Эмаль для радиаторов отопления делает оборудование более презентабельным и защищает от коррозии. Выбирать ее нужно грамотно, поскольку изделия бывают биметаллическими, стальными, алюминиевыми и чугунными. Не каждый материал можно красить в домашних условиях. При неправильном выборе красителя и технологии покраски через короткое время эмаль для радиаторов отопления пожелтеет или облупится.
Особенности краски
Составы для окрашивания отопительных труб и радиаторов по своим характеристикам и свойствам в некоторой степени отличаются от стандартных красок. Поэтому перед применением важно изучить их эксплуатационные и технические характеристики.
Эмаль должна отличаться безопасностью для людей и животных, то есть не испарять токсичные элементы на протяжении всего эксплуатационного периода. При покупке средства следует изучить тщательно состав и его соответствие принятым нормам и стандартам. Европейская эмаль должна соответствовать европейским стандартам, а российская краска – нормам ГОСТ. Когда на этикетке указаны непонятные ТУ (технические условия), то доверять производителю не стоит, поскольку вряд ли средство отвечает нормам безопасности.
Термостойкость эмали не должна быть меньше +80°С. В противном случае она потрескается, начнет желтеть и отслаиваться. При этом данный показатель считается минимально допустимым. Чем выше термостойкость, тем лучше. Важно, чтобы состав эмали быстро высыхал, ведь этот фактор существенно ускоряет проведение работ, ведь покраска осуществляется в несколько слоев.
Антикоррозийные свойства эмали защитят поверхность радиаторов отопления от агрессивных внешних воздействий. Производители это учитывают при производстве составов для металлических покрытий. Определенные средства до полного высыхания чаще всего выделяют неприятный резкий запах, поэтому их можно использовать в помещениях, которые можно тщательно проверить.
Влагостойкие свойства радиаторной эмали нужны для проведения беспрепятственной влажной уборки с использованием моющих средств. Ее теплопроводность должна быть высокой, или она будет понижать теплоотдачу от радиаторов отопления.
Для покраски труб и батарей отопления выпускаются эмали на разных основах, каждая из которых характеризуется своими негативными и положительными особенностями. Все это следует учитывать перед покраской, чтобы потом не было никаких неожиданностей.
Термостойкие эмали для радиаторов отопления бывают:
- Алкидными.
- Акриловыми.
- Силиконовыми.
- Масляными.
Краска в аэрозольных упаковках
В последнее время появился большой ассортимент красок в баллончиках. Продается данная продукция и для отопительных радиаторов. Принцип ее выбора заключается в том, что нужно учитывать температурный режим.
Без наличия соответствующего опыта определенную сложность вызывает процесс нанесения краски для радиаторов отопления в баллончиках. В действительности все очень просто: распылять ее следует с расстояния минимум 20 сантиметров от окрашиваемой поверхности. При этом струю надо вести равномерно, не задерживаясь надолго на одном месте.
Наносят краску в аэрозольной упаковке с распылителем за несколько слоев, что зависит от сложности рельефа батареи. Чтобы получился равномерный цвет, направление струи нужно менять. Например, если в первый проход было движение снизу-вверх и сверху-вниз, то во время второго прохода следует наносить состав слева направо и наоборот.
Поскольку сначала по причине отсутствия навыков будет тяжело контролировать движение руки с баллончиком, следует закрыть газетами или бумагой большую площадь.
Алкидные краски
Алкидная эмаль для радиаторов отопления состоит из пигментированной дисперсии и особых добавок, которые есть в глифталевом или пентафталевом лаке. Такие средства достаточно востребованы, поскольку отличаются множеством достоинств, которые позволяют хорошо защитить поверхность батарей от негативного воздействия внешних факторов, а также придают им эстетичный и опрятный внешний вид.
Почти любая алкидная эмаль прекрасно выдерживает повышенные температуры. Этот параметр указан на упаковке каждого конкретного продукта. Окрашенная такой краской поверхность отличается ровным глянцем и идеальной гладкостью. С течением времени она не отслаивается и не желтеет.
Алкидным эмалям присуща довольно высокая износостойкость. Они выпускаются в разных цветовых гаммах, поэтому при желании всегда можно подобрать нужный оттенок под интерьер помещения, в целом.
Но у таких эмалей есть и особенности. Во-первых, краски на алкидной основе с уйт-спиритом характеризуются едким неприятным запахом. Не только в течение нескольких дней после покраски он может сохраняться, но и на первых порах при нагревании батарей. Во-вторых, каждый слой сохнет достаточно долго, поэтому период работ растягивается на довольно долгий срок. Выпускают алкидные эмали в виде аэрозолей.
Виды красок для батарей без запаха
Строительный рынок изобилует лакокрасящими средствами для радиаторов отопления. Они отличаются друг от друга составом, техническими характеристиками, производителями, поэтому важно заранее разобраться, что именно подойдёт в вашем случае.
Как выбрать краску для батарей? Как покрасить батарею или радиаторы?
Акриловая эмаль
В основе продукции лежит акриловая смола, растворители органического происхождения, колерующие пигменты, поэтому акриловая эмаль не имеет неприятного запаха. Её температурный порог – минимум +80°C, в зависимости от производителя.
В продаже есть базовые варианты белоснежного оттенка, но можно приобрести и цветные изделия.
Положительные характеристики:
- гладкость и ровность поверхности после полноценного просыхания;
- нет запаха даже во время покраски;
- минимальный расход;
- устойчивость к высоким температурам, повышенной влажности, пару;
- эластичность и густота структуры, благодаря чему не остаётся подтёков;
- экологичность;
- не подвергается пожелтению и растрескиванию;
- благодаря наличию базовой белой основе, при добавлении пигментов можно добиться любого оттенка;
- доступная стоимость.
Сохнет быстро, но время зависит тоже от производителя. Минимальный период составляет 10-15 минут, средний – 30 минут. Чтобы краска полноценно высохла и радиатор можно было пустить в эксплуатацию, надо выдержать 5 часов.
Но есть у акриловой эмали и недостатки:
- чтобы продлить эксплуатационный период, обязательно поверхность радиатора предварительно обрабатывается специальной грунтовкой, причём, в 2 слоя;
- запрещено применять абразивные чистящие средства и инструменты, так как устойчивость к механическим повреждениям низкая.
Топ — 9 акриловых красок без запаха:
- VGT;
- Диола;
- ВГТ Профи;
- Radiator Paint;
- Ceresit CF 33;
- Caparol Samtex 7 ELF;
- Parade;
- Текс;
- Livna-134 и пр.
10 причин выбрать акриловую краску для радиаторов
Цена за 1 литр варьируется от 280 до 650 руб.
Алкидная эмаль
В состав алкидных эмалей входят пентафталевые или глифталевые лаки, пигментные дисперсии, плёнкообразователи, силикаты, алкиды, поэтому лакокрасящие изделия считаются надёжными и долговечными. Выдерживают температуру в 70-80°C. В зависимости от вида алкидной эмали эти показатели повышаются (смотрите на этикетке).
Кремнийорганическая разновидность не утрачивает своих свойств при температуре в 600°C.
Как и акриловая эмаль, имеет основную базу – белоснежную либо цветные варианты.
Преимущества:
- не отслаивается;
- не выгорает;
- проявляет глянец;
- устойчив к механическому воздействию;
- однородная структура поверхности после нанесения;
- не истирается;
- доступная цена;
- выдерживает влагу.
Наносится краска минимум в 2 слоя. Длительность просыхания составляет от 1 до 3 часов, но использовать радиатор разрешено только через 24 часа.
В состав также входит и уайт-спирт, поэтому при покраске эмаль выделяет едкий запах, который после высыхания исчезает. Несмотря на это, в первые 2-4 дня после запуска отопления неприятный «аромат» снова проявляется. В дальнейшей эксплуатации его не будет. Это и есть основной недостаток алкидной эмали.
Рейтинг наиболее востребованных брендов:
- Текс;
- Мальта-30;
- Миранол;
- Ямайка-90;
- Dufa Heizkorperlack и т. д.
Средняя стоимость за 1 л – 300-600 руб.
Эмаль на водной основе
В дисперсионной краске заложена акриловая эмаль, но при этом основа водная, поэтому при повышении вязкости материала его разводят обычной водой. Эмаль водная не имеет абсолютно никакого запаха, считается максимально экологически чистой и недорогой продукцией. Выдерживает температурный режим от +90°C.
Плюсы:
- полная безопасность как при процессе покраски, так и в период эксплуатации;
- из-за отсутствия запаха можно работать без защитной маски;
- водоотталкивающий эффект;
- низкая стоимость;
- скорость высыхания;
- равномерное нанесение;
- устойчивость к механическому воздействию;
- покрашенной изделие разрешено мыть водой.
Для высыхания достаточно 30 минут, но полностью батарея отопления будет готова к эксплуатации через 4 часа. Длительность во многом зависит от густоты красящего состава.
Среди недостатков отмечают отсутствие цветовой гаммы (производится в белом оттенке), и необходимость накладывать минимум 2 слоя. Если же краску не разводить водой, то достаточно и 1 слоя. Этот же вариант покраски не способствует образованию подтёков.
Какие марки выпускаются:
- Снежка;
- Акваметаллик;
- Dulux Master Lux Aqua;
- Лакра и т. п.
Стоимость 1 л – от 250 до 800 руб.
Масляная эмаль
Изготавливается на базе масел органического происхождения, поэтому считается безвредной для организма человека. Обладает рядом достоинств:
- ассортимент включает как цветные варианты, так и прозрачные (по типу лака);
- наносится равномерный слой;
- высокий уровень укрывистости;
- отлично ложится на металл любого типа;
- сравнительно низкая цена;
- выдерживает требуемую температуру (+80°C);
- повышенная устойчивость к влажности, механическим ударам, пару.
Несмотря на обширный список преимуществ, специалисты не рекомендуют использовать масляную эмаль для покраски радиаторов, так как из-за повышенной температуры воды в батарее происходит растрескивание и изменение оттенка. Кроме того смывать покрытие для новой покраски достаточно сложно.
Другие недостатки:
- ложится на металл толстым слоем, что занижает теплоотдачу;
- образуются подтёки;
- не защищает железо от ржавчины;
- минимальное время просыхания составляет 48 часов.
И ещё один немаловажный минус – масляная эмаль обладает стойким неприятным запахом, от которого избавить проблематично (плохо выветривается). Это касается не только времени нанесения, но и эксплуатации, особенно если радиаторы перегреваются.
Известные марки:
- Alpina Heizkorper;
- Krafor МА–15;
- Лакра;
- NOVOCOLOR МА-15 и пр.
Стоимость низкая – за 1 литр нужно заплатить от 180 до 500 руб.
Другие разновидности
Есть ещё 3 типа красок для радиаторов отопления, но они не пользуются большой популярностью. Рассмотрим их:
- Силиконовая краска. Силиконовая основа способна выдержать высокие показатели температуры, отличается устойчивостью по всем параметрам, но стоимость высокая.
- Молотковая эмаль. Является разновидностью алкидной краски. Особенность – после покраски поверхность приобретает неординарный внешний вид. Это может быть эффект удара молотка, чеканки и т. д. Запрещено наносить на глянцевый металл.
- Краска порошкового типа. Считается самым долговечным и прочным, легко наносится (для этого нужно использовать постоянное напряжение), но образует вокруг батареи отопления много грязи. Применяется для покраски радиаторов крайне редко, так как требуется специальное оборудование, камера для полимеризации и т. д.
Глянцевая или матовая?
Чем нельзя красить батареи отопления !! О красках. Водоэмульсионной краской Нельзя!!
Любой вид краски для батарей отопления подразделяется на матовые и глянцевые, в зависимости от того как будет выглядеть поверхность после высыхания. Пользователи привыкли подбирать на основании вкуса и собственных предпочтений, но для радиаторов важно учитывать и следующее:
- Для чугунных батарей лучше взять блестящую эмаль, благодаря чему визуально скроется шероховатость;
- Для современных материалов идеально подходят матовые краски, так как батареи отличаются ровной и гладкой поверхностью.
Масляные краски
Масляные эмали для радиаторов отопления изготавливают на базе всевозможных органических масел. Совсем недавно она считалась единственным средством для окрашивания батарей. Эти краски создают на поверхности прочный и плотный слой, который отлично противостоит разным механическим воздействиям и выдерживает повышенные температуры.
Сегодня от масляных эмалей почти отказались, поскольку появилось много других составов, которые лишены их недостатков:
- Неприятный специфический запах. Он сопровождает процесс и окрашивания, и просыхания поверхностей. Появляется он также и при эксплуатации радиаторов отопления (при сильном нагреве).
- Высокая плотность слоя. Это значительно понижает теплоотдачу секций. Если слой слишком толстый, то в процессе работы системы отопления краска отслаивается или растрескается.
- Сложность нанесения. Масляное средство сложно наносить идеально равномерным слоем из-за состава.
- Недостаточная защита от коррозии. Средство не обладает достаточными защитными свойствами, поэтому спустя какое-то время можно заметить проступающую на поверхности ржавчину.
- Потеря блеска и пожелтение с течением времени.
- Длительный срок просыхания и высокая вероятность подтеков при окрашивании.
Как правильно выбрать краску для радиаторов?
Широкий ассортимент различных марок приводит к тому, что покупатели сталкиваются с проблемой, какой именно краске отдать предпочтение. Поэтому при выборе необходимо обязательно обращать внимание на то, соответствует ли эмаль следующим требованиям:
- Ровно ложиться на изделия из металла;
- Обеспечивать защиту от ржавчины и коррозионного разрушения;
- Выдерживать повышенную температуру;
- Сохранять первоначальный цвет долгое время.
При выборе краски важно учитывать материал, из которого изготовлен радиатор.
Кроме того, необходимо учитывать еще и то, из какого материала изготовлены батареи и радиаторы. Ведь они могут быть сделаны из самых разных металлов, а также их сплавов. Специалисты рекомендуют следовать нескольким советам:
- Для устройств из стали, алюминия и биметаллического состава лучше использовать акриловые либо алкидные краски;
- Для чугунных батарей хорошо подходят эмали любого вида, кроме масляной. Однако для того, чтобы вещество ложилось ровным и тонким слоем, нужно смешивать его с разбавителем;
- Лучше отказаться от использования масляных красок даже самых известных марок, ведь она очень редко выполняет защитные и декоративные функции на таком же уровне, как и другие
Акриловые термостойкие эмали для радиаторов отопления
Эта разновидность лакокрасочных составов подходит для окрашивания оборудования системы отопления, поскольку просохший слой придает поверхности идеальную ровность и гладкость, которая внешне будет напоминать пластик. Акриловые краски практически не пахнут и в процессе окрашивания, и при использовании батарей.
Покупая акриловую эмаль для радиаторов отопления, следует изучить упаковку, обращая внимание на предназначение и производителя. Главное внимание отводится температуре, которую может выдержать средство. Не каждая акриловая краска может использоваться при температуре более +80°С.
Акриловая эмаль для радиаторов отопления сохнет быстро. В инструкции указано время схватывания и полноценной просушки – оно может варьироваться от 10 минут до 1.5 часов на первом этапе, и до 5 часов на втором. Получение качественного покрытия возможно только при защите радиаторов от влаги на протяжении всего периода просушки.
Акриловые средства отличаются средней по густоте консистенцией. Они почти не оставляют подтеков и не растрескиваются. Эмаль наносится на загрунтованную очищенную поверхность в 2 слоя. В противном случае эффект не будет достигнут. Значимым недостатком средства считают слабую стойкость к механическим внешним воздействиям.
Можно ли выполнять покраску батарей в отопительный сезон?
Данный вопрос волнует многих домовладельцев, а производители, в свою очередь, удовлетворяют спрос и предлагают составы, позволяющие покрасить батареи в отопительный сезон. Несмотря на это, многие специалисты, даже те, кто продает эмали, в один голос советуют этого не делать. Не вдаваясь в подробности металловедения или химии, представим две основные причины, по которым покраску лучше отложить до весны:
1. Акриловая эмаль очень быстро высыхает. В условиях, когда радиатор горячий, она будет сохнуть прямо вслед за кистью. Это не даст возможности наложить покрытие качественно и весной грядет перекрашивание.
2. Все краски, кроме акриловой, выделяют неприятный запах. Он усиливается многократно, когда эмаль наносится на горячую поверхность. Даже распахнув среди зимы все окна, вам будет трудно находиться долго в помещении.
Чтобы обеспечить качество покраски и долговечность нового слоя, правильнее будет дождаться, когда сезон отопления закончится. Подробнее вопрос раскрыт на видео:
Силиконовые краски
Силиконовая эмаль для радиаторов отопления способна сохранять характеристики даже при сильном нагреве системы отопления. Ее изготавливают на основе силиконовой смолы, замешанной на водном или органическом растворителе. После просыхания слоя поверхность приобретает полуматовый блеск. Краску можно наносить даже на неподготовленную поверхность. Она стойка к истиранию и механическим воздействиям, отличается долговечностью. Главным существенным недостатком такой разновидности эмали считается достаточно высокая стоимость, поэтому она не пользуется такой популярностью, как другие виды.
Матовая и глянцевая краски
Любая термостойкая краска бывает матовой или глянцевой. Какую именно эмаль выбрать, зависит от качества поверхности оборудования отопления. Допустим, для чугунных батарей с шероховатыми внешними стенками лучше подобрать глянцевое средство, блеск которого частично скроет неровности. Кроме того, глянец очищается проще и дольше сохраняет свой привлекательный внешний вид. А вот матовая краска подчеркнет изъяны поверхности, она не скрывает пористость, поэтому радиаторы будут все время сильно загрязняться. В итоге через короткое время после окрашивания батарея станет не белой, а сероватой. Матовую краску сложнее наносить на любые поверхности.
Подготовка поверхности перед покраской
Если старая краска осталась целая, не имеет неровностей, и уложена она не более чем в три слоя, достаточно будет по всей поверхности пройтись мелкозернистой наждачкой. Это улучшит сцепление нового слоя краски с поверхностью. После этого поверхность обезжиривается бензином или ацетоном. Всё ещё раз хорошенько очищается, и переходят к покраске.
Если слой краски – достаточно старый и начал разрушаться, сначала нужно почистить отопительную батарею. Нужно удалить все ее слои пока не останется один металл. Сделать это можно наждачкой, дрелью со специальной насадкой или особой смывкой для краски с обжигом.
После того, как всё старое покрытие будет снято, зачищают остатки. Для этого подойдет дрель с корд-щеткой. Далее поверхности хорошенько обезжириваем и скрываем грунтовочной смесью. В качестве грунтовки для систем отопления лучше всего взять марку ГФ-021. Для наилучшей защиты лучше всего использовать смеси, предназначенные для автомобилей. Но, по большому счёту, можно применять любое средство для металла, обладающее антикоррозионными свойствами. К окрашиванию батареи переходят после того, как грунтовка полностью высохнет.
Выбор термостойкой краски
В процессе подбора эмали для металла и радиаторов отопления важно тщательно изучить информацию на этикетке. На ней может быть указано:
- Для каких поверхностей предназначено средство.
- Длительность просыхания слоя.
- Возможность использования в жилом помещении.
- При какой температуре можно эксплуатировать покрытие.
- Срок годности.
«Лакра»
Это акриловая термостойкая краска для защитного и декоративного использования. Ее универсальный состав подходит для окрашивания материалов разного типа. Эмаль для радиаторов отопления «Лакра» отличается высокой термостойкостью, поэтому внешний вид батареи будет сохранен в течение длительного времени. Если необходимо, то эмаль можно развести водой, но ее не должно быть более 5% от общего объема. Покрытие можно сделать как в один, так и в два слоя. Каждый последующий слой наносится только после высыхания предыдущего. Краска реализуется в емкостях объемом 2.4 и 0.9 литра.
«Ореол»
Краска используется для декоративно-защитного окрашивания элементов систем водяного отопления, которые работают при температуре до 120°С. Отличительные особенности эмали для радиаторов отопления «Ореол»:
- Быстрота высыхания.
- Отсутствие резкого запаха и пожелтения со временем.
- Возможность окрашивания радиаторов при их температуре до +45°С.
- Стойкость к воздействию моющих средств.
- Устойчивость к температуре до +120°С.
- Присутствие в составе ингибитора коррозии, что дает возможность наносить средство на поверхности из металла без предварительной грунтовки.
Порошковые красители
С помощью таких красителей производится окраска стальных, биметаллических и алюминиевых батарей в условиях производства. Для домашнего окрашивания она применяется очень редко из-за необходимости специального инструмента – распыляющего пистолета. Хотя некоторые службы сдают такое оборудование в аренду.
По технологии зачищенной детали передают отрицательный заряд, а порошковой краске – положительный. Для этого необходим дизельный генератор, выдающий при напряжении 25-30 кВ ток с силой в доли ампера.
Разность потенциалов позволяет равномерно распылить порошок по всей окрашиваемой поверхности. На следующем этапе выполняется полимеризация красителя, чтобы он стал жестким. Ее выполняют с помощью нагрева изделия до определенной температуры. Ее диапазон составляет от 170-200 ℃ до 350 ℃.
Нижний порог температуры можно создать тепловой пушкой, а вот для нагнетания высоких температурных показателей потребуется печь, которая постепенно прогреет изделие. Как вариант, можно использовать краску, полимеризация которой происходит под воздействием ультрафиолета. Тогда в закрытом помещении достаточно включить специальную лампу на заданное время.
Как бы то ни было, подобная технология в домашних условиях трудноосуществима. Возможно, окрашивание радиатора вам смогут сделать в оборудованной автомастерской.
Таким образом, из всех вариантов красок для радиаторов каждый сможет подобрать подходящий и наиболее доступный. Даже если это будет масляная краска – это не актуальный, но имеющий право на существование выбор.
Рекомендации по окрашиванию
Перед тем как покрасить радиатор отопления, его необходимо подготовить. Поверхность отмывают от загрязнений и просушивают, после чего ошкуривают мелкой наждачной бумагой. Перед обработкой старую краску удаляют любым доступным способом.
Специалисты говорят о том, что на сколах старого покрытия либо в местах его удаления останутся видимые углубления. Для ликвидации этого недостатка рекомендуется их зачистить и заполнить шпатлевкой по металлу. Затем после высыхания это место обрабатывают наждачной бумагой, выравнивая всю поверхность.
Второй этап подразумевает грунтовку. Эта немаловажная работа особенно нужна, когда на голый металл либо на шпатлевочный слой наносится акриловая эмаль. Марка грунта выбирается под металл. Грунтовка для дерева и иных материалов в качестве основания не используется. После нанесения грунтовки необходимо время на ее застывание. Оно указано на упаковке средства.
Последний этап – это окрашивание. За радиатором прикрывается часть стены и полы. Покрытие наносят в два слоя валиком, краскопультом или кисточкой. Самый оптимальный вариант – это краскопульт, поскольку он обеспечить проникновение краски в труднодоступные места.
Маляры рекомендуют не красить горячие радиаторы отопления, поскольку не каждая эмаль подходит для этих целей. Кроме того, запах будет сильнее, поэтому работы лучше проводить в межсезонье.
Отзывы
Все вышеперечисленные белые эмали для радиаторов отопления широко используются в строительной сфере. Одни более популярны, другие менее. Это объясняется их разными характеристиками. Многие пользователи отдают предпочтение алкидной и акриловой эмали, выделяя их стойкость к растрескиванию и истиранию, легкость ухода за окрашенной поверхностью. Кроме того, у этих видов много вариаций оттенков. Отзывы об эмали для радиаторов отопления масляной краски тоже, в основном, положительные, но отмечается скудный выбор расцветок и длительный период просыхания.
Сегодня множество производителей выпускают эмаль для радиаторов отопления без запаха, которая бывает разных типов. Широкий ассортимент дает возможность пользователям выбрать оптимальный вариант. При правильном применении эмали без запаха для радиаторов отопления можно добиться длительного сохранения привлекательного вида системы.