целом.

Производители горелок часто выпускают унифицированные модели, подходящие к разным маркам котлов и консультант салона отопительной техники может порекомендовать подходящую из имеющегося ассортимента.

Преимущества жидкотопливных котлов

  • Есть вполне очевидные преимущества жидкотопливных котлов используемых на производствах, связанных с горюче смазочными материалами. Для частных домов преимущества котлов этого типа могут вызвать вопросы:
  • Котлы на жидком топливе имеют высокий КПД от 86 до 98%. Это хороший показатель, и он очень близок к показателям газовых котлов;
  • Несомненный плюс дизельных котлов, в отличие от газовых, не нужно разрешений (согласований) на монтаж котла. Хотя топочную комнату оборудовать всё равно придется;
  • Дизельные котлы выпускаются в максимально автономных комплектациях. Автоматика котлов и автоматическая подача топлива, позволяют минимизировать присутствие человека для обслуживания;
  • Еще один плюс, это возможность достаточно быстро и просто, сменив горелку котла, перейти на работу с природным газом;
  • Хотя и нет всеядных котлов, дизельные котлы могут работать на альтернативных видах жидкого топлива, о чём указано в документации к котлу;
  • Котлы на жидком топливе можно вписать в любую отопительную систему и могут работать с любым теплоносителем (водой и антифризом).

Преимущества мазутной котельной

Явные преимущества (плюсы) мазутной котельной блочно-модульного исполнения выгодно отличают ее от аналогов (например, твердотопливных):

  • Заводская готовность. Качественная сборка в условиях производства.
  • Автоматизация. В автоматизированных мазутных котельных оптимально подобрано и распределено оборудование, а все датчики и системы работают без помощи техперсонала.
  • Экономичность. Отсутствие затрат на капитальное строительство, на постоянное присутствие оператора и низкая себестоимость топлива.
  • Безопасность. Минимальный риск возгорания.

Также стоит отметить минимальный срок изготовления мазутной котельной – точнее об этом всегда можно узнать у специалистов.

Масляное хозяйство

Масляное хозяйство состоит из открытого склада масла и аппаратной. Склад масла имеет обычно наземные металлические резервуары, установленные на фундаментах из отдельных железобетонных стоек. Открытый склад масла отгораживается от остальной территории земляным валом высотой 1,2 м со сплошной одерновкой. Для отвода поверхностных вод и спуска масла в случае аварии баков поверхность склада имеет уклон в сторону канализационных колодцев, из которых предусматривается выпуск вод или масла за пределы площадки ТЭС. Масляное хозяйство должно иметь четыре бака турбинного и четыре бака изоляционного масла. Емкость каждого бака — не менее емкости железнодорожной цистерны — 70 м 3 , кроме того, допустимая минимальная емкость зависит от емкости масляной системы турбоагрегата и трансформатора. Для аварийного слива турбинного масла на электростанции предусматривают специальный бак.

Рис. 9.6. Схема вихревой топки с пересекающимися струями: 1 — холодная радиационная поверхность; 2 — поверхность топки, покрытая огнеупорной обмазкой; 3 — подача топлива

Приемно-сливное устройство

Железнодорожная разгрузочная эстакада для приема железнодорожных цистерн с мазутом сооружается в виде двух продольных стенок, между которыми устраивается сливной лоток. Стенки выполняются из бетонных блоков. В зависимости от высоты стенки эстакады и грузоподъемности цистерн по низу и верху стенок выполняются железобетонные пояса.

При подаче мазута в цистернах грузоподъемностью 50-60 т эстакада со сливным лотком может выполняться облегченной конструкции без устройства железобетонного днища. Разработана также более совершенная эстакада со сливным лотком из железобетонных двутавровых элементов длиной 5,6 м, массой по 12,5 т, представляющих собой стенки эстакады (рис. 5.16). Нижние тавры стенок соединяются петлевыми стыками, которые замоноличиваются и образуют днище. Стенки по верху в продольном направлении соединяются петлевыми стыками. Во избежание промерзания основания под днищем лотка выполняется шлаковая засыпка. Лоток для стока мазута имеет продольный уклон 0,01 к центру эстакады, откуда мазут сливается в промежуточную емкость. Отводящие лотки выполняются из конструкций, аналогичных конструкциям железнодорожной эстакады.

Приемная емкость основного мазутного хозяйства должна быть рассчитана не менее чем на 15 % емкости цистерн, устанавливаемых под разгрузку. Обычно приемная емкость представляет собой два подземных резервуара емкостью по 600-1000 м 3 . Для обслуживания цистерн сооружается специальная эстакада из сборных железобетонных элементов.

Котельная установка

2.3.1. Конструкция топки котла и размещение в ней горелок должны обеспечивать возможность ведения устойчивого процесса горения и контроля за этим процессом и исключить возможность образования застойных и плохо вентилируемых зон.

2.3.2. Ввод рециркулирующих газов в топочную камеру не должен нарушать устойчивость процесса горения.

2.3.3. Для вновь проектируемых котельных установок паропроизводительностью не менее 60 т/ч, оборудованных взрывными предохранительными клапанами, каркасы и металлоконструкции топки и газоходов должны быть рассчитаны на давление внутри топки и газоходов, превышающее атмосферное не менее чем на 200 кгс/м2 (2000 Па). Каркасы топки и газоходов вновь проектируемых котлов паропроизводительностью 60 т/ч и выше, оборудование которых взрывными предохранительными клапанами является необязательным, должны быть рассчитаны на внутреннее давление, превышающее атмосферное не менее чем на 300 кгс/м2 (3000 Па), для установок, работающих под разрежением, и на внутреннее давление, превышающее максимальное рабочее не менее чем на 300 кгс/м2 (3000 Па), для установок, работающих под наддувом.

2.3.4. В топке котла должны быть установлены гляделки, обеспечивающие возможность наблюдения за горением и исключающие возможность выброса пламени. Дверцы лазов, люков и гляделок в топке и газоходах котла должны быть плотными и иметь прочные запоры, исключающие их самопроизвольное открытие.

2.3.5. Газоходы на линии отвода продуктов сгорания и газоходы рециркуляции продуктов сгорания в топку котлов не должны иметь невентилируемых участков, в которых мог бы задерживаться или скапливаться горючий газ.

2.3.6. Воздушный тракт котла от воздухоподогревателя до горелок должен выполняться таким образом, чтобы была обеспечена возможность его полной вентиляции продувкой в топку.

2.3.7. На котлах объем, где размещаются коллекторы и подвески котла («теплый ящик»), должен быть вентилируемым.

2.3.8. Площадки для обслуживания мазутных форсунок, а также над выхлопными отверстиями взрывных предохранительных клапанов топки и газоходов должны быть сплошными.

2.3.9. На котельных установках паропроизводительностью менее 60 т/ч, кроме котлов, изготовленных из мембранных газоплотных панелей, и котлов с одноходовым движением газов, взрывные предохранительные клапаны устанавливаются в случаях, предусмотренных действующими «Правилами устройства и безопасной эксплуатации паровых и водогрейных котлов».

На котельных установках паропроизводительностью 60 т/ч и выше взрывные предохранительные клапаны в топке и по всему воздушному и газовому трактам до дымовой трубы разрешается не устанавливать, если это не предусмотрено проектом котла.

Газоходы от котла до дымовой трубы должны быть рассчитаны на рабочее давление (разрежение).

2.3.10. Котлы должны быть оборудованы средствами очистки конвективных поверхностей нагрева и воздухоподогревателей.

2.3.11. Воздухоподогреватели котлов должны быть оборудованы средствами пожаротушения. В качестве основного противопожарного средства следует использовать воду. Для тушения пожара в конвективной шахте котла с трубчатым воздухоподогревателем допускается вместо воды применять перегретый или сухой насыщенный пар.

2.3.12. Растопочные горелки действующих котлов должны быть оснащены запально-защитными устройствами. Остальные горелки действующих котлов должны быть оснащены запальными (ЗУ) или запально-защитными устройствами (ЗЗУ).

Все горелки вновь вводимых котлов должны быть оснащены ЗЗУ.

2.3.13. На каждой горелке следует устанавливать гляделку, позволяющую наблюдать за факелом данной горелки и состоянием форсунки.

2.3.14. Должна предусматриваться возможность отключения подачи топлива на горелку вручную с площадки обслуживания.

2.3.15. Крепление форсунки к колодке должно обеспечивать герметичность соединения и быстрое снятие и установку форсунки. Применение прокладки в соединении форсунки с колодкой не рекомендуется.

Нормальная эксплуатация котельной установки

3.3.1. В процессе работы котла необходимо следить за:

ведением топочного режима в соответствии с режимной картой, не допуская работы топки с химической неполнотой сгорания топлива и выноса из топки сажистых частиц;

давлением мазута после регулирующего клапана, не допуская снижения его ниже предела, указанного в режимной карте;

температурой мазута перед форсунками, не допуская ее снижения ниже значений, определенных в соответствии с указаниями п. ;

факелом, особенно при переходе с одного вида топлива на другое, не допуская его погасания.

3.3.2. Очистка поверхностей нагрева работающего котла должна производиться в соответствии с требованиями эксплуатационной инструкции.

3.3.3. Осмотр мазутопроводов котельной должен производиться регулярно по утвержденному графику. Сроки осмотра устанавливаются в соответствии с «Правилами технической эксплуатации электрических станций и сетей».

3.3.4. Не реже одного раза в смену должен производиться внешний осмотр работающих форсунок, и при необходимости их следует заменить.

Мазутные форсунки перед установкой на котел должны быть испытаны на водяном стенде для проверки их производительности и качества распыла.

На электростанции (котельной) должен быть выделен ответственный за стенд и проверку на нем мазутных форсунок.

3.3.5. Запрещается во время обхода работающего котла открывать люки, лазы на котле за исключением кратковременного открытия смотровых лючков и гляделок при условии нахождения сбоку от них.

Тупиковая схема

Применяется при сжигании относительно маловязких мазу­тов, когда котельная работает на стабильных нагрузках, пре­вышающих средние (рис. 9.3). Топливо на насосы 3

поступает из расходной емкости
5.
При установке расходной емкости в котельной она должна быть закрытой, объемом не более 5 м3. Не разрешается установка расходной емкости над котлами и экономайзерами. В схеме должна быть предусмотрена цирку­ляция мазута от напорного мазутопровода насосов к расход­ной емкости.

При работе котлов вентили на мазутопроводах за горел­ками котлов закрыты. При остановке котлов эти вентили от­крываются и включается в работу линия рециркуляции на расходную емкость. Мазут в расходную емкость, поступает из основных емкостей мазутохранилища.

Рис. 9.3. Тупиковая схема подачи жидкого топлива.

1

— фильтр тонкой очистки;
2
и
6
— подогреватели каровые;
3
— насос;
4
и
9
— фильтры грубой очистки; 5 — емкость расходная; 7 и 11 — мазутомеры; 8 — участок циркуля­ционный;
10
— подача топлива из основной емкости.

Расход топлива опреде­ляется мазутомером 11,

В качестве мазутомеров могут при­меняться как счетчики ротационного типа, так и специальные сужающие устройства. Учет расхода топлива при тупиковой схеме более прост, чем при циркуляционной: учет ведется по одному мазутомеру перед котлами.

Отзывы о бытовых котлах на отработке с водяным контуром: преимущества и недостатки

ПреимуществаНедостатки
Доступность и символическая стоимость топливаВысокая изначальная стоимость котлов – практически все модели стоят более 100 тыс. руб.
Простота и надежность – срок беспроблемной службы котлов на отработке сравним с газовыми или дизельными аналогами, но, разумеется, зависит от производителяНеобходимость в отдельном помещении под котельную
Экологичность – при правильной работе котла, топливо полностью сжигается, выделяя только безвредные азот и углекислый газНеобходимость в качественной вентиляции
Простота монтажа и подключения – для установки котла не требуется оформлять разрешение, организовывать большие площади для хранения топлива не обязательноВысокая шумность работы, однако, согласно отзывам владельцев котел не слышно даже через относительно тонкие стены котельной
Автономность – классические модели не требуют вмешательства человека и могут работать месяцами (за исключением необходимости в регулярной очистке)Необходимость в регулярной очистке (каждые 24 час) более бюджетных вертикальных моделей
В среднем более низкий (на 3-7%) КПД, чем у газовых или дизельных аналогов (однако это едва ощутимый недостаток в виду дешевизны топлива)
Отсутствие двухконтурных и настенных моделей
Автоматика недорогих моделей имеет довольно ограниченный функционал

Тема11. Горелки для сжигания жидкого топлива

Мазутные форсунки (механические, с распыливающей средой, паромеханические комбинированные, ротационные): конструкция, принцип действия, область применения, достоинства и недостатки. Воздухонаправляющие устройства.

Мазутные форсунки.

Форсунка является одним из трех устройств (наряду с воздухонаправляющим устройством и фурмой – амбразурой), образующих горелку.

Тепловые электростанции снабжаются газом от газораспределительных станций (ГРС) через газораспределительные пункты (ГРП) (рис. 5.1.) Последние вместе с системой газопроводов составляют газовое хозяйство ТЭС. На газомазутных конденсационных электростанциях мощностью до 1200 МВт и газомазутных ТЭЦ с расходом пара до 4000 т/ч может быть один ГРП, а на остальных электростанциях их количество должно быть не менее двух. Производительность ГРП на электростанциях, где газовое топливо является основным, рассчитывается на максимальный расход газа всеми рабочими котлами, а на электростанциях, сжигающих газ сезонно,— по расходу газа для летнего режима ГРП размещают в отдельных зданиях или под навесами на территории электростанции. К каждому ГРП газ подводится по одному газопроводу (без резервного) от расположенной вне территории электростанции ГРС Давление газа перед ГРП 0,6—1,1 МПа, а после ГРП требуемое его значение определяется потерями давления до самого удаленного от ГРП котла и необходимым давлением газа перед горелками и составляет обычно 0,13— 0,2 МПа.

Рис. 5.1.

I—

запорная задвижка, 2 — расходомер, 3—фильтр, 4 — регулятор давления, 5—предохранительный клапан, 6 — байпасная линия, 7 — регулятор расхода газа; 8— импульсный отсечный быстродействующий клапан, 9 — пробковый кран.

В ГРП имеются рабочие нитки газопровода, нитки малого расхода, включаемые при малом потреблении газа, и резервная нитка с ручным управлением арматурой. На рабочих нитках и нитках малого расхода устанавливают автоматические регуляторы давления и защитные регуляторы, действующие по принципу «после себя». Защитные регуляторы настраивают на повышенное давление по сравнению с рабочим и при работе в расчетном диапазоне полностью открыты

В пределах ГРП и до котлов прокладка газопроводов наземная. Подвод газа от каждого ГРП к магистрали котельного отделения и от нее к котлам не резервируется и может выполняться однониточным. Газовый распределительный коллектор котлов прокладывается вне здания котельного отделения.

При заполнении газом газопроводы должны продуваться им через сбросные свечи до вытеснения всего воздуха, а при освобождении от газа продуваться воздухом до вытеснения всего газа. Эти требования обусловлены тем, что при объемной концентрации природного газа в воздухе 0,05—0,15 (5—15%) образуется взрывоопасная смесь Из сбросных свечей газ выпускается в места, откуда он не может попасть в здания и где исключена возможность его воспламенения от какого-либо источника огня. На газопроводах устанавливается только стальная арматура.

Производители жидкотопливных котлов

Мощность: 0 — 13 кВт, отапливаемая площадь: до 130.0 м 2 , напряжение: 220 В. , камера сгорания: закрытая , кол-во контуров: двухконтурный (отопление и ГВС), теплообменник: раздельный (нерж. сталь/нерж. сталь), габаритные размеры (ВхШхГ): 754x320x520

Мощность: 0 — 16.8 кВт, отапливаемая площадь: до 130.0 м 2 , напряжение: 220 В. , камера сгорания: закрытая , кол-во контуров: двухконтурный (отопление и ГВС), теплообменник: раздельный (нерж. сталь/нерж. сталь), габаритные размеры (ВхШхГ): 700x325x602

Мощность: 0 — 17 кВт, отапливаемая площадь: до 170.0 м 2 , напряжение: 220 В. , камера сгорания: закрытая , кол-во контуров: двухконтурный (отопление и ГВС), теплообменник: раздельный (нерж. сталь/нерж. сталь), габаритные размеры (ВхШхГ): 754x320x520

Мощность: 0 — 21 кВт, отапливаемая площадь: до 210.0 м 2 , напряжение: 220 В. , камера сгорания: закрытая , кол-во контуров: двухконтурный (отопление и ГВС), теплообменник: раздельный (нерж. сталь/нерж. сталь), габаритные размеры (ВхШхГ): 754x320x520

Мощность: 15 — 15 кВт, отапливаемая площадь: до 150.0 м 2 , напряжение: 220 В. , камера сгорания: закрытая , кол-во контуров: двухконтурный (отопление и ГВС), теплообменник: раздельный (нерж. сталь/нерж. сталь), габаритные размеры (ВхШхГ): 930x365x650

Мощность: 13 — 13 кВт, отапливаемая площадь: до 130.0 м 2 , напряжение: 220 В. , камера сгорания: закрытая , кол-во контуров: двухконтурный (отопление и ГВС), теплообменник: раздельный (нерж. сталь/нерж. сталь), габаритные размеры (ВхШхГ): 781x370x683

Мощность: 17 — 17 кВт, отапливаемая площадь: до 170.0 м 2 , напряжение: 220 В. , камера сгорания: закрытая , кол-во контуров: двухконтурный (отопление и ГВС), теплообменник: раздельный (нерж. сталь/нерж. сталь), габаритные размеры (ВхШхГ): 781x370x683

Мощность: 0 — 19.8 кВт, отапливаемая площадь: до 190.0 м 2 , напряжение: 220 В. , камера сгорания: закрытая , кол-во контуров: двухконтурный (отопление и ГВС), теплообменник: раздельный (нерж. сталь/нерж. сталь), габаритные размеры (ВхШхГ): 700x325x602

Мощность: 19.8 — 19.8 кВт, отапливаемая площадь: до 190.0 м 2 , напряжение: 220 В. , камера сгорания: закрытая , кол-во контуров: двухконтурный (отопление и ГВС), теплообменник: раздельный (нерж. сталь/нерж. сталь), габаритные размеры (ВхШхГ): 920x360x640

Отопительное оборудование на жидком топливе пользуется огромной популярностью на отечественном рынке, что объясняется автономной его работой и современной автоматизацией.

Единственным недостатком данных систем является высокая стоимость топлива и непосредственного монтажа оборудования. Его установка будет полностью оправдана в местности, где отсутствует подключение к газовой магистрали. Иногда, неплохой альтернативой жидкотопливным котлам является твердотопливной оборудование, но лишь при наличии источника энергии в непосредственной близости.

Ниже рассмотрим конструкцию и принцип действия котла на жидком топливе, а также его монтаж.

Типы и режимы работы горелок для жидкого топлива

Некоторые производители продают отопительные котлы на жидком топливе без горелок. И вот почему. Выбор горелок для жидкого топлива достаточно большой и много различий по типам и режимам работы.

Типы горелок

Различают следующие типы горелок по топливу:

  • Моно топливные горелки. Они работают только на одном виде жидкого топлива, чаще на солярке. Для перехода на масла, придется менять форсунки горелки.
  • Би топливные горелки. Они работают на нескольких, чаще двух, видах топлива. Встречаются комбинации, дизель-газ, дизель-дрова, дизель-дрова-уголь и т.п.

Типы горелок по режиму работы

На это тоже обращаем внимание:

Горелка одноступенчатая. Довольно примитивная, из-за этого надежная горелка. Регулировка производится простым включением/выключением горелки. Отличаются максимальной отдачей мощности и максимальным расходом топлива.

Горелка многоступенчатая. Настроена такая горелка, на работу по сложным алгоритмам плавного включения/ выключения, через промежуточные значения мощностей. Стоят такие горелки дорого, но отлично экономят солярку. Обычно такие горелки стоят на мощных котлах от 40 кВт.

Как работают отопительные котлы на жидком топливе

Принцип работы котла отопления на жидком топливе, основан на производстве топливно-воздушной смеси с последующим распылением ее в камере сгорания. Дизтопливо, проходит следующие этапы подготовки:

  • Солярку заливают в хранилище, подключенное к топливонасосу. Для улучшения теплоэффективности, стенки резервуаров с топливом, размещенные на улице или вкопанные в грунт, подогревают.

Топливный насос, забирает солярку из хранилища и подает на горелочное устройство, создавая давление в трубопроводе. Одновременно, топливонасос задает режим работы отопительного котла на жидком топливе. С помощью показаний датчиков, контроллер определяет качество солярки и процент ее загустевания, меняя интенсивность и скорость подачи.

Дизтопливо, подается в камеру подготовки. В блоке, топливо предварительно смешивается с воздухом и подогревается до температуры, оптимальной для горения.

Топливовоздушная смесь, подается на форсунку котла, отвечающую за равномерный впрыск топлива в камеру сгорания. Устройство форсунок, основано на использовании механического, гидравлического или электронного клапана. Топливо, впрыскивается в камеру сгорания, в виде легко воспламеняемой мелкодисперсной пыли. Внутри форсунки для жидкого топлива, установлен электрод, воспламеняющий топливовоздушную смесь.

Чтобы аккумулировать тепло, получаемое посредством сжигания топлива, отопительный котел на жидком топливе, использует теплообменник из чугуна, нержавеющей или конструкционной стали. Для подогрева горячей воды, вторичный контур из меди.

Жидкотопливные отопительные котлы, снабжаются системами автоматизации и многоуровневой защитой, предотвращающей затухание пламени. Наиболее экономичные отопители, оснащены погодозависимой автоматикой, самостоятельно изменяющей рабочие настройки, в зависимости от температуры нагрева помещения и условий окружающей среды.

Какие горелки используются под жидкое топливо

От выбора горелки для жидкого топлива, в конечном счете, зависит то, насколько экономичным будет отопление. Котлы, оснащаются горелочными устройствами, классифицирующимися по нескольким признакам:

  • Тип изменения мощности – в жидкотопливные котлы, устанавливают модуляционные и двухступенчатые горелки:
      Модуляционные, плавно регулируют интенсивность нагрева, изменяя мощность в пределах от 30 до 100%, что позволяет подстроиться под фактические потребности помещения в тепле и избежать перерасхода топлива.
  • Двухступенчатые горелки, работают в двух режимах, на 30 и 100%. При нагреве теплоносителя до необходимой температуры, происходит переключение на пониженную мощность.

По типу установки – производители используют встраиваемые и навесные устройства. Встроенные горелки, устанавливаются в заводских условиях. После сборки, их регулируют и отлаживают работу. Навесные горелочные устройства, приобретаются отдельно и устанавливаются самостоятельно.То, насколько экономичными окажутся котлы, зависит от квалификации установщика – регулировщика оборудования. Мощность горелки, не ограничена.

Стоимость отопления, напрямую зависит от типа используемого горелочного устройства. Для бытового применения, оптимальным вариантом, считается встроенная модуляционная горелка.

Какое жидкое топливо можно заливать

Устройство современных котлов на жидком топливе, позволяет, в качестве источника тепла, использовать солярку, мазут, отработку масла, сжиженный газ. Перед тем как перевести котельное оборудование на альтернативный вид сырья, следует убедиться в следующем:

  • В модели предусмотрена возможность сжигания альтернативного топлива. У мазута, отработки и солярки, разные показатели вязкости, наличия твердых частиц, горючести. Соответственно, работать на всех видах жидкого топлива, сможет только универсальный котел. Производители, отдельно упоминают о такой допустимости, в описании модели.

Существует возможность в регулярном обслуживании тепловой станции. При сжигании отработки и мазута, выделяется большой процент сажи и копоти, оседающей на стенках теплообменника и дымоходной трубы. Чистить узлы, придется каждые 1-2 дня, в зависимости от качества сырья. Потребуется чаще менять фильтры и менять настройки горелочного устройства.

Система отопления с котлом, работающем на жидком топливе, универсальна. После определенных модификаций, котельное оборудование переводят на сжиженный газ или отработку, и обратно на солярку. Наилучшие показатели КПД и теплоэффективности, наблюдаются при работе на дизтопливе.

Тема10. Подготовка жидкого топлива к сжиганию.

Принципиальная схема мазутного хозяйства котельной. Подготовка мазута к сжиганию (температура подогрева, применение присадок).

Принципиальная схема мазутного хозяйства котельной.

При эксплуатации котельных установок мазут используется в качестве: основного и единственного вида топлива; резервного и аварийного топлива, когда основным топливом является газ; растопочного топлива, когда основным является сжигаемое в пылевидном виде твердое топливо.

Доставка мазута обычно осуществляется железнодорожным транспортом в цистернах. К установкам, находящимся на небольшом расстоянии от нефтеперерабатывающих заводов, мазут подается по трубопроводам.

Мазутное хозяйство при доставке мазута железнодорожным транспортом состоит из следующих сооружений и устройств: сливной эстакады и промежуточной емкости; мазутонасосной с насосами для перекачки мазута; мазутохранилища с железобетонными или металлическими резервуарами; систем мазутопроводов между емкостями мазута, мазутонасосной и котельными установками; устройств для подогрева мазута и очистки сточных вод; установок для приема, хранения и ввода в мазут жидких присадок; систем пожаротушения.

Схема мазутного хозяйства изображена на рис. 10.1. Из железнодорожных цистерн, располагающихся в период слива на эстакаде, мазут по переносному сливному лотку поступает в сливной желоб и далее по отводящей трубе – в приемную емкость. Из нее мазут насосами закачивается в емкости мазутохранилища (как правило, устанавливается не менее двух емкостей). Из нее по мере необходимости через фильтры грубой и тонкой очистки и подогреватели насосами мазут подается в горелки котлоагрегатов. Часть разогретого мазута направляется по линии рециркуляции в маузтохранилище для разогрева находящегося там мазута. Во избежание застывания в трубах мазут непрерывно в них циркулирует — пройдя вдоль котельной, возвращается на площадку мазутохранилища. Вместе с мазутными линиями прокладывают паровые и снабжают общей изоляцией.

Рис. 10.1. Схема подготовки мазута: 1 — цистерна; 2 — канал (лоток); 3 — приемный бак; 4 — насос перекачки из приемного бака; 5 — основной резервуар; 6, 10 — фильтры грубой и тонкой очистки; 7, 11 — насосы I и II ступеней; 8 — подогреватель мазута; 9 — линия рециркуляции мазутной насосной; 12 — аварийные задвижки; 13 — регулятор давления мазута; 14 — расходом мазута; 15 — форсунки котла; 16 — рециркуляционный мазутопровод из котельной в мазутную насосную

Мазутные фильтры предназначены для грубой и тонкой очистки (число отверстий на сетке 5 или 40 на 1 см 2) мазутов от твердых остатков нефтяных фракций и механических примесей.

Подготовка мазута к сжиганию.

Для снижения количества донных отложений при длительном хранении, уменьшения количества образующейся при горении сажи и уменьшения загрязнения поверхностей нагрева котла к мазуту добавляют жидкие органические или водорастворимые минеральные присадки (0,5 – 2 кг/т), например, серии ВНИИНП.

Подогрев мазута необходим для обеспечения его тонкого распыливания по условиям интенсификации горения. Мазут марки М40 следует подогревать до температуры 80 – 100 °С, марки М100 — 100 — 120 °С, марки М200 (наиболее высокопарафинистый) — не ниже 135 °С.

Для обогрева сливных лотков и подогрева мазута в приемных и основных резервуарах до 70 °С обычно используется пар с давлением 0,6 – 1,2 МПа или горячая вода с температурой до 150 °С.

Какое твердое топливо лучше?

Брикеты

Брикеты

— это один из видов твердого топлива, изготавливаемого путем прессовки таких материалов, как стружка, кора, древесная пыль, солома, щепа, лузга и торф.

В настоящее время на рынке продаются брикеты 3 видов:

  • RUF
    — брикеты прямоугольной формы;
  • NESTRO
    — в форме цилиндров со сквозным отверстием;
  • Pini&Kay
    — граненая форма (4,6,8 граней).

RUF — брикеты прямоугольной формыNESTRO — брикеты в форме цилиндров со сквозным отверстиемPini&Kay — брикеты граненой формы (4, 6, 8 граней)

Они изготавливаются на современном европейском оборудовании и удовлетворяют требованиям технических регламентов о безопасности, за что и получили своё второе название — евродрова.

Плюсы топливных брикетов:

  • изготавливаются из экологически чистого сырья. При сгорании не выделяют вредные вещества;
  • удобно хранить. Благодаря особой форме и тепловой обработке не подвергаются воздействию грибков и могут долгое время храниться на улице;
  • продолжительное и равномерное горение.
  • высокий уровень теплотворности. В 2 раза выше, чем у дров;
  • приемлемая цена;
  • уровень зольности — 1-2 %.

Пеллеты

Пеллеты

. Изготавливаются из того же сырья, что и брикеты. Однако процесс производства несколько отличается. На первом этапе все материалы измельчаются до состояния пыльцы, а затем высушиваются. После чего специальный механизм формирует из полученной массы мелкие гранулы цилиндрической формы. Благодаря компактному размеру пеллет стала возможным автоматизация процесса отопления дома на твердом топливе путем подачи определенного количества гранул из бункера хранения в котел.

Выделяют несколько видов пеллет:

  • из твердых и мягких пород деревьев;
  • торфяные;
  • из подсолнечной лузги;
  • соломенные.

Деревянные пеллетыТорфяные пеллетыПеллеты из подсолнечной лузгиСоломенные пеллеты

Этот вид твердого топлива больше всего подходит для эксплуатации в системах индивидуального отопления.

Преимущества топлива:

  • изготавливается из экологически чистого сырья;
  • можно хранить на улице — они не набухают от воздействия влаги и не защищены от образования грибка;
  • обеспечивают продолжительное и равномерное горение;
  • за счёт небольших размеров подходят для автоматизированных отопительных систем;
  • широкий диапазон применения — печи, котлы, камины.

Дрова

Дрова

. Это самый доступный и дешевый вид топлива. А в некоторых областях дрова можно добыть вообще бесплатно.

Основной недостаток этого варианта — необходимость поддержания определенного уровня влажности поленьев. Только при соблюдении этого условия дрова будут хорошо гореть. Для качественного отопления необходимо использовать породы деревьев, которые горят продолжительное время. Оптимальные варианты — береза, дуб, ясень и др. Хвойные породы не совсем подходят в качестве твердого топлива. При горении они выделяют большое количество смолы, а также имеют низкую удельную теплоту сгорания, поэтому требуют частой загрузки.

Преимуществ у дров немного, но все же они есть:

  • в процессе горения выделяется минимальное количество едких веществ, а значит не наносится вред экологии;
  • за счет низкого уровня содержания серы значительно снижается коррозийное воздействие;
  • после прогорания образуется небольшое количество золы — примерно 2-3 % от массы.

Уголь

Уголь

. Это твердое топливо также представлено несколькими видами: антрацит, каменный и бурый. Для отопительных систем чаще всего используют каменный уголь.

Основные преимущества:

  • высокая теплотворность;
  • удобство хранения;
  • во многих городах цены на остальные виды твердого топлива значительно выше, чем на уголь;
  • по сравнению с другим топливом, наполнять котел нужно в 2-3 раза реже.

Но также уголь имеет и немалое количество недостатков. При сгорании остается около 40 % золы от первоначальной массы. Это означает, что необходимо будет отвести специальное место для её хранения и продумать процесс утилизации. Дым, выделяемый в ходе горения, очень едкий. Это объясняется содержанием большого количества серы в составе угля. Попадая в атмосферу, она преобразуется в серную кислоту. Поэтому в помещении и на улице может появляться смог и неприятный запах гари. Однако производители и поставщики угля стараются бороться с этим недостатком, создавая новые модели котлов, предотвращающих попадание подобных веществ в воздух.

Принцип действия жидкотопливной установки и ее конструкция

Принцип функционирования котла во многом напоминает работу газового напольного прибора. Главной отличительной чертой является различность их конструкций.

В самодельных изделиях на жидком топливе имеют вентиляторную горелку на отработке. Ее функция состоит в распылении топлива под высоким давлением и последующей его подаче в камеру сгорания. В процессе распыления участвует форсунка, которая распределяет топливо на капли небольшого размера. Само сырье трансформируется в туманообразный вид и перемешивается с воздушным потоком, нагнетаемым вентилятором.

Смесь воздуха и топлива, попадая в горелку, при водит к процессу воспламенения.

Основной характеристикой эффективной работы оборудования является его мощность. Для того чтобы понять, какой мощности вам нужен котел для создания комфортного микроклимата, следует провести ряд теплотехнических расчетов.

Факторы, которые учитываются при расчете мощности установки:

  • площадь отапливаемого помещения;
  • количество дверей и окон в комнате;
  • стены и их толщина;
  • толщина перекрытий;
  • наличие теплоизоляции.

Кроме того, количество проживающих людей, также имеет значение в подсчете необходимой мощности. Лучше доверить проведение подобных подсчетов профессионалам в той компании, где вы заказали оборудование.

В домашних условиях вы можете определить лишь приблизительное значение параметра. В среднем для дома, высота потолков которого не превышает 3 м, следует приобретать прибор в соответствии с 1 кВт мощности на каждые 10 м 2 площади.

Схема работы газовой горелки

Что такое котлы на отработанном масле

Обогревательный прибор во время своей деятельности полностью сжигает переработанное масло, выделяя тепло, благодаря чему токсичные продукты сгорания не попадают в окружающую среду, а помещение отапливается. Такой подход защищает природу и реализует переработанное масло, остающееся от эксплуатации транспорта в большом количестве.

Агрегат изготавливается из небольшого количества деталей, что способствует увеличению срока службы и надежности прибора. Самым проблемным местом является фильтр, находящийся на стыке подачи масла в котел, он требует замены по мере загрязнения (раз в несколько месяцев).

При работе отопительного прибора на отработке будет выделяться много углекислого газа, соответственно, данный факт следует учитывать во время установки.

Сфера использования

Обогрев помещения с помощью переработанного масла чаще всего используют в автосервисах, заводских цехах небольшого размера, складском помещении, т.е. там, где воздушное отопление не способно обогреть всю занимаемую площадь до комфортной температуры.

Также благодаря жидкотопливному котлу можно обогреть дачу, гараж или коттедж, к которому нет доступа центральной теплосети, газа.

Конструкция котла

Само изделие состоит из двух частей: испарительного отсека и камеры сгорания. После попадания масла в первую емкость происходит его подготовка к горению. Далее, переходя во второй отсек, топливо сжигается.

Устройство котла на отработанном масле.

Масло из емкости хранения благодаря насосу попадает в испарительную секцию, где поддерживается постоянная высокая температура, подходящая для нагревания и последующего испарения. Затем пары поднимаются в верхнюю часть прибора – камеру сгорания. К ней подходят вентилятор и воздуховод (труба с отверстиями), по которым кислород попадает внутрь и, смешиваясь с масляными парами, полностью выгорает. Получившиеся продукты горения поступают в дымоотвод, а выделенное тепло распространяет теплообменник.

Как работает

Котлы, функционирующие на использованном ранее масле, часто пиролизные – топливо и выделяющиеся из него летучие вещества сгорают раздельно. В них расходоваться будет газовоздушная смесь, появляющаяся при нагреве содержимого емкости.

Разновидности котлов будут напрямую зависеть от системы подачи масла:

  • самотек, работает по примеру сообщающихся сосудов;
  • капельный, подача топлива производится на раскаленную чашу после принудительного нагнетания маслонасосом.

Во время эксплуатации не ощущается неприятных запахов, но выделяется большое количество углекислого газа. Поэтому монтировку желательно производить в нежилом помещении с хорошей вентиляцией.

Расход горючего

Расчет топлива всегда производится в индивидуальном порядке, т.к. зависит от площади помещения, теплопотерь в нем, остекления и режима работы отопительного прибора.

Расход горючего зависит от площади помещения.

При подсчете необходимого количества горючего КПД котлов равняется примерно 85-90%, что свидетельствует о небольшой потере тепла в процессе эксплуатации.

Переходя на числа: удельная теплота сгорания 1 л примерно равна 11-11,3 кВт, т.е., настроив обогреватель на полную мощность (30 кВт), будет израсходовано 3 л топлива. Согласно наблюдениям, для полноценного отопления дома площадью 100-150 кв.м хватает 7-8 часов, для частного дома, гаража или дачи цифры будут меньше.

В 2022 г. средняя стоимость отработанного масла составляла примерно 15-20 руб. за л, приобрести его можно в автомастерских, ДЕПО или воспользоваться остатками от собственной машины.

При покупке такого котла в паспорте изделия будут прописаны параметры расхода, но при желании можно пересчитать, самостоятельно используя формулу: B = d*(h1-h2) + d*(h1+h2) /qn, где:

h1 – КПД,

h2 – энтальпия топлива,

qn – температура и удельная теплоемкость масла,

d – теплота сгорания топлива.

Ёмкость для хранения топлива

Теперь самое интересное. Для жидкотопливного котла нужна ёмкость для хранения топлива, и это я чуть выше отнес к недостаткам.

Расчеты, показанные выше, говорят, что ёмкость нужна на несколько тонн. Изобретать здесь ничего не нужно и лучше купить готовую ёмкость со всем встроенным оборудованием: поплавком, отводом паров, краном слива, набором для забора топлива, трубопроводом для вывода топлива к горелке и т.п.

Материал для ёмкостей это сталь, полиэтилен, стекловолокно.

Для установки ёмкости потребуется подготовка площадки, котлован, бетонирование и масса специальных работ. Это нужно понимать и скорее всего, придется нанимать специалистов.

Комплектация мазутной котельной

Так как данные комплексы относятся жидко-топливным, производство мазутной котельной зависит от разных факторов:

  • Требуемой мощности.
  • Количества запаса мазута.
  • Вариантов доставки топлива и его хранения.

Качественное строительство котельных на мазуте основывается на точном расчете и тщательном подборе соответствующего оборудования:

  • Здание.
  • Котлы.
  • Насосная группа.
  • Расширительный мембранный бак.
  • Система подачи, разгрузки и хранения топлива.
  • Фильтры очистки топлива.
  • Дымоход.
  • Система управления.
  • Сигнализация и пр. составляющие.

Взвесив все «за» и «против», многие заказчики выбирают мазутные котельные, цена которых варьируется в разумных пределах. Стоимость системы по большей части зависит от требуемой мощности и размеров.

При создании проекта котельной на мазуте, схема, чертеж, технологическая карта и другие расчеты – обязательны. Сотрудники всегда готовы: правильно рассчитать требуемое количество топлива, общую мощность установки, учесть наличие и необходимость заказа соответствующих комплектующих, вывести общую сумму капиталовложений и пр.

Узнать стоимость и купить мазутную котельную лучше всего в профильной компании, которая имеет:

  • Немалый опыт работы в данной сфере.
  • Все разрешительные документы.
  • Много хороших отзывов от состоявшихся клиентов.

Какой запас топлива нужен на сезон

Один их важнейших вопросов, который нужно решить, сколько топлива вам понадобиться на сезон. Давайте считать.

Упрощенно считается, что:

  • 1 литр дизтоплива позволяет отапливать площадь до 100 метров течение часа.
  • Расход котла считается, как мощность используемой горелки умноженной на 0,1.
  • И как всегда, 1 кВт котла обогреют 10 кв. метров дома.

Сделаем примерный расчет, от слова пример.

Возникает логичный вопрос: Почему, по сравнению с расчетом по паспорту (выше) этот расчет выше дал совсем другие результаты и где правильный расчет?

Отвечаю: Ошибка в 72 литрах в сутки. Не один дизельный котел не будет работать 24 часа в сутки.

Как я сказал, у дизельных котлов очень серьезная автоматика. Котел 2/3суток, будет отключен, а не включен. Поэтому в расчете должно присутствовать не 24 часа работы, а 8 часов. То есть топлива на сезон нужно не 10449 литров, а 3483 литра.

Кроме этого, современные котлы имеют технологические хитрости, которые также позволяют снизить расход топлива, например, многоступенчатые горелки, горелки с турбо циркуляцией.

Еще один момент. Расчет, приведенный в начале статьи, основан на паспортных данных котлов, которые составлялись с учетом качества топлива страны производителя. Также, расход котла указанный в паспорте слегка занижен, так как подразумевает идеальное утепление дома, температуру на улице минус 10-15˚C и дается на уже прогретый дом (режим поддержания тепла).

Поэтому, правильный расчет расхода топлива на отопительный сезон будет где-то посередине между 1957,5 литров по паспорту и 3483 лира по расчету. Помним, что считал я дом в 300 метров.

Емкости для хранения жидкого топлива

Емкости для хранения жидкого топлива

Прежде всего уточним, что по СНиП установка емкостей для хранения жидкого топлива запрещена в крышных котельных и подвальных помещениях.

В настоящее время баки изготавливаются из стали, алюминия, нержавеющей и эмалированной стали, пластика. Выполненная из любого материала, емкость должна быть прочной и герметичной, ведь жидкое топливо в большинстве своем — материал горючий и его утечка опасна и как повод для пожароопасной ситуации, так и в смысле загрязнения окружающей среды.

Емкости различаются наземной, подземной или полуподземной установкой и могут быть объемом от 500 до 20000 л. Допускается соединение нескольких резервуаров для поддержания необходимого запаса, но для отдельно стоящей котельной запас не должен согласно норме превышать 150 м³. Баки из полипропилена объемом до 5м³ разрешается устанавливать непосредственно в котельной, отделив резервуар глухой стеной. В непосредственной близости от котла можно расположить лишь резервную емкость объемом не более 800 л на расстоянии не менее 1 м от горелки.

Срок хранения топлива не превышает года и разумнее и выгоднее иметь запас его на один отопительный сезон. Следует рассчитать возможное потребление для отопления дома, подобрать емкость подходящего размера и завезти топливо за один раз, сэкономив на доставке.

Чаще других сегодня применяются емкости из полимерных материалов. Они легкие, не подвержены коррозии, выдерживают температуры от -50 градС до +50 град С, с помощью фикспакетов можно удобно произвести врезку трубопроводов. Узкое место полимерных баков — прочность, поэтому в странах ЕС для емкостей свыше 1000 л. есть требование, чтобы они были двустенными, но в России это пока лишь рекомендация.

Хранение дизтоплива

Если емкость предполагается наземной, чаще выбирают ее из полимерных материалов и обращают внимание на форму — удобнее вертикальные прямоугольные баки, способные пройти через дверной проем. Цилиндрические баки дешевле и они чаще применяются для больших объемов топлива, свыше 5м³, их можно установить в большом помещении наземно или в подземном варианте. Расстояние от котельной до резервуара должно быть не менее 9 м. Баки внутри помещений устанавливают внутри пожаробезопасного каркаса.

Подземные хранилища топлива более безопасны в горизонтальном исполнении, они снабжены двумя люками — для слива топлива и смотровой.

При установке емкости вне помещения необходим топливный насос, подающий жидкость по топливопроводам под давлением к входу в горелку, в некоторых моделях горелок насос уже входит в состав комплектации.

Все баки для топлива имеют в нижней части отверстие для слива загустевающего остатка, в месте слива топлива должен быть установлен фильтр очистки от загрязнений. Для удобства можно установить датчик уровня топлива, механический или электронный и при необходимости — обязательно сертифицированный, подогреватель топлива.

Фото работающий дизельный котел

Дополнительный подогрев топлива осуществляется в горелке.

Розжиг печки

Разжигая печку на отработке, необходимо каждый раз осматривать дымоход и нижнюю емкость на наличие в них воды. Если ее нет, то можно заливать масло (обычно около 2-3 литров). Осуществлять розжиг необходимо зажженным фитилем, который просовывается в емкость через отверстие. Масло обычно выходит на рабочую температуру не дольше 5 минут, но бывают случаи, когда температуру достигается быстрее.

Чтобы ускорить этот процесс, можно добавить в отработанное масло около 100 мл керосина. Отверстие в нижней емкости нужно оставлять открытым буквально на пару сантиметров, а в дальнейшем, задвигая или отодвигая заслонку, можно регулировать процесс горения.

Здание котельной

2.1.1. Категория помещения котельной по взрывопожарной и пожарной опасности определяется в соответствии с «Перечнем помещений и зданий энергетических объектов Минэнерго СССР с указанием категорий по взрывопожарной и пожарной опасности».

2.1.2. Помещения котельной должны иметь естественную или принудительную вентиляцию и освещение, соответствующие требованиям «Санитарных норм проектирования промышленных предприятий».

2.1.3. (Исключен. Изм. № 2)

2.1.4. Стены внутри производственных помещений должны быть гладкими и окрашиваться водостойкой краской в светлые тона.

2.1.5. Пол помещения котельной на отметке обслуживания и ниже должен иметь легко отмываемое покрытие.

Принцип работы котла

Котел представляет собой две металлические емкости, соединенные трубой. В верхней части установлен дымоход, длина которого должна быть не меньше метра. Нижняя емкость предназначена для заливки отработки, там верхний слой масла нагревается и превращается в масляной пар. Поднимаясь, пар выходит в перфорированную трубу, смешивается с воздухом, достигает верхней емкости и сгорает. Продукты горения выходят через дымоход; таким образом, котел нагревает помещение, но не выделяет токсичных отходов.

Котлы отопления на отработанном масле

Котел без водяного контура может свободно обогревать гараж площадью около 40 кв. м. Что же касается изделий с водяным контуром, то они позволяют поддерживать комфортную температуру в достаточно больших помещениях даже в сильные морозы. Причем расход топлива составляет от 0,5 до 1 л в час, что дает возможность значительно сэкономить на энергоресурсах.

Насосная система отопления

Насосная система отопления. Циркуляционный насос

Котел на отработке можно сделать одноконтурным или двух контурным, в зависимости от потребностей владельца. Если использовать теплоноситель только для обогрева, нужен одноконтурный котел. Второй вариант позволяет обогревать помещение и получать горячую воду для бытовых целей, для этого в верхней емкости имеется встроенный теплообменник.

Видео — Вариант печи на отработке до подключения водяной рубашки

Принцип работы такого котла тоже довольно прост: из расходной емкости насос подает отработку в испарительную камеру, где она нагревается и превращается в пар. Пар поднимается в камеру сгорания, смешивается с воздухом и нагревает воду в контуре. Горячая вода поступает в трубы и батареи, обогревает помещение и возвращается обратно в котел.

Как показывает практика, котел на отработанном масле – это эффективное устройство для отопления, к тому же доступное по себестоимости

Как показывает практика, котел на отработанном масле – это эффективное устройство для отопления, к тому же доступное по себестоимости

Как показывает практика, котел на отработанном масле – это эффективное устройство для отопления, к тому же доступное по себестоимости

Мазутные котлы в работе

Работа котельной, устроенной с использованием котла с применением мазута: топливо поступает в камеру-приемник, затем, минуя хранилище, по технологическим линиям через фильтры очистки от грубых примесей попадает к форсункам.

Перед форсункой установлены камеры нагрева мазута (предварительная подготовка). Далее, мазут смешивается с конденсатом для приготовления эмульсии.

Готовая эмульсия подается через технологическую линию к горелке, где струя под давлением поджигается с помощью пьезоэлектрода.

Выводы по расходу расчет 1

По приведенным данным расхода топлива можно оценить стоимость отопления за сезон.

  • Берём отопительный сезон 6 месяцев, или 180 суток.
  • Для дома 300 метров требуется котел 30 кВт (1 кВт на 10 метров).
  • Выбираем котел по списку выше на 34,9 кВт, который расходует в среднем 12 литров дизельного топлива в сутки. (10,0-14,5 л).
  • Максимальный расход топлива за 180 дня будет 180×14,5=2610 литров.
  • Мы понимаем, что топить на максимуме весь сезон никто не будет. Считаем, что 90 дней отопительного сезона котел работает на 100%, а 90 дней на 50%.
  • Получаем: 90×14,5+90×14,5/2=1305+652,5=1957,5 литров.
  • Дизельное топливо 1957,5 литров стоит (розница по 38 рублей) 74385 рублей (1240 руб. в месяц).

В статье «Упрощенный расчет системы отопления» я показывал расчет по мощности котла отопления. Ниже будет другой расчет, который покажет другие результаты.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]