Как установить байпас в систему отопления – варианты и правила установки

Через байпас в системе отопления современного дома монтируют все ее ключевые элементы. Это простое инженерное решение облегчает обслуживание и ремонт подключаемого к магистрали оборудования. А еще повышает эффективность и экономичность обогрева, что совсем неплохо, не правда ли?

Хотите добавить в систему отопления байпас, но не знаете как это правильно сделать? Мы поможем вам справиться с задачей — в статье рассмотрено предназначение этого элемента отопительной системы и ключевые моменты его монтажа.

Наглядные фото и доступные рекомендации помогут справиться с самостоятельной установкой байпаса даже новичку. В дополнение подобраны видоролики, демонстрирующие пошаговый процесс сборки обводного участка.

Устройство байпаса

Байпас – это обводная часть трубопровода, которая обеспечивает продвижение теплоносителя по траектории, минующей определенный участок магистрали. Один край обвода подключается к подающему патрубку, а второй – к обратному. На байпасе обычно устанавливаются различные элементы отопительной системы, например, насосы.

В точке соединения байпаса и входного патрубка устройства, которое необходимо обойти, монтируется запорная арматура. Ее наличие дает возможность направить ток жидкости параллельно самому прибору и регулировать интенсивность подачи теплоносителя. На обратном патрубке тоже устанавливается кран, который позволяет исключить участок трубопровода из системы без необходимости ее остановки.

Этапы монтажа байпасного клапана (для батарей отопления и с циркулярным насосом)


Установка байпасного клапана своими руками
Установка байпаса в системе отопления, оборудованная циркулярным насосом, производится таким образом:

  • сливается лишняя жидкость с общей трубы;
  • с теплоносителя демонтируется участок трубы, размером в 40 см;
  • по концам трубы вырезаются отверстия необходимого диаметра для состыковки байпаса;
  • на обрезанные участки устанавливается фильтр;
  • далее монтируется клапан байпаса;
  • врезается гидронасос.


Монтаж байпаса в отопительной системе

Для батарей отопления действует следующая схема установки:

  • сверяется диаметры обходной и основной трубы;
  • на состыковочных концах монтируются: перемычки однотрубной схемы и регулировочный кран;
  • далее клапан устанавливается на максимально близком расстоянии от радиатора отопления.

Необходимый инструмент

Произвести монтаж байпасной линии своими руками можно с помощью инструментов для монтажных работ, список которых состоит из следующих пунктов:

  • рулетки для измерения длины и объема трубы;
  • уровня для регулировки отопительных приборов и уклона подачи воды;
  • плоскогубцев для удаления и поддержания отдельных частей отопительной системы;
  • разводных ключей для состыковки конструкции;
  • набора ключей для монтажа (обычных);
  • резака по металлу;
  • отвертки: крестовидная и плоская;
  • трубореза (для труб большого диаметра);
  • сварочного аппарата;
  • шлифовальной машины для выравнивания углов патрубков и труб;
  • перфоратора;
  • газовой горелки.

Для одноразовой работы необязательно приобретать все инструменты, а можно взять в аренду.

Рекомендации и типовые ошибки

Врезку байпасного клапана следует сделать по правилам СНИПа и нижеприведенным рекомендациям:

  1. Перед установкой желательно поставить фильтры (сетчатый тип).
  2. Монтаж мономеров поможет контролировать давления воды.
  3. Не следует скручивать, сжимать и растягивать патрубки при установке.
  4. Средний показатель размера состыковки труб не должен выходить за рамки 5 DN перед и 10 DN после байпаса.

Перепускной клапан можно монтировать на горизонтально и вертикально направленные участки труб, в соответствии с инструкцией по установке.

Виды байпасов для отопления

При монтаже байпаса запорная арматура устанавливается не только на патрубках подключаемого устройства, но и на самом байпасе. Тип используемой арматуры позволяет классифицировать несколько видов байпасов, каждый из которых подходит для определенных условий эксплуатации.

Существуют следующие виды байпасов:

  • Нерегулируемые;
  • С ручным управлением;
  • Автоматические.

Характеристики устройств с разным типом запорной арматуры имеют существенные отличия, поэтому перед тем, как установить байпас в систему отопления, нужно внимательно рассмотреть каждую разновидность.

Экономия

Несомненно, монтаж байпаса позитивно скажется на сокращении ваших расходов энергоносителя. К примеру, в сравнении с работой системы отопления с замыкающим участком и обычной проточной, то первая из них будет с уменьшением объема теплоносителя, подаваемого в батареи, примерно на 30-35%. Таким образом, теплоотдача радиатора может уменьшиться на 10%.

Конечно же, на практике такие вот изменения – это не такое уж и кардинальное улучшение, особенно, если в системе переизбыток тепла. Кроме этого, если типоразмер батарей подобран верно, то есть и запас эффективности – тоже 10-15%.

Таким образом, получается, что довольно простая деталь, даже несколько примитивная, – это универсальный инструмент для создания в вашем доме приятной среды, при том, что счета порадуют потребителей небольшими суммами.

Нерегулируемый байпас

Устройство нерегулируемых байпасов представляет собой простую трубу, не имеющую какого-либо оборудования. Труба постоянно находится в открытом состоянии, и жидкость по ней перемещается произвольно, то есть, возможность влиять на интенсивность тока воды отсутствует. Нерегулируемые обводные трубы чаще всего используются для подключения отопительных приборов.

Проектируя отопительную систему, нужно обязательно учитывать тот факт, что вода всегда двигается в первую очередь по тем участкам, где величина гидравлического сопротивления минимальна. В случае с байпасом это означает, что внутренний диаметр его вертикального участка должен быть меньше внутреннего сечения магистрального трубопровода. Если это требование не будет соблюдаться, то теплоноситель попросту будет тяготеть к байпасу.

При проектировании горизонтальной разводки отопления работают другие правила, которые нужно учитывать перед тем, как сделать байпас в систему отопления. Разогретый теплоноситель имеет пониженный удельный вес и всегда пытается двигаться вверх. Чтобы система могла работать нормально с учетом этого правила, диаметр нижней части байпаса должен совпадать с диаметром магистрали, а сечение патрубка, ведущего к радиатору, должно быть меньше.

Принцип работы


Принцип работы байпасного клапана
Принцип работы перепускного вентиля в затворной конструкции основан на противодействии давления пружины и воды. Сжатая пружина давит на клапан с одной стороны, а рабочая среда с большим усилием – с другой. Давления вместе взятых компонентов конструкции сдерживают байпас в закрытом положении. Как только один из потенциалов превысит допустимое давление (1,5 -2 раза), он открывается полностью.

Степень открытия затвора зависит от силы рабочей среды, давящей на клапан. Заслонка создает давление настройки с помощью пружины. Уровень сжатия влияет на перепад давления системы.

Для справки! Перепускные затворы имеют низкую точность поддержания давления в отопительных приборах.

Байпасы с ручной регулировкой

Байпасы, которые настраиваются вручную (ручные байпасы), оснащаются шаровыми кранами. Использование шаровых кранов обуславливается тем, что они совершенно не меняют пропускную способность трубопровода при переключении, поскольку гидравлическое сопротивление в системе не меняется. Это качество делает шаровый кран оптимальным вариантом для байпаса.

Запорная арматура такого типа позволяет регулировать объем жидкости, который проходит через обводящий участок. При закрытом кране теплоноситель в полном объеме двигается по основной магистрали. Эксплуатация шаровых кранов имеет один важный нюанс – их нужно регулярно поворачивать, даже если необходимость настройки системы отсутствует. Это связано с тем, что при длительном застое краны могут намертво прикипеть, и их придется менять. Иногда также устанавливают клапан подпитки системы отопления, который играет немалую роль.

Ручные байпасы в отопительных системах могут использоваться несколькими способами. Чаще всего их используют для подключения батарей к однотрубной магистрали, а также для обвязки циркуляционных насосов.

Область применения и назначение использования

При отключении электроэнергии, необходимость байпаса для циркуляционного насоса (его установка) обеспечивает непрерывность работы и исключает аварийный режим.

В трубопроводных конструкциях затворный клапан предназначен для резервного отвода поступающей жидкости на отдельную линию (запасную). При возникновении неполадок, связанных с давлением воды в трубах, байпасная заслонка закрывает доступ к радиатору отопления, направляя воду в обратное направление или на отдельный канал.

Автоматические байпасы

Байпасы с автоматической регулировкой обычно монтируются в обвязке насоса, установленного в системе с естественной циркуляцией теплоносителя. Подобные отопительные системы могут работать и самостоятельно, но благодаря насосу увеличивается скорость перемещения жидкости по контуру, что позволяет снизить тепловые потери и повысить эффективность отопления.

Наличие автоматического байпаса в обвязке насоса позволяет системе самостоятельно регулировать свою работу, т.е. вмешательство человека не требуется. Когда насос работает, теплоноситель проходит сквозь него, а обвод в это время перекрыт. При остановке насоса байпас открывается, и жидкость перемещается уже в нем, в то время как неподвижная крыльчатка насоса перекрывает ток теплоносителя.

Байпасы автоматического типа делятся на две разновидности:

  • Клапанные;
  • Инжекционные.

В конструкции первого типа устройств присутствует обратный шаровый клапан. Гидросопротивление клапана минимально, поэтому жидкость легко перемещается самостоятельно. Когда насос включен, теплоноситель начинает двигаться быстрее, переправляется в магистраль и расходится по двум направлениям.

Дальнейшее движение жидкости осуществляется без каких-либо препятствий, а обратный ток заблокирован клапаном. Принцип работы самого клапана предельно прост – гидравлическое давление со стороны выхода превышает давление на входе, поэтому шар тесно прижимается к седлу конструкции и не дает жидкости двигаться.

Клапанные байпасы довольно удобны и просты, но они очень требовательны к качеству воды, которой заполняется отопительная система. Если в воде содержатся различные примеси, вроде ржавчины или накипи, клапан очень быстро загрязняется и приходит в негодное состояние, вследствие чего его приходится менять.

Инжекционные байпасы – это устройства, по принципу работы аналогичные гидроэлеватору. В главной магистрали устанавливается насосный узел, который подключается к основному контуру при помощи труб меньшего диаметра. При такой схеме оба патрубка заводятся внутрь магистрального трубопровода.

Когда насос запускается, часть жидкости заходит в патрубок и пропускается через аппарат, многократно ускоряясь в процессе. На повышение скорости работает и выходной патрубок, который слегка заужен и визуально напоминает сопло, благодаря которому обеспечивается эффективная перекачка жидкости.

За выходным патрубком создается разрежение, за счет которого теплоноситель начинает высасываться из байпаса. Поток, двигающийся под давлением, тянет за собой всю жидкость, и она с заметным ускорением продолжает движение по основной магистрали. Данный эффект позволяет полностью предотвратить возможность обратного тока жидкости.

Описанная выше технология работает только при включенном насосе. Если же насосное оборудование отключено, то теплоноситель в полном объеме проходит через байпас под воздействием гравитационных сил.

Где стоит

Расположение байпасного клапана в подкапотном пространстве (обведен красным)

Искать байпас нужно возле турбины. Байпасный клапан установлен в той части впускного коллектора, которая находится после турбины и до дроссельной заслонки. Когда во впускном тракте возникает избыточное давление, байпас просто стравливает его, отправляя обратно во впускной коллектор, на участок перед турбиной. Таким образом давление воздуха во впускном коллекторе снижается до приемлемого уровня.

В снятом виде деталь имеет г-образную форму — на цилиндрическом корпусе перпендикулярно расположены два штуцера воздуховодов. Дополнительно в верхней части клапана есть тонкий выход для создания разрежения воздуха. Когда деталь установлена на автомобиле, видна только центральная цилиндрическая часть корпуса, потому что штуцеры скрыты в патрубках воздуховодов.

Назначение байпаса

Главная функция любого байпаса заключается в возможности держать систему отопления в рабочем состоянии даже при поломке одного из ее элементов или отключении электроэнергии. Приборы, подключаемые посредством байпаса, без проблем отключаются от системы – для этого нужно лишь перекрыть оба крана, и теплоноситель пойдет по обводу.

Отопление благодаря байпасу может продолжать работу в любом случае, а поврежденные элементы можно ремонтировать, затрачивая на это любое количество времени. Надежность и удобство обслуживания отопительной системы при наличии байпаса многократно повышается.

В автономных отопительных контурах байпас используется для решения следующих задач:

  • Подключение отопительных приборов к однотрубной разводке;
  • Обвязка насосного оборудования;
  • Подключение распределительного коллектора водяного теплого пола;
  • Формирование малого циркуляционного контура при использовании твердотопливного отопительного оборудования.

Методика установки байпаса может разниться в зависимости от его назначения в конкретной отопительной системе.

Обвязка батарей

Если монтаж системы проводится самостоятельно, то нужно знать все требования, которые предъявляются к тому или иному элементу. Это касается и байпаса. Зачастую его устанавливают в местах крепления радиаторов. Но, для чего нужен байпас в системе отопления? Этот вопрос нужно рассмотреть более тщательно.

Радиаторы обвязываются по простой схеме

Зачем он нужен?

Раньше при строительстве и обустройстве дома использовалось однотрубное отопление. Это значительно упрощало выполнение работ, а также снижало затраты. При этом в элеваторном узле устанавливались два коллектора, которые отвечали за подачу и обработку теплоносителя. Дальше отопление разрабатывалось по разным схемам:

  1. Верхняя подача. От коллектора до верхнего этажа шла труба. По этому стояку теплоноситель подавался вверх. После этого он опускался вниз, проходя через все радиаторы.
  2. Нижняя подача. В этом случае теплоноситель начинает подаваться в радиаторе уже при поднятии вверх. Такое последовательное подключение приборов имеет некоторые недостатки.

Как в первом, так и во втором случае подключение выполнено последовательно. А это значит, что при возникновении неполадки на каком-то оборудовании, придется отключить всю систему. Чтобы обойти эту проблему, в систему включались специальные трубы-перемычки. Так, при необходимости посредством кранов радиатор отключается от системы, не нарушая ее работу. Это дает возможность беспрепятственно провести ремонт батареи.

Перемычка устанавливается ближе к батарее

Это не единственная причина использования перемычки в отоплении. Нагрев помещения осуществляется с помощью радиаторов. При наличии байпаса с вентилями, хозяева квартиры имеют возможность самостоятельно провести регулировку подачи теплоносителя. Таким образом, контроль температурного режима в доме не составляет труда.

Труба перевязки имеет различную форму

Монтаж байпаса

Чтобы провести монтаж отопления, необходимо обладать определенными знаниями и навыками. При этом учитывается способ сборки трубопровода. Для этого используют резьбовое и фитинговое соединение, а также спайку труб. Обладание такими навыками упростит выполнение работ. При этом стоит учесть некоторые правила и рекомендации специалистов:

  1. На промежутке между стойком и байпасом не должно быть никаких вентилей. В ином случае циркуляция теплоносителя может быть нарушена.
  2. На вертикальной трубе стояка перемычка монтируется в непосредственной близости к батарее. При этом должно быть предусмотрено место для установки запорной арматуры. Ее монтируют с двух сторон радиатора.
  3. Не стоит устанавливать вентили на байпасе без необходимости. Если установить краны на перемычке, то произойдет разбалансировка схемы. В автономной системе частного дома это в свою очередь позволяет перенаправить поток. В многоэтажном строении такой вариант малоэффективен и является нарушением норм.
  4. Важным является размер труб. Диаметр вставки на два размера меньше сечения стойка. Патрубки, которые отходят к радиаторам, делаются на размер меньше. В горизонтальной схеме соотношение размеров несколько иначе.

Соблюдение размеров труб и патрубков обеспечит нормальную работу системы, согласно всем законам гидравлики. Что же касается монтажа, то его особенности напрямую зависят от типа используемого материала. Если речь идет о металлическом трубопроводе, то достаточно просто варить перемычку и установить краны.

Монтаж осуществляется по-разному

Использование полипропиленовых, а также металлопластиковых предусматривает применение специальных фитингов. Байпас можно соорудить самостоятельно из трубы нужного размера или приобрести уже готовую деталь.

Насос часто устанавливают на перемычке

Байпас для радиатора

В однотрубных отопительных системах батареи лучше всего подключать с использованием байпаса. Для двухтрубных контуров и коллекторных разводок обводы не нужны, поскольку все отопительные приборы подключаются параллельно, и в каждый из них поступает теплоноситель одинаковой температуры. Если одна из батарей выходит из строя, то ее всегда можно снять без отключения отопительной системы (разумеется, при наличии отсекающих кранов).

В системах с однотрубной разводкой батареи подключаются последовательно, поэтому теплоноситель в каждом последующем приборе остывает. Результат очевиден – дальние приборы получают гораздо меньше тепла, и ни о каком равномерном распределении тепловой энергии не может быть и речи.

Решить проблему позволяют байпасы. Контуры подачи и обратки соединяются перемычкой, которая обеспечивает независимое движение потоков. Горячий теплоноситель поступает прямо в радиатор, в то время как другая его часть проходит дальше и на выходе смешивается с остывшей водой из одного радиатора. Такая схема позволяет донести гораздо больше тепла до последующих отопительных приборов.

Влияние байпаса на теплоотдачу

Применение элемента в сетях отопления позволяет получить отличные результаты в отношении экономии тепловой энергии. При этом изготовление байпаса может выполняться как непосредственно мастером на участке проведения работ, так и являться заводской моделью со стандартными характеристиками.

Он представляет собой отрезок трубы, который устанавливается в сеть с помощью тройников. Устанавливают его примерно в одной трети расстояния от стояка до радиатора. Размещать его дальше нельзя из-за того, что теплоноситель не пойдёт в радиатор, слишком близкое расположение чревато тем, что байпас перегреется, и циркуляция снова нарушится. Поэтому одна треть является самым оптимальным соотношением.

После этого инженерного элемента перед радиатором ставят игольчатые клапаны, таким образом, появляется возможность выполнять тонкую настройку тепловой отдачи радиаторов для каждого отдельного элемента, без последствий для стальных отопительных приборов. Неочевидным плюсом установки служит возможность в случае необходимости провести плановый и внеплановый ремонт и обслуживание радиатора, внезапно вышедшего из строя, без отключения всей системы.

Расположение изделия может быть как вертикальным, так и горизонтальным. Применение его возможно как в однотрубной, так и в двухтрубной системах отопления

Важно помнить, что диаметр трубы в байпасе должен всегда быть меньше, чем диаметр труб, по которым теплоноситель подаётся в радиатор, это позволит, за счёт естественного сопротивления, исключить нарушение циркуляции теплоносителя

Подключение насоса через байпас

Циркуляционный насос целесообразно подключать через байпас только в тех системах, которые изначально были предназначены для естественной циркуляции, т.е. в них должен быть разгонный коллектор, соблюдены уклоны труб и правильно подобраны их диаметры. Насос в таких системах предназначен не для обеспечения их работы, а для повышения эффективности.

Для систем, которые еще на этапе проектирования были рассчитаны на принудительную циркуляцию, байпас попросту неактуален. Такие системы работают только за счет насоса, поэтому при его отключении циркуляция теплоносителя попросту прекращается. Байпас в данном случае не сможет решить проблему.

При подключении насоса посредством обводной линии появляется возможность противотока в байпасе. Кроме того, формируется замкнутый циркуляционный контур между насосом и самим байпасом. Чтобы такая схема могла нормально функционировать, обходное устройство обязательно должно оборудоваться шаровым краном или обратным клапаном.

Когда насос работает, устройство блокирует ток жидкости по трубе обвода. Клапан делает эту работу автоматически, а кран приходится настраивать вручную. При остановке насоса байпас открывается, что дает возможность теплоносителям из разных контуров смешиваться. Подобная схема неприменима в случае с инжекционными байпасами – они полностью устраняют возможность обратного тока теплоносителя.

Как выбрать клапан для бойлера и байпаса

В заводской комплектации бойлеры и байпасы либо оснащены самым простейшим перепускным клапаном, либо не имеют устройства для перенаправления потока.

В первом случае можно не вмешиваться в конструкцию водонагревателя или обводного элемента и устанавливать их в имеющемся виде.

Во втором случае необходимо приобрести и установить перепускные клапаны. Байпас без этого устройства будет только пропускать поток рабочей среды при отключении теплового контура, но давление регулировать не сможет. А бойлер, не оснащенный перепускным клапаном, подвержен перегреву и может сломаться, так как вода в нем будет закипать и превращаться в пар, еще больше увеличивая давление на трубы и сам тепловой агрегат.

Выбор устройства зависит от отопительного или водонагревательного прибора: используемого им топлива, максимально допустимого давления, указанного в технической документации.

Цена изделия в данном вопросе может играть роль только при выборе между однотипными устройствами разных производителей.

Рекомендуем ознакомиться: Какое отопление лучше и как его смонтировать в частном доме

Для разных видов нагревательных приборов требуются клапаны различной конструкции:

Системы, работающие на электричестве, газе или дизельном топливе, нетребовательны – для регулировки давления в них достаточно простейшего перепускного клапана, не имеющего дополнительных элементов. Твердое топливо прекращает гореть не сразу, следовательно моментально отключить твердотопливный котел или плавно отрегулировать температуру нагревания невозможно

Поэтому в твердотопливных отопительных системах важно не только регулировать давление, но и охлаждать теплогенерирующий агрегат. На байпасы и бойлеры ставят перепускные клапаны, реагирующие как на повышение давления, так и на увеличение температуры теплоносителя. Такие устройства оснащены датчиком температуры, системой сброса и подпитки теплоносителя и соединяются с канализацией и системой холодного водоснабжения

Перепускной клапан с регулирующей рукоятью стоит устанавливать только если домовладелец уже умеет настраивать предельное давление. Пытаясь приобрести это умение на практике, можно сломать устройство, вызвать аварию или обжечься. Для тепловых контуров открытого типа перепускные клапаны не требуются – компенсационная емкость справляется с задачей регулировки давления и без них. Технические характеристики перепускного клапана должны соответствовать параметрам источника тепла: регулирующая арматура должна быть настроена на такое же предельное давление, как и теплогенерирующий прибор и иметь пропускную способность не ниже. Важно также соответствие размеров соединительных патрубков – при несоблюдении этого условия придется использовать для соединения фитинги, что сделает систему более уязвимой

Такие устройства оснащены датчиком температуры, системой сброса и подпитки теплоносителя и соединяются с канализацией и системой холодного водоснабжения. Перепускной клапан с регулирующей рукоятью стоит устанавливать только если домовладелец уже умеет настраивать предельное давление. Пытаясь приобрести это умение на практике, можно сломать устройство, вызвать аварию или обжечься. Для тепловых контуров открытого типа перепускные клапаны не требуются – компенсационная емкость справляется с задачей регулировки давления и без них. Технические характеристики перепускного клапана должны соответствовать параметрам источника тепла: регулирующая арматура должна быть настроена на такое же предельное давление, как и теплогенерирующий прибор и иметь пропускную способность не ниже

Важно также соответствие размеров соединительных патрубков – при несоблюдении этого условия придется использовать для соединения фитинги, что сделает систему более уязвимой

Технические характеристики

Каждый перепускной клапан характеризуется несколькими параметрами, которые тоже следует учитывать при выборе изделия:

Наименование характеристикиЧто обозначает
пропускная способностьобъем теплоносителя, расходуемого в единицу времени при единичном давлении
номинальное давлениепредельное избыточное давление рабочей среды, выдерживаемое при 200 градусах
номинальный диаметрвнутреннее сечение соединительных патрубков, может иметь незначительное отклонение от реального размера
настроечный диапазонграницы предельного давления, настраиваемого на клапане

Для теплого пола

При обустройстве теплого пола обязательно нужно установить смесительный узел, в котором всегда встраивается обводной трубопровод. Байпас в данном случае будет использоваться для обеспечения нормальной работы теплого пола, и без этого элемента отопление не сможет функционировать.

Все дело в рабочей температуре, которая должна поддерживаться в теплых полах. Теплоноситель в подающем контуре может разогреваться до 80 градусов, но в теплом полу его температура не должна превышать 45 градусов. Доведение жидкости до нужной температуры осуществляется в смесительном узле, который пропускает только нужный объем горячей воды. Весь остальной поток направляется в байпас, где происходит соединение с теплоносителем из обратного контура, и возвращается в котел.

Плюсы применения клапана в системе отопления

Врезка байпасного клапана обладает следующими преимуществами:

  • снижает уровень ржавчины;
  • регулирует температуру обогрева;
  • предотвращает шумы неестественного происхождения;
  • уменьшает нагрузку на гидронасос.

Следующие ошибки при установке байпасного клапана могут привести к полной замене труб в помещении:

  • установка насоса с мокрым ротором;
  • неправильное расположение вентиля;

Для справки! Если не устранить подтеки возле ручного крана, то труба может прогнуться.

Экономия электроэнергии

Установка простого инженерного решения, как байпасный клапан, сэкономит издержки на оплату за энергоноситель, так как теплоотдача радиатора отопления повышается на 10 %. При этом объем теплоносителя, с включенным клапаном байпаса в комплектацию, возрастет до 30 %.

Источник

Для систем с твердотопливным котлом

При использовании в сочетании с твердотопливным отопительным оборудованием байпас позволяет сформировать малый циркуляционный контур. Для этого обводная труба устанавливается на подачу, где имеется разогретый до предела теплоноситель, и подключается к трехходовому клапану, расположенному на противоположной стороне конструкции.

Благодаря клапану осуществляется смешивание горячей воды из байпаса и холодной, поступающей из обратного контура. В результате к котлу для последующего цикла нагрева возвращается теплоноситель, температура которого превышает 50 градусов.

Необходимость возврата теплой жидкости в котел обуславливается тем, что в ином случае на металлических стенках топочной камеры будет появляться конденсат, который спровоцирует возникновение коррозии и станет причиной повреждения агрегата. Если же дополнить систему байпасом, то этих проблем можно с легкостью избежать.

Виды и конструкции

По принципам действия различают перепускные клапана с пружинным и мембранным конструкциями. Пружинные механизмы превалируют в системах, где сечение трубопровода составляет не более 200 мм, в других сетях водоснабжения и отопления используется рычажно-грузовой принцип.

Мембранные агрегаты используют все больше при работе с жидкотекучими средами, в которых имеется наличие твердых частиц.

В зависимости от среды трубопровода, перепускные устройства предназначаются для:

  • газа;
  • пара;
  • жидкостей.

По назначению системы они применяются для трубопроводов:

  • холодного водоснабжения,
  • горячего водоснабжения,
  • отопления,
  • охлаждения,
  • кондиционирования.

В системах отопления и водоснабжения различают перепускные клапаны по своему предназначению:

  • для радиаторов;
  • для бойлера и байпаса;
  • для автоматической подпитки;
  • для низких или высоких давлений.

На данном фото представлен переливной клапан со шкалой настройки. Изготовлен из бронзы и латуни, предназначен для установки в системах центрального отопления.

Наряду с перепускными регуляторами в конструкцию отопления устанавливают:

  • воздухоотводчик для предотвращения воздушных пробок в трубах;
  • трехходовой клапан для смешения или разделения потоков горячей и холодной воды;
  • обратный, предотвращающий обратный поток в трубопроводе.

Для промышленных и коммунальных сетей применяют конструкции с условным диаметром DN до 500 мм и фланцевым соединением.

В автомобиле пропускные устройства бывают для:

  • турбины;
  • механизма подачи топлива;
  • системы охлаждения двигателя.

Перепускной узел турбины сбрасывает выхлоп газов, уменьшая силу напора в коллекторе. Тем самым он защищает двигатель от перегрева.

Установка байпаса

Включение байпаса в разные типы систем имеет свои нюансы, поэтому перед тем, как сделать байпас на отопление, необходимо в этих моментах разобраться.

Например, при подключении радиаторов через байпас должны соблюдаться следующие правила:

  • Внутреннее сечение обвода должно быть на один шаг меньше, чем диаметр магистральной трубы;
  • Устанавливать байпас нужно на минимальном удалении от радиатора;
  • При использовании в многоквартирных домах байпас нельзя оборудовать краном.

Монтаж байпаса системы отопления может выполняться как при обустройстве новой системы, так и при ремонте уже имеющейся конструкции. В последнем случае перед работой нужно подготовить набор патрубков подходящего диаметра, два тройника и запорная арматура.

Входной патрубок конструкции оснащается одним из следующих устройств:

  • Шаровой кран, который имеет минимальное гидравлическое сопротивление и полностью пропускает поток теплоносителя;
  • Вентиль, позволяющий настраивать интенсивность тока жидкости вручную;
  • Комбинацией шарового крана и автоматического терморегулятора – такое сочетание может настраивать работу системы автоматически.

Выходной патрубок всегда оснащается шаровым или запорным краном. Для соединения отдельных элементов может использовать сварка или резьба. Независимо от типа соединения, оно должно быть герметичным. Перед вводом системы в эксплуатацию нужно проверить ее на предмет герметичности.

Байпас с насосом в системе отопления устанавливаются с учетом следующих пунктов:

  1. Байпас, на который планируется устанавливать насос, обычно представляет собой часть магистрали. Внутренний диаметр байпаса должен быть достаточно большим, чтобы в системе обеспечивалась нормальная естественная циркуляция. Насос монтируется на отдельной трубе, внутреннее сечение которой может быть меньше диаметра магистрального трубопровода.
  2. Чтобы упростить себе работу, лучше всего заранее купить собранный насосный узел с необходимыми параметрами. Установить такую конструкцию очень просто, поскольку на ней уже правильно собраны все элементы, а соединения достаточно надежны.
  3. При самостоятельном монтаже насос должен располагаться таким образом, чтобы ось крыльчатки была горизонтальной. Поверхность с клеммами, к которым подводится питание, должна быть направлена вверх – во-первых, это упростит доступ к контактам, а во-вторых, исключит вероятность попадания жидкости на контакты при нарушении герметичности системы.
  4. Участок с байпасом обязательно оснащается обратным клапаном или шаровым краном, которые предотвращают ток теплоносителя в обратную сторону – это оптимизирует работу системы. Разумеется, перед тем, как установить байпас, нужно приобрести все комплектующие.

Перед тем, как установить байпас с обратным клапаном для циркуляционного насоса, нужно хорошо продумать конструкцию будущей системы и учесть все возможные нюансы.

Ошибки при монтаже

Некоторые домашние, а точнее, квартирные умельцы при замене старых чугунных радиаторов на новые алюминиевые преднамеренно допускают две тупые ошибки:

  • монтируют на прямой байпасной трубе шаровой кран с целью направлять весь теплоноситель в собственную батарею;
  • наслушавшись советов «умных» людей, собирают смесительный узел с трехходовым краном, дабы регулировать теплоотдачу отопительного прибора.

Сразу оговоримся, что подобный монтаж в частном доме ошибкой не считается: там вы проживаете единолично и сами распоряжаетесь отоплением. В «многоэтажке» такие действия вредят соседям, поскольку вы разбалансируете систему и отбираете большее количество тепла. Значит, смежные квартиры получают меньше. Как это происходит, смотрите на видео:

Вместо дальнейшего перечисления ошибок, предлагаем ознакомиться с рекомендациями, как правильно устанавливать байпас своими силами:

  1. Перемычка на батарее многоквартирного дома – это труба без всякой запорной арматуры и клапанов. Максимум, что допускается — уменьшить диаметр на 1 типоразмер (стояк DN 20 — соединитель DN 15);
  2. Хотите регулировать теплоотдачу радиаторов – ставьте, пожалуйста, ручные либо автоматические термостаты. Есть специальные полнопроходные модели для централизованных сетей.


    В многоэтажных домах с общими стояками монтировать арматуру на обводной трубопровод недопустимо

  3. Если в загородном доме организовано энергонезависимое гравитационное отопление, насос монтируйте только на байпасе. Самотек не предусмотрен – перемычка не нужна.
  4. При самостоятельной сборке смесительных узлов следите, чтобы циркуляционный насос оказался со стороны открытого выхода клапана. Другие варианты неработоспособны.
  5. Трехходовой вентиль, оснащенный термоголовкой, функционирует от выносного датчика температуры. Последний ставьте на трубу за клапаном, куда выходит смешанный теплоноситель. Тогда элемент сможет ориентироваться по его температуре.

Пункт №3 требует пояснения. У 3-ходовых кранов один патрубок всегда открыт – тот, откуда выходит результирующая смесь. С той же стороны ставится насос. Если агрегат расположить на любом входном патрубке, то дальнейшие события пойдут по одному из двух сценариев: прекратится циркуляция либо теплоноситель пойдет через байпас, замкнется в котловом контуре и не попадет в радиаторы.

Отличия от других видов защитных клапанов

Похожим устройством и принципом действия обладают и другие вентили, устанавливаемые для безопасной работы трубопроводов. Но они различаются по назначению и предъявляемым требованиям.

Тип клапанаМеханизм действияПринцип работы
ПерепускнойУстанавливается в обходном контуре и перенаправляет в него часть потокаПостоянно работает по мере необходимости
ПредохранительныйСнижает давление в системе, выбрасывая часть носителя наружуПри аварийном повышении давления
РедукционныйИзменяя свою пропускную способность, регулирует напор в части основного контура, расположенной после места его установкиПостоянная работа

Перепускной вентиль уменьшает нагрузку на насосы системы без изменения количества носителя в ней.

Советы и рекомендации

Если вы собираетесь установить байпас в центральном отоплении, то необходимо уведомить представителей ЖКХ об этом (в письменном виде). Они должны согласовать временное отключение отопления с котельной. Каждая установка газового оборудования в квартире либо частном доме сопровождается заказом хозяина проекта у государственного или частного проектировщика. Советуем проверить все указанные в бумагах узлы, дабы после принятия вами проекта не было недоразумений ввиду отсутствия на схеме чего-либо, но присутствия этой части в готовом изделии. В случае установки электрического котла, мощностью до 5 кВт, заказ проекта не нужен

Но монтаж системы необходимо производить с приглашённым специалистом, во избежание критичных ошибок. Покупая котёл, обращайте внимание на сертификаты качества и безопасности. Это сохранит вас и окружающих от неожиданных поломок и аварий. Когда сборка трубопровода производится с помощью спайных ПВХ труб, нужно следить за усилием нажатия в момент спайки стыков. Чрезмерное давление на разогретые концы спайки приведёт к закупориванию проходной силы теплообменника.

Чрезмерное давление на разогретые концы спайки приведёт к закупориванию проходной силы теплообменника.

Топливный насос hp-Technik серия UHE с перепускным клапаном и байпасом

Топливный насос hp-Technik серия UHE — с перепускным клапаном и байпасом.

Топливные насосы применяются в мазутных горелках и насосных станциях для создания необходимого для работы оборудования давления и перекачивания топлива.

Области применения топливных насосов hp-Technik:

Системы сжигания топлива

Горелки котлов, замкнутые циркуляционные трубопроводы, перекачивание всех видов жидкого котельного и судового топлива EL, L, M, S, ES, угольной смолы и угольного масла, дегтя, керосин и т.д.

Машиностроение

Гидравлические насосы блоков управления гидравлических систем, смазочные насосы для перекачивания смазочных масел и консистентных смазок, насосы систем водяного охлаждения для подачи водонефтяной эмульсии.

Нефтяная промышленность Подающие (нагнетательные) насосы для масел, минеральных смазочных материалов, дёгтя, смол, гудрона, битума и т.д.

Судостроение Смазочные маслонасосы и бустерные насосы для подачи судовой смазки, дизельного топлива, мазута и тяжелых вязких масел.

Преимущества топливных насосов hp-Technik:

Самовсасывающие, самосмазывающиеся, не вибрирующие, бесшумно работающие, не требующие техобслуживания, с герметичным уплотнением вала.

Инструкция на топливный насос hp-Technik серия UHE

Направление вращения вала: I – Обратное направление (против часовой стрелки).
Модели насосов cерии UHEВязкость рабочей жидкости, сСт: 6,0 при 20 °CШестерё нчатый ротор, ФВал,ФРезьбовое соединение для (S/A/R)Штуцер мано метра (M1/M2)Макс. частота вращения вала, об/минВес, к/г
Подача, л/ч при 1400 об/минПодача, л/ч при 2800 об/мин
Арт. № I9 бар30 бар40 барАрт. № I9 бар30 бар40 бар
UHE-A2-PZ05110542200155140051305425003803303812G 1/2″G 1/4″35004,4
UHE-A3-P05110543300260240051305437006005503812G 1/2″G 1/4″35004,6
UHE-A4-M05110544450425390051305449008508003812G 1/2″G 1/4″35004,8
UHE-A5-GZ05110545550500450051305451300115010503812G 1/2″G 1/4″35005,0
Направление вращение вала: D – Прямое направление (по часовой стрелке).
Модели насосов cерии UHEВязкость рабочей жидкости, сСт: 6,0 при 20 °CШестерё нчатый ротор, ФВал,ФРезьбовое соединение для (S/A/R)Штуцер мано метра (M1/M2)Тепловая мощность H1, Вт при 220 В, 50 ГцКрутящий момент, М (Нм)
Подача, л/ч при 1400 об/минПодача, л/ч при 2800 об/мин
Арт. № D9 бар30 бар40 барАрт. № D9 бар30 бар40 бар
UHE-A2-PZ05120542200155140051405425003803303812G 1/2″G 1/4″1101,6
UHE-A3-P05120543300260240051405437006005503812G 1/2″G 1/4″1101,6
UHE-A4-M05120544450425390051405449008508003812G 1/2″G 1/4″1101,6
UHE-A5-GZ05120545550500450051405451300115010503812G 1/2″G 1/4″1101,6
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]