Автомобильный радиатор важнейшая часть системы охлаждения современного автомобиля. Оттого как она работает, зависит собственно и работоспособность двигателя в целом. Безусловно, все знают принцип работы ДВС. Он основан на череде мелких взрывов топлива в блоке цилиндров. Неудивительно, что в результате этого узлы и агрегаты всего механизма в процессе работы разогреваются до очень высоких температур и испытывают колоссальные нагрузки. Если полученную во время работы тепловую энергию своевременно не отводить из моторного отсека, то достаточно будет всего одной поездки, чтобы определенные узлы и агрегаты ДВС полностью вышли из строя. Ради того, чтобы этого не произошло и работает система охлаждения.
Виды и свойства теплонесущих жидкостей
Рабочее тело любой водяной системы — теплоноситель — это жидкость, отбирающая определенное количество энергии котла и переносящая ее по трубам к отопительным приборам – батареям либо контурам теплых полов. Вывод: эффективность работы отопления зависит от физических свойств жидкого посредника – теплоемкости, плотности, текучести и так далее.
В 95% частных домов используется обычная или подготовленная вода теплоемкостью 4.18 кДж/кг•°С (в других единицах — 1.16 Вт/кг•°С, 1 ккал/кг•°С), замерзающая при температуре около нуля градусов. Достоинства традиционного теплоносителя для отопления – доступность и низкая цена, главный недостаток – увеличение в объеме при замерзании.
Кристаллизация воды сопровождается расширением, от давления льда одинаково разрушаются чугунные радиаторы и металлопластиковые трубопроводы
Образующийся на морозе лед буквально раскалывает трубы, теплообменники котлов и радиаторы. Чтобы предотвратить разрушение дорогостоящего оборудования вследствие размораживания, в систему заливают 3 вида антифризов, изготавливаемых на основе многоатомных спиртов:
- Глицериновый раствор – самая старая разновидность незамерзающего теплоносителя. Чистый глицерин – прозрачная жидкость повышенной вязкости, плотность вещества – 1261 кг/м³.
- Водный раствор этиленгликоля – двухатомного спирта плотностью 1113 кг/м³. Исходная жидкость бесцветна, по вязкости уступает глицерину. Вещество токсично, смертельная доза растворенного гликоля при приеме внутрь – около 100 мл.
- То же, на основе пропиленгликоля – прозрачной жидкости плотностью 1036 кг/м³.
- Составы на основе природного минерала — бишофита. Характеристики и особенности этого химиката мы разберем отдельно (ниже по тексту).
Справка. Любой незамерзающий теплоноситель для отопления содержит краситель, придающий химикату отличительный цвет. Ядовитый этиленгликоль обычно окрашивается красным или желтым, пропиленгликоль – зеленым (реже – синим). Глицериновому антифризу придают розовый оттенок либо оставляют прозрачным. Подобная классификация не является обязательной и соблюдается не всегда.
«Незамерзайки» продаются в двух видах: готовые растворы, рассчитанные на определенную минусовую температуру (как правило, —30 °С), либо концентраты, которые пользователь разбавляет водой собственноручно. Перечислим свойства гликолевых антифризов, влияющие на эксплуатацию отопительных сетей:
- Низкая температура кристаллизации. В зависимости от концентрации многоатомного спирта в водном растворе жидкость начинает замерзать при температуре минус 10…40 градусов. Концентрат кристаллизуется при 65 °С ниже нуля.
- Высокая кинематическая вязкость. Пример: у воды данный параметр составляет 0,01012 см²/с, пропиленгликоля — 0,054 см²/с, разница – в 5 раз.
- Повышенная текучесть и проникающая способность.
- Теплоемкость незамерзающих растворов лежит в пределах 0.8…0.9 ккал/кг °С (зависит от концентрации). В среднем указанный параметр на 15% ниже, чем у воды.
- Агрессивность к некоторым металлам, например, цинку.
- От нагрева вещество вспенивается, при кипении быстро разлагается.
Пропиленгликолевые антифризы обычно окрашивают в зеленый цвет, а к маркировке добавляют приставку «ЭКО»
Чтобы антифризы соответствовали эксплуатационным требованиям, производители добавляют к гликолевым растворам пакеты присадок — ингибиторы коррозии и другие элементы, поддерживающие стабильность «незамерзайки» и снижающие пенообразование.
Дополнительные функции
Помимо снижения температуры работающих механизмов, охладитель должен соответствовать еще некоторым требованиям и выполнять параллельные задачи.
- Защищать металлические составляющие движка от ржавления. И это важно, поскольку при взаимодействии металлов с жидкими составами коррозия – вещь весьма возможная;
- Смазывать помповый подшипник
. Иначе от постоянного трения он будет постепенно истираться и перестанет выполнять свои функции; - Увеличивать предел, после которого жидкость закипает. Очень актуально в летнюю жару, когда моторные температуры дополняются природными.
Если вникнуть в этот перечень, станет понятно, почему заливать в радиатор воду нельзя.
Будут нарушены сразу два условия нормального функционирования: металлические запчасти заржавеют, а не смазанная помпа выйдет из строя. В безвыходной ситуации, только чтобы доехать до «места», можно ненадолго заполнить радиатор водой, однако пользоваться ею постоянно – значит запороть машину.
О плюсах и минусах гликолевых антифризов
Главное достоинство искусственных теплоносителей на основе гликолей – сохранение жидкой фазы при отрицательных температурах. Перечислим другие позитивные моменты от использования антифризов в замкнутых системах водяного отопления:
- теплоносители не содержат солей кальция и магния, образующие накипь внутри теплообменников;
- благодаря проникающей способности гликолей возникает эффект смазки движущихся деталей, шаровые краны и термостатические клапаны не закисают, арматура служит дольше;
- точка кипения антифриза 103—106 °С отодвигает момент парообразования и завоздушивания в случае перегрева твердотопливного котла;
- когда температура опускается ниже порога замерзания, гликолевые растворы превращаются в гелевую массу.
Примечание. В пункте про накипь подразумевается, что «незамерзайка» разбавлена обессоленной дистиллированной водой.
При замерзании гликолевые смеси образуют кашицу, не способную разорвать трубы и теплообменники
Разъясним 2 последних пункта. Обычная вода, часто заливаемая в систему теплоснабжения загородных домов, начинает закипать при 96—98 °С, активно выделяя пар. Если циркуляционный насос стоит на подаче ТТ-котла, паровая фаза проникает в камеру с крыльчаткой, перекачивание воды останавливается, котел перегревается окончательно. Более высокая точка кипения антифриза позволит отодвинуть момент аварии.
В отличие от воды, затвердевший на морозе гликоль не расширяется и не разрушает стенки труб. В случае замерзания пострадает единственный агрегат – насос принудительной циркуляции. Кристаллизующийся гель заклинит рабочее колесо и мотор перегорит.
К сожалению, минусов у незамерзающих веществ предостаточно:
- Этиленгликоль ядовит — требует осторожного обращения и мероприятий по утилизации раствора. Глицерин и полипропиленгликоль безвреден.
- Теплоемкость «незамерзайки» меньше на 15%. Для доставки к батареям нужного количества теплоты расход жидкости придется увеличить.
- Вязкость антифриза создает дополнительное гидравлическое сопротивление. Понадобится более мощный и дорогой циркуляционный насос.
- Хорошая текучесть – палка о двух концах. Гликоли проникают сквозь малейшие неплотности, откуда не потечет простая вода.
- Теплоносители и присадки разлагаются в процессе эксплуатации, теряя морозостойкие свойства и выпадая хлопьями осадка. Максимальный срок службы 1 заправки – 5 лет, потом делается промывка отопления и замена.
- При использовании антифризов многие производители газовых котлов лишают купленное изделие гарантии.
Гликолевые жидкости плохо совместимы с электрокотлами. Инструкции по применению различных антифризов категорически не рекомендуют заполнять «незамерзайкой» системы, работающие совместно с электролизными нагревателями. То есть, для электродных котлов типа «Галан» нужен специальный теплоноситель, разработанный указанной фирмой.
При редком стечении обстоятельств антифриз способен выделять горючий газ, прорывающийся через автоматический воздухоотводчик. Пример: источником тепла выступает электрокотел, обогревателями – алюминиевые радиаторы китайского производства. Нагрев гликоля вызывает сложную химическую реакцию и образование газа. Факт демонстрируется на видео:
Немного теории
Если кто забыл (или не знал), напомним: в основе работы двигателя лежит серия взрывов смеси из воздуха и топлива. Она-то и обеспечивает работу поршней и коленвала. Естественно, что температура в процессе микровзрывов повышается до весьма убедительной цифры в 2000°C. Ни один материал такого нагрева не переживет, поэтому двигатель должен непрерывно охлаждаться.
Видов охлаждения существует 3 штуки:
- воздушное. Самое ненадежное и малоэффективное. Если кто помнит, такое было на «Запорожцах», которые летом постоянно проветривались на обочине (с дымком) или ездили с подвязанным веревочкой капотом;
- жидкостное. Самое распространенное и наиболее действенное;
- комбинированное, в котором сочетаются и воздушное, и жидкостное охлаждение. Весьма перспективная и надежная разработка, но пока такие системы ставятся гораздо реже, чем просто жидкостные.
Какую бы машину вы ни купили, непременно там будет или второй, или, может быть, третий тип охлаждения. А значит – радиатор, куда надо залить.
{banner_content}
Новые минеральные теплоносители
Мы решили выделить описание этих жидкостей, поскольку они изготавливаются на основе природного минерала — бишофита. Вещество представляет собой магниевую соль соляной кислоты, полное название — гексагидрат хлорида магния. Производитель заявляет следующие характеристики готового антифриза, рассчитанного на минимальную температуру минус 30 градусов:
- окрас водного раствора — светло-желтый, плотность составляет 1117…1250 кг/м³;
- порог кипения — 116 °С, точка замерзания — минус 30 °С;
- удельная теплоемкость — 0.77 ккал/кг •°С (3.23 кДж/кг•°С);
- благодаря добавкам отсутствует вспениваемость и агрессивное воздействие на разнообразные уплотнители — силиконовые, паронитовые, резину EPDM и BMS;
- вещество не токсично;
- по вязкости и текучести препарат очень близок к гликолевым химикатам.
Справка. Продукт появился на рынке после 2010 года. Цена жидкости по состоянию на 2022 год — около 1 у. е. за литр готового теплоносителя (—30 °С).
По сравнению с традиционными гликолевыми аналогами минеральный антифриз выигрывает за счет высокой температуры кипения, стоимости и безопасности для здоровья. Отрицательный момент — повышенная плотность и малая теплоемкость, на 23% хуже, чем у воды.
Практическое использование теплоносителя выявило ряд недостатков, о чем свидетельствуют отзывы домовладельцев:
- Текучесть раствора чрезвычайно высока. Отмечены случаи, когда антифриз проникал сквозь паяный стык полипропиленовых труб.
- При контакте с воздухом жидкая фракция быстро испаряется, оставляя заметный солевой нарост. Аналогичные явления наблюдаются в теплообменниках и трубопроводах, куда проникли воздушные пузырьки.
- Вещество реагирует с голым металлом на сварных швах. Внутри системы образуются сталактиты из железа и соли, уменьшающие проходное сечение и засоряющие грязевики.
- В случае перегрева антифриз превращается в жижу непонятного цвета, что и продемонстрировано на фото.
Отклики пользователей об этом виде «незамерзайки» можно прочитать на известном строительном форуме: https://www.stroimdom.com.ua/forum/showthread.php?t=157650
Учитывая опыт пользователей, мы не рискнем рекомендовать минеральные антифризы к применению в системах теплоснабжения частных домов. Возможно, с течением времени производители устранят вышеозначенные проблемы и раствор хлорида магния сможет на равных конкурировать с гликолями.
Gunk Radiator Sealer Super
Цена: 627 руб.
Недешёвое, зато довольно эффективное средство в виде густой коричневой суспензии. «Суперсостав» от американского производителя Radiator Specialty Company надёжно закрывает пробоины различной величины в радиаторе и вполне применим для срочного его ремонта.
Этот герметик подойдёт как для легковых, так и грузовых автомобилей. Препарат способен восстановить алюминиевые, латунные, а также изготовленные из композитных материалов радиаторы. Однако средство в канистре объёмом 443 мл имеет и свою «ложку дёгтя» в виде токсичного вещества борат натрия декагидрат.
Преимущества:
- быстродействие;
- совместимость со всеми типами антифриза.
Недостатки:
- оставляет после себя много осадка, что может навредить изношенным или покрытым толстым слоем налёта местам прохождения антифриза;
- не следует допускать попадания препарата на кожу, в глаза или ротовую полость; высокая цена.
Выбираем «незамерзайку» для отопления
Совет номер один: покупайте и заливайте антифризы только в крайних случаях – для периодического обогрева отдаленных дачных домиков, гаражей либо зданий на стадии строительства. Старайтесь использовать воду – обычную и дистиллированную, это наименее хлопотный вариант.
При выборе морозостойкого теплоносителя соблюдайте следующие рекомендации:
- Если ваш бюджет ограничен, берите этиленгликоль любого известного бренда – «Теплый Дом», Dixis, Spektrogen Teplo ОЖ, Bautherm, Termo Tactic или «Термагент». Стоимость концентрата —65 °С фирмы Dixis – всего 1.3 у. е. (90 руб) за 1 кг.
- Если существует опасность попадания антифриза в хозяйственную воду (например, через бойлер косвенного нагрева, двухконтурный котел), либо вы сильно переживаете за экологию и безопасность, покупайте безвредный пропиленгликоль. Но учтите: цена химиката выше, готовый раствор Dixis (минус 30 градусов) обойдется в 100 руб (1. 45 у. е.) за килограмм.
- Для крупных отопительных систем рекомендуем использовать теплоноситель ХНТ класса «премиум». Жидкость изготавливается на основе пропиленгликоля, но при этом имеет повышенный срок службы – 15 лет.
- Глицериновые растворы не покупайте вовсе. Причины: выпадение осадка в системе, слишком высокая вязкость, склонность к образованию пены, большое количество некачественных изделий, сварганенных из технического глицерина.
В свете фонаря заметны мельчайшие белые хлопья — осадок технического глицерина - Для электродных котлов нужна специальная жидкость, например, ХНТ–35. Перед использованием обязательно консультируйтесь с представителем завода–изготовителя.
- Не путайте автомобильные антифризы с химикатами, применяющимися в тепловых сетях. Да, оба состава изготавливаются на основе гликоля, но пакеты присадок абсолютно разные. Охлаждающая жидкость двигателя несовместима с водяным отоплением жилого дома.
- Для открытых и самотечных отопительных систем лучше применять воду, в крайнем случае – разбавленный на минус 20 °С пропиленгликоль.
- Если разводка отопления сделана оцинкованными трубами, приобретать гликолевые смеси бессмысленно. Вещество расправится с цинком, потеряет пакет добавок и быстро деградирует.
Уточнение. Применять морозостойкую жидкость для открытой системы отопления невыгодно. Горячий антифриз станет испаряться в атмосферу через расширительный бак, «незамерзайку» придется постоянно доливать, тратить деньги. Этиленгликоль закачивать недопустимо, поскольку его пары токсичны.
На тему вредности этиленгликолевых составов ведется немало споров, в том числе на страницах строительных форумов. Не отрицая пагубного воздействия химиката на здоровье человека, обратим внимание на убедительный факт.
Домовладельцы, чьи закрытые системы смонтированы качественно, годами пользуются недорогим гликолем без малейших проблем. Послушаем мнение эксперта на видео:
Что заливать в машину?
Лучше всего то, что рекомендуется в сервисной литературе, вашего автомобиля. Но так как информация в книжке может быть устаревшей, а технологии ушли вперед, можно обратится к следующим рекомендациям:
- Зеленый антифриз G11 можно заливать, если у Вас система с алюминиевыми составляющими (радиаторы, патрубки). Алюминий больше подвержен окислению и кавитации, поэтому ему нужен надежный защитный слой присадок на стенках. Менять его нужно раз в 2 года.
- Красный G12, розовые G12+, G12++ можно заливать как в системы с медными/латунными компонентами, так и в системы, где преобладает алюминий, но для алюминия больше подойдет G11 и G12++
- Подходит абсолютно всем системам G13, который обычно окрашен в желтый цвет. Он экологичен и стойкий к времени его эксплуатации. Замена по словам производителя в раене 5 лет эксплуатации.
- Тосол не рекомендуется лить в современные автомобили, так как в качестве присадок используются не только силикаты, а и фосфаты, бораты, которые не подходят современным системам охлаждения.
Инструкция по использованию
Если ранее ваша система работала на воде, перейти на антифриз будет непросто. Теоретически радиаторы с котлом можно опорожнить и заполнить холодостойким теплоносителем, но на практике получится следующее:
- из-за меньшей теплоемкости снизится отдача батарей и эффективность обогрева комнат;
- из-за вязкости увеличится нагрузка на насос, расход теплоносителя упадет, к радиаторам придет меньше тепла;
- антифриз расширяется сильнее воды, поэтому вместительности старого бачка не хватит, в сети поднимется давление;
- для улучшения ситуации придется добавить температуру на котле, что приведет к перерасходу топлива и повышению давления.
Дополнение. После заливки жидкости гарантированно потекут старые соединения, уплотненные льном и краской.
Протекающие стыки нужно перепаковать, уплотняя резьбу сухим льном или нитью с герметиком
Чтобы отопление нормально функционировало на химическом теплоносителе, нужно заранее рассчитать либо переделать существующую систему согласно новым требованиям:
- Вместительность расширительного бака подобрать из расчета 15% от общего объема жидкости (на воде было 10%);
- Производительность насоса принимается на 10% больше, а создаваемое давление – на 50%. Поясним на примере: если раньше стоял агрегат с рабочим напором 0.4 Бар (4 метра водного столба), то под антифриз берете насос 0.6 Бар.
- Чтобы эксплуатировать котел в оптимальном режиме и не поднимать температуру теплоносителя, желательно добавить 1—3 (в зависимости от мощности) секции каждой батарее.
- Все стыки пакуйте сухим льном либо используйте качественные пасты – герметики типа LOCTITE, ABRO или «Гермесил».
- Покупая запорную и регулирующую арматуру, проконсультируйтесь с продавцом на предмет стойкости резиновых уплотнений к воздействию гликолевых смесей.
- Заново опрессуйте систему, наполнив трубы и отопительное оборудование водой.
- Запуская котельный агрегат при отрицательной температуре, настройте минимальную мощность. Холодный антифриз нужно отогревать медленно.
Совет. Общее количество теплоносителя рассчитать нетрудно — площадь проходного сечения трубы умножается на ее длину, вместительность котла и радиаторов указана в паспортах изделий. Как правильно разместить и подключить расширительный бачок, узнайте из нашей отдельной публикации.
Перед закачкой морозостойкой жидкости залейте воду и проведите испытания трубопроводов давлением, превышающим рабочее на 25%
Концентрированный теплоноситель подлежит обязательному разбавлению водой, в идеале – дистиллятом. Не замахивайтесь на чрезмерный запас морозостойкости – чем больше вы добавите воды, тем лучше станет работать отопление. Рекомендации по подготовке теплоносителя:
- Под ТЭНовые электрические и газовые двухконтурные теплогенераторы готовьте смесь на минус 20 градусов. Более концентрированный раствор от соприкосновения с нагревателем может вспениваться, на поверхности ТЭНа возникнет нагар.
- В остальных случаях смешивайте компоненты под температуру замерзания согласно приведенной ниже таблице. Пропорции указаны в расчете на 100 литров теплоносителя.
- При отсутствии дистиллята сначала проведите опыт – разбавьте концентрат в банке обычной водой. Если увидите осадок из белых хлопьев – продукт разложения ингибиторов и присадок, эту воду применять нельзя.
- Аналогичная проверка делается перед смешиванием антифризов двух разных производителей. Разбавлять этиленгликоль пропиленовым составом недопустимо.
- Теплоноситель готовьте непосредственно перед заливкой.
Соотношение концентрата и воды даны в расчете на 100 л. Чтобы выяснить количество ингредиентов для объема 150 литров, умножьте приведенные цифры на коэффициент 1.5
Максимальный срок эксплуатации любого незамерзающего вещества в трубах и радиаторах отопления – 5 лет. По окончании указанного периода жидкость сливается, производится двукратная промывка системы и заполнение свежим антифризом.
Конструктивные особенности
Для человека, который незнаком с устройством даже самого примитивного двигателя внутреннего сгорания, система охлаждения может показаться крайне сложным устройством. Однако на самом деле все не так страшно и чтобы разобраться с тем как она работает достаточно изучить лишь конструктивные особенности устройства. Состоит оно из следующих частей:
- Радиатор. Его устройство схоже с самой обычно батареей в городской квартире. Разница лишь в том, что металлические трубки, из которых состоят радиаторы для автомобилей намного тоньше и сделаны из чистой меди, именно она может стать резервуаром даже для агрессивной химической жидкости.
- Вентилятор, установлен сразу за радиаторной решеткой. Включается в тот момент, когда радиатор уже не справляется с охлаждением жидкости и создает дополнительных охлаждающий эффект с помощью потоков воздуха с улицы.
- Проводные каналы и трубки в двигателе – обеспечивает доступ жидкости ко всем элементов двигателя, которые требуют охлаждения.
- Помпы и насосы, отвечающие за движение жидкости по каналам.
- Расширительный бачок – вступает в работу когда жидкость сильно нагревается и согласно законам физики начинает расширяться. Фактически бачок принимает на себя излишки охладителя и предохраняет систему от протечки. Кстати, именно в него изначально заливают охладительную жидкость, которая будет циркулировать по системе.
Следует добавить, что в любой системе охлаждения существует малый и большой круг циркуляции жидкости. Изначально когда двигатель только запущен циркуляция идет по малому кругу. Это происходит до тех пор, пока мотор не достигнет нужной температуры, в этот момент откроются специальные перепускные клапаны и жидкость перейдет на большой круг. Именно на нем происходит, и обогрев салона, поэтому тепло в автомобиле всегда становится лишь после того, как двигатель полностью прогреется.
И еще очень важно, чтобы система работала правильно подобрать подходящую жидкость. Давайте поговорим о том, как это сделать.
Напоследок о теплоносителях для электродных котлов
Электрические водонагреватели данного типа работают по принципу «солдатского кипятильника» из двух лезвий, подключенных к сети 220 вольт. Вода одновременно служит теплоносителем и электролитом, нагрев идет за счет ее проводимости, зависящей от содержания солей магния и кальция.
Вот почему электродные котлы не работают с дистиллятом и значительно теряют мощность при недосоленной воде. Согласно паспорту отопителя «Галан», сопротивление рабочего тела должно составлять не более 3200 Ом на 1 см.
Если залить в электролизный теплогенератор обычный этиленгликоль, вещество вступит в химическую реакцию, вспенится и потеряет присадки от коррозии и образования накипи. Проблема решается 2 способами:
- Приобретается специальный антифриз, разработанный под агрегаты электродного типа. В рабочей среде растворены специальные добавки, противостоящие пенообразованию.
- Готовится солевой раствор нужной концентрации, как показано ниже в видеоролике. Такая вода начнет кристаллизоваться при более низкой температуре, хотя с антифризом по морозостойкости не сравнится.
Подготовке водопроводной воды стоит уделить внимание – пропустить через фильтр и дать отстояться в течение 1—3 суток. Неплохое решение – отдельно купить ингибитор коррозии и заранее добавить в теплоноситель для системы отопления.
Промывка системы
Промывать систему охлаждения следует не часто — раз в год или тогда, когда появляются признаки, свидетельствующие о необходимости замены антифриза.
Если необходимо долить охлаждающую жидкость в объеме порядка 30% от технологического минимума, то следует произвести полную ее замену.
Если проверка показала, что антифриз почернел или стал гуще, его меняют. Замену осуществляют и при:
- регулярном перегреве мотора;
- окончании срока эксплуатации залитого состава;
- подаче из печки холодного воздуха;
- раннем срабатывании вентилятора и его работе на повышенных оборотах;
- неудовлетворительном функционировании помпы;
- срабатывании предохранительно-спускового клапана на расширительном бачке.
Кислотосодержащие составы используют для удаления ржавчины, а щелочные для борьбы со щелочными отложениями. Работы правильно выполнять в теплую погоду. Слив осуществляется через специальное отверстие. Остатки удаляют через дополнительный выход, что расположен на днище и часто прикрыт защитной панелью.
Что можно залить для промывки системы:
- воду;
- лимонную кислоту;
- уксусную кислоту;
- молочную кислоту;
- каустическую соду;
- спецсредства (ЛАВР, LIQUI MOLY Kuhler-Reiniger, Hi-Gear Radiator Flush-7 minute).
Кислоты обычно предварительно разбавляют водой. Технология работ зависит от типа выбранного средства.
Liqui Moly
Заявленный производитель: Германия
Ориентировочная цена: 200 руб.
Металлосодержащий препарат. Осадок после сливания сиял блестками всех цветов. Явный лидер по скорости заделывания отверстий, причем, течи, прекратившись, больше не возобновлялись. Уровень остаточных отложений средний.
+ Наилучшая эффективность работы.
— Цена.
1 место. Герметик радиатора «BBF Супер»
«BBF Супер»
Заявленный производитель: Россия
Ориентировочная цена: 55 руб.
Белая эмульсия работает классически — последовательно и сравнительно быстро закрывает отверстия от меньшего к большему. Остаточных отложений совсем немного. После вскрытия на месте отверстий видны аккуратные грибки полимерных пробок. И при этом — самый дешевый состав среди испытанных!
+ Наилучшее сочетание цена/качество. Самый низкий уровень отложений.
— Не обнаружено.
Итоговая таблица (открывается в полный размер по клику):