Ход работ по установке печной задвижки в кирпичный дымоход.
- Примеряем задвижку “на земле”.
- Выпиливаем в кирпиче углубления для более точной посадки рамки задвижки.
- Монтируем кирпич с выпилами на дымоход.
- Устанавливаем задвижку.
- Вымеряем кирпичи ряда над задвижкой. Выпиливаем в кирпиче углубления для более точной посадки и прижимания рамки задвижки.
- Монтируем кирпичи с выпилами на дымоход зажимая им рамку задвижки.
1.Примеряем задвижку.
Стандартные задвижки рассчитаны на кирпич 250*120 и размер шва в 10 мм.
По факту, часто и кирпич меньше, и швы более тонкие.
Поэтому, лучше перестраховаться, всё примерить заранее.
Подготавливаем ряд кирпича на котором будет лежать задвижка.
В моём случае рамка упёрлась нижними рёбрами и не садилась в канал.
Киркой я сбил мешающие рёбра на внутренней поверхности, после этого задвижка встала на своё место.
Монтируем подготовленный ряд кирпича на дымоход.
Это обычная кладка ничем не отличающаяся от кладки корпуса печи и дымохода.
Кирпичи кладём на печную кладочную смесь.
Устанавливаем шибер на дымоход.
Желательно поставить под рамку задвижки тонкий слой каолинового или базальтового картона.
Из за высокого температурного расширения металла, между рамкой и кирпичом всегда будет образовываться небольшая щель.
Тонкая прокладка из негорючего утеплителя сможет устранить этот маленький недостаток.
Утеплитель предотвратит пропускание угарных газов между рамкой и кирпичом.
Вымеряем и выпиливаем кирпичи которые поставим над задвижкой.
Это самая сложная операция во всём процессе монтажа печной задвижки.
От того насколько точно вы сможете вымерять и выпилить углубления под рамку задвижки зависит и красота и надёжность этого узла.
Я вымеряю и выпиливаю каждый кирпич отдельно, но возможно сделать все разом.
Здесь важно ровно выпилить щель для хода языка задвижки.
Этот выпил будет видно на внешней части дымохода, поэтому стоит отнестись к нему с особым вниманием.
Монтируем кирпичи с выпилами прижимая рамку задвижки.
При монтаже сверху языка я ставлю картон.
Это нужно для того чтобы на язык не попадала кладочная смесь.
После монтажа и затвердения смеси на дымоходе картон убирается и язык свободно ходит.
Почему между кирпичами пустые швы?
Я строил эту печь под дальнейшую расшивку цветной смесью.
Плита варочная кирпичная, без духовки. Цветная расшивка.
Кладочная печная смесь и смесь для расшивки разные материалы.
Для дальнейшей качественной цветной расшивки печи и дымохода нужно выскрести шов вглубь на 1-2 см.
Я сразу оставляю шов немного незаполненным чтобы уменьшить работу при расшивке.
Печная задвижка для печи – назначение и варианты изготовления
Печная задвижка, или шибер, – очень важный элемент любой печки. Поэтому если у вас дома оборудована самодельная система отопления, то вы должна знать каждую мелочь и каждую деталь. На данном этапе стоит разобраться с печной задвижкой более подробно.
- Что такое шибер?
- Нужна ли задвижка в банной печи?
- Принцип использования
- Виды
- По конструкции
- По материалу
- Как сделать печную задвижку своими руками?
- Выдвижной шибер
- Изготовление поворотного шибера
- Как установить?
- Установка шибера в печь
- Установка на трубу
- Сколько стоит в магазинах?
- Вывод
Разберемся же конкретнее, зачем используется печная задвижка
Какой материал прочнее
Помимо структурных отличий, шиберы отличаются исходя из используемого на этапе изготовления материала. Единственно доступным решением является нержавеющая сталь. Это связано с тем, что она не деформируется под воздействием высокой температуры, а также сохраняет свой первоначальный внешний вид и характеристики даже спустя нескольких лет активного использования.
Задвижки в шиберах из нержавеющей стали от производителя Ferrum закреплены с помощью аргонной сварки на штоке длиной 8 миллиметров. Наличие армированной пружины обеспечивает конструкции надежность и долговечность.
Нужна ли задвижка в банной печи?
Безусловно нужна. Хорошая тяга в бане – залог успешного построения печи. Как утверждают эксперты, все зависит от конструкции банной печи. Если в наличие есть дымоотвод, то в нужности шибера нет никаких сомнений.
Печная заслонка используется в любых типах печи. Принцип работы у них немного похож, поэтому и заморачиваться не стоит. Шибер точно нужен. Если же только горение производиться благодаря приточному воздуху, задвижка не устанавливается. Шибер поможет вам сэкономить на топливе, выжимая из каждого захода максимум. Топливо не будет прогорать впустую.
Принцип использования
Главное правильно подобрать прибор к вашей печи и научиться пользоваться им (хоть он и очень прост). Важным нюансом есть то, что при длительном простое печи, вы должны держать шибер закрытым, чтобы избежать попадания туда посторонних элементов.
Также шибер отделяет собой утепленную часть дымохода от неутепленной. Шибер устанавливают обычно на начале трубы. В конце, где трубы хорошо утеплены, установка задвижки не рекомендуется.
Какие же мы вывели функции заслонки?
- С ее помощью регулируется тяга.
- Она защищает дымоход от перепада температур.
Несмотря на простоту конструкции существуют разные задвижки. Играют роль конструкция, материал и размеры печных задвижек.
По конструкции
- Выдвижной. Этот тип заглушки является самым удобным. Он представляет собой насадку на дымоход, в середине которой выдвижная пластина. Именно эта пластина свободно ходит в пазах дымохода. Такой тип шибера чаще всего используется в кирпичных печках. Но может быть установлен и на другие. Эта конструкция проста в установке и не требует затрат на монтаж.
Круглая печная задвижка или вьюшка
Печная задвижка круглой формы иначе называется вьюшкой. Это особая задвижка, обладающая несколько иной конструкцией, чем обычный вариант.
Вьюшка состоит из следующих частей:
- Корпуса, в виде плиты, которая может быть круглым или квадратным с круглым отверстием.
- Запорного элемента в виде диска, который закрывает отверстие и перекрывает воздухообмен в трубе.
- Управляющей части, в виде обычной рукояти в центре дисковой заслонки.
Использовать вьюшку для контролирования воздухообмена нельзя, так как снимать заслонку с пропускного отверстия нужно вручную, что в разогретой печке, вдобавок с выхлопными газами, практически невозможно. Конструкцию используют исключительно в качестве запорного элемента, зачастую в роли дополнительной заслонки для полноценного результат перед розжигом печи и после ее затухания.
Оба вида чугунных печных задвижек рекомендуется устанавливать далеко от топки.
Как сделать печную задвижку своими руками?
Задвижка для дымохода печи своими руками – не проблема. В домашних условиях, имея болгарку, аппарат для сварки и нужный материал, можно собрать как выдвижной, так и дроссельный шибер. Очень важно в таком деле соблюдать точность расчетов. Нужно, чтоб задвижка идеально вписалась в паз и смогла свободно там двигаться.
Выдвижной шибер
Ничего сложно здесь нет. Выдвижной шибер – это выдвижная рамка и само основание.
- Задвижка дымохода для печи с выдвижной рамкой требует самых точных замеров. Сначала нужно вычислить сечение внутри трубы.
- Далее, опираясь на эти замеры, вырезается рамка (чаще всего берется стальной лист), которая будет выдвигаться. На ее конце делается изгиб для более удобного управления. Все концы стоит внимательно зачистить, чтобы не было лишних неровностей.
- В зависимости от дымохода для рамки используют стальной лист, полосу или проволоку. Но для круглого дымоотвода есть свой метод. Используют два одинаковых листа метала (толщина – 2 мм) и в середине вырезают два отверстия согласно диаметру трубы. Пластинка, которая войдет в рамку, вырезается отдельно.
- Далее нужно приварить конструкцию так, чтобы дыры для трубы совпали. Между листами нужно оставить 4-6 мм свободного места.
Видео-инструкция по изготовление выдвижной печной задвижки для металлического дымохода:
Изготовление поворотного шибера
Для поворотной задвижки потребуется стальной уголок (30 на 30) и листовая сталь толщиной 2 метра.
- Сначала измеряют дымоход и делают по этим замерам рамку из уголка.
- Вырезаем деталь согласно замерам и примеряем ее к трубе.
- Берем кусок трубы с внутренней резьбой и накладываем по центру заготовки. Делаем отметки так, чтобы края трубы были короче самой задвижки на 3 мм.
- Отрезаем все лишнее.
- Делаем 3 отверстия на заготовке задвижки и привариваем к ним трубу.
- Конструкция готова (далее чуть описан процесс установки (после кирпичного варианта).
Самодельная задвижка в печной трубе имеет право на существование. Единственное, что на это дело может уйти много времени из-за количества точных замеров.
Полезная видео-инструкция по изготовлению поворотной шибера:
Делаем поворотный шибер самостоятельно
Вариант монтажа шибера
При эксплуатации дымохода может возникнуть необходимость замены шибера, а заслонка стандартного не подходит для данной конструкции. В таком случае заслонку изготавливают самостоятельно по размерам трубы.
Для работы потребуются ножницы по металлу, дрель, болгарка и сварочный аппарат.
- Из стальных уголков с размером полки 35–45 мм сваривают раму для заслонки. Размер деталей соответствует диаметру трубы.
- В раме просверливают отверстия для закрепления оси. Для шибера с прямым поворотом они располагаются в горизонтальной плоскости, а для углового – по диагонали.
- Из двух отрезков полудюймовой трубы привариваются втулки, которые обеспечивают вращение оси.
- Заслонка вырезается по величине рамки, материалом служит стальной лист толщиной 2–3 мм.
- В отверстия рамы вставляется ось, на которой будет крепиться заслонка. Вторая часть металлической детали станет ручкой для регулировки.
- Пластина вставляется в рамку и фиксируется на оси сваркой.
- Для безопасного использования между заслонкой и рамой должен остаться зазор в 1 мм.
- Чтобы обеспечить фиксацию пластины в открытом состоянии, устанавливается ограничитель.
Чертеж поворотной шиберной заслонки
Обратите внимание! Выбор модели шибера зависит от конструкции дымохода и типа отопительной системы, но его установка обязательна. Устройство позволяет регулировать уровень тяги и сохранять систему отопления в рабочем состоянии.
Как установить?
Как правильно установить задвижку на печи и как установить задвижку на печную трубу? Все просто, рассмотрим 2 случая.
Установка шибера в печь
При установке шибера в печь, нужно учитывать, что это делается во время кладки кирпича. Его ставят в начале трубы, примерно метр от поверхности самой печи. Рамка плотно вливается в конструкцию дымохода, а задвижка уже ставится после.
Установку задвижки в печь можно выполнить за три этапа:
- Дойти до 6 ряда кладки кирпича.
- В нужном месте нанести раствор и аккуратно установить туда рамку. Иногда нужно в кирпиче вырезать пазы для удобства и более простого выдвижения.
- Выровнять рамку так, чтобы она стала по линии кирпичей. Далее можно продолжать кладку кирпича.
Все щели, которые могут образоваться при установке заглушки нужно заделать раствором. В противном случае, будет потеря тяги и горения.
Установка на трубу
Шибер устанавливает также на высоте 1 метра от топки. Важно, чтобы это была неутепленная часть трубы. Тогда не создастся перепад температур при работе задвижки.
Установка на трубу также проста. Сначала крепится первая часть трубы. Стыки смазываются герметиком (стойким к температурам). Сверху конструкции (первой насадки) плотно надевают шибер. Сверху на шибер крепят вторую часть трубы. Эта вся конструкция присоединяется к утепленному дымоходу.
Таким образом дополнительно закреплять конструкцию не нужно.
Стоит сказать, что самодельные шиберы могу немного по-другому крепиться к трубе. Это уже зависит от конструкции. Пример монтажа самодельного поворотного шибера, инструкцию по изготовлению мы рассмотрели выше:
- Делаем отметку на трубе дымохода.
- Примеряем нашу заготовку.
- Вставляем шибер в трубу и вкручиваем делать с резьбой внутрь конструкции.
Разновидности шибера
Выдвижной
Шибер выдвижного типа считается самым удобным и надежным в использовании. Это гладкая пластина с небольшим продольным отверстием, движущаяся по пазам в дымоходе. Монтируется она в горизонтальном положении, сила тяги регулируется движением пластины, уменьшающим или увеличивающим сечение трубы. Данный тип задвижки предназначен для кирпичных печей, хотя может применяться и в дымоходах из стальных труб.
Шибер с пластиной
Цены на шибер выдвижной
Поворотный (дроссельный)
Поворотный шибер. Видна пластина, которая регулирует тягу
Поворотный шибер – это металлическая пластина с приваренной по центру направляющей. Устанавливается внутри дымохода, при этом конец направляющей обязательно выводится наружу. Регулировка тяги осуществляется путем вращения пластины вокруг своей оси. Такая конструкция менее надежна, поскольку со временем сварочное крепление ослабевает и заслонка отрывается. Поворотный шибер применяют в стальных дымоходах.
Установка печного оборудования
Установка печного оборудования
Его устанавливают в процессе кладки массива печи. Колосниковые решетки устанавливают ниже уровня топочного отверстия на один ряд кирпичной кладки с уклоном к топочной дверце на 25-30мм. Прорезы между колосниками должны быть направлены вдоль длины топливника. Для того, чтобы колосниковая решетка при термическом расширении не разрушала кирпичную кладку, ее укладывают относительно кирпичной кладки с зазорами не меньше 5мм, которые потом засыпают песком. Недопустимо крепить колосниковые решетки с помощью раствора.
Топочная дверца
— одной из наиболее слабых звеньев в кирпичной кладке печи. Её устанавливают с зазором 5 мм по всему периметру топочного отверстия. Герметизацию зазора выполняют асбестовым шнуром со следующим заполнением раствора глины с добавлением соли. Закрепляется топочная дверца в кирпичной кладке с помощью металлических кавычек, выполненных из листовой стали толщиной 3-4 мм или провода, который крепят с четырех сторон к рамке дверцы. Кавычки закрепляют с обратной стороны кирпичной кладки, а провод укладывают между кирпичинами и заделывают раствором. Чтобы не поднимать однородность кладки, топочная дверца устанавливала так, чтобы ее верхний ряд совпадал с горизонтальным швом.
Дверца поддувала
крепится в такой же последовательности. Чтобы она меньше испытала влияние высоких температур, ее устанавливают без зазора.
Духовой шкаф
устанавливают так, чтобы он со всех сторон обдувался горячими газами. Со стороны топки духовой шкаф облицовывают кирпичом на ребро, а сверху обмазывают глиняным раствором. Крепят его так, как и дверцу с заполнением зазоров асбестовым шнуром и раствором.
Как регулируется тяга
Регулировка – это важнейший момент эксплуатации печного оборудования. При верном контролировании данного процесса можно добиться наивысшей эффективности от устройства, а также спасти здоровье жильцов дома. Даже при тотальном перекрытии перегородки все равно остается зазор для движения отработанных газов. Ее необходимо закрывать исключительно в заключительной части топки (после завершения горения дров и образования на них пепельного слоя). Согласно требованиям пожарной безопасности, в заслонке должно быть небольшое отверстие, через которое происходит слабый газообмен.
Учитывая важность данного элемента, необходимо останавливать свой выбор на проверенных производителях. Таких, как производственная компания Феррум.
О печной задвижке: доводка и как сделать отверстие в соответствии с нормами, чтобы «не угареть»
Один из самых важных узлов в печи это задвижка основной дымовой трубы, устанавливаемая перед трубой, после того как закончились дымовые каналы конвективной системы кирпичной печи. Сегодня на рынке представлено большое многообразие их конструкций, появились так же и поворотные, заморские, которые по праву нравятся очень многим пользователям. Однако не выходит из моды и классика отечественного производства – самый распространенный вид чугунной задвижки, состоящая из рамки и «язычка». На фотографии вы сразу узнаете ее, не выходящую из моды модель, она присутствует в большинстве печей и всем знакома с детства. Печники занимающиеся ремонтом печей, бывает так же сталкиваются с такой проблемой, как заклинивание задвижки — характерно для старых печей. Это тоже прекрасный повод её не только поменять, но и доработать по уму, как говорится.
Несмотря на всю отработанность и предельную простоту ее конструкции, не меняющуюся десятилетиями, ее также можно доработать, а иногда это даже необходимо. Сегодня я не буду рассматривать случай, когда она находится в глубине массива (тела) печи, а расскажу о небольшой доработке, когда она устанавливается в непосредственной близи к дымовому каналу – в начале дымовой трубы. На фотографии начало трубы имеет сечение – так называемый «пятерик» — в один целый кирпич: 250 х 120 (без учета толщины кладочных швов). Иногда печники ставят на язычок фиксатор, что бы исключить случайное вынимание её пользователем – это разумно, когда она находится в глубине кладки, но на мой, исключительно субъективный взгляд, излишне в последнем варианте. Однако, для того, что бы хозяину было понятно, до какой степени ее надо выдвигать и при этом понимать, что дымовой канал печной трубы полностью открыт, можно, предварительно разметив, высверлить отверстие в ней, которое визуально даст понять, что канал полностью открыт. Отверстие хорошо видно на фотографии. Кстати, таким образом, решается еще одна задача – согласно действующим требованиям безопасности, для исключения отравления угарным газом в задвижках дымоходов, должно быть предусмотрено отверстие определенного сечения, которое в состоянии поставки фурнитуры заводом отсутствует. Часто печники просто срезают небольшой угол в конце язычка задвижки и поступают совершенно правильно, но при этом не решают задачу, решение которой я предложил выше.
Размер же этого отверстия, согласно действующему на данный момент Своду Правил 7.13130.2013, определен в пункте 5.9. как не менее 15 х 15 мм. Форма сечения не оговаривается, хотя понятно из указанных размеров, что это квадрат. Так же очевидно, что не возбраняется его выполнить круглой формы — попросту просверлить язычок. Эквивалентный диаметр, для подбора сверла, вы сможете определить, используя элементарные формулы, известные со школьной скамьи.
Дополнительно, можно предложить простой мнемонический приём – вы видите отверстие на задвижке, отверстие это подобие буквы «О» — что значит «Открыто» — дымовой канал трубы полностью открыт. Задвинули задвижку внутрь до упора – канал закрыт, выстуживание печи исключено. Боятся того что печь будет выстывать из-за этого отверстия так же не следует, так как оно слишком мало и когда дымовые газы после окончания протопки еще достаточно горячие, происходит эффект запирания малых отверстий из-за возросшей вязкости нагретых газов. Это известный физический эффект, который также был упомянут одной из ведущих компаний, производителем металлических печей, при обзоре и критике конструкций типа «Булерьян» — вокруг стенок топливника которых выполнены конвективные трубки, призванные служить для более интенсивного теплообмена между стенками печи и окружающим воздухом помещения. Этот режим работы печи был подвергнут сомнению, на основании анализа печных процессов методами численного математического моделирования в специальных программных средах.
Если вам пришлось по вкусу мое предложение по доработке, вы сможете осуществить его, вынув язычок и просверлив в нём сверлом по металлу отверстие согласно предварительно произведенной разметке. Чугун достаточно легко поддается механической обработке (хотя попадаются и исключения, видимо дело в конкретной рецептуре конкретной шихты на предприятии), данное усовершенствование не отнимет у вас много сил и времени. Тем не менее, при желании, где бы вы не находились — хоть в самых удаленных уголках Подмосковья, хоть в центре Новой Москвы, вы можете пригласить печника для выполнения этой и других работ по тюнингу вашей печи.
P.S. Если вы искали информацию о том, как вставить задвижку в печь — то наилучшим ответом и решением данного вопроса будет обратиться к профессиональному печнику.
P.P.S. Если вы действительно ищете профессионального печника, то рекомендую ознакомиться вот с этим разделом сайта: кладка печей
Для того, чтобы установить задвижку, лучше всего кирпичи подготовить заранее, разметив их и пропилив необходимые выборки или пазы при необходимости.
Конструкция печной задвижки и установка ее в трубу
Печная задвижка – это неотъемлемая часть любой печи, роль которой состоит в регулировании тяги в дымовой трубе, когда печь уже затопилась и при окончании топки с целью отключения печки от трубы, а также для переключения дымовых ходов в комбинированных печах. Изделие состоит из рамки и движка. Функцию свою оно осуществляет за счет перемещения движка в пазах рамки, в результате чего площадь сечения входного отверстия дымовой трубы изменяется. Это приводит к уменьшению или увеличению разрежения.
С целью максимально плотного закрывания трубы после затопки, рекомендуется установить две задвижки, одна на другой.
Конструкция печной задвижки
Печная задвижка представляет собой конструкцию, состоящую из трех частей:
- Чугунного корпуса — рамы (иногда вместо чугуна применяется сталь) с боковыми пазами.
- Запорной части в виде щитовой заслонки, благодаря движению по пазам которой происходит контролирование герметизации дымохода.
- Управляющей части на щитовой заслонке в виде рукоятки. Это обеспечивает простоту управления щитовой заслонкой вручную.
Формы задвижки должны полностью совпадать с формой дымохода, по этому параметру они бывают прямоугольными, квадратными, круглыми.
Несколько слов о прямоугольных задвижках
Прямоугольная задвижка может быть различных размеров от маленьких до самых габаритных, когда длина заслонки достигает до 600 мм. Большие варианты обычно подходят для дымоходов русской печи, каминов, барбекю и т.д. Задача конструкции та же – перекрывать поток в воздуховодах.
Самая маленькая печная задвижка имеет размеры 13х13 см, а самая большая – определяется по индивидуальным требованиям потребителя. Самый популярный размер у этих конструкций 26×13 см, так как именно такие размеры имеет дымоход обыкновенной русской печи.
Благодаря квадратным или прямоугольным печным задвижкам можно не только остановить воздухообмен в трубе, но и отрегулировать интенсивность огня за счет изменения тяги в дымоходе и пропускную способность. С этой целью просто закрывают заслонку не до конца, а потом постепенно оттягивают рукоятку на себя, тем самым контролируя равномерное горение в топке.
Круглая печная задвижка или вьюшка
Печная задвижка круглой формы иначе называется вьюшкой. Это особая задвижка, обладающая несколько иной конструкцией, чем обычный вариант.
Вьюшка состоит из следующих частей:
- Корпуса, в виде плиты, которая может быть круглым или квадратным с круглым отверстием.
- Запорного элемента в виде диска, который закрывает отверстие и перекрывает воздухообмен в трубе.
- Управляющей части, в виде обычной рукояти в центре дисковой заслонки.
Использовать вьюшку для контролирования воздухообмена нельзя, так как снимать заслонку с пропускного отверстия нужно вручную, что в разогретой печке, вдобавок с выхлопными газами, практически невозможно. Конструкцию используют исключительно в качестве запорного элемента, зачастую в роли дополнительной заслонки для полноценного результат перед розжигом печи и после ее затухания.
Оба вида чугунных печных задвижек рекомендуется устанавливать далеко от топки.
Как закрывается печная задвижка, правила эксплуатации
Эксплуатация печной задвижки сама по себе довольно простая, однако она определенно связана с некоторыми рисками, грозящими здоровью человека. Если закрыть конструкцию в еще горящей печке или если топливо полностью не сгорела, то выхлопные продукты могут проникнуть в помещение, отравляя воздух.
Поэтому использовать задвижку, которая позволяет сберегать тепло в печи дольше, следует крайне разумно, то есть закрывать конструкцию следует вовремя. Известно, что за счет чугунной задвижки, тепло в печи и, соответственно, в помещении остается на долгое время. Применение такого топлива как уголь увеличивает температуру внутри печи примерно на 60-700C.
Иногда в целях экономии топлива задвижку закрывают раньше, до полного ее сгорания, что крайне нежелательно. Ведь здоровье и жизнь человека выше любой экономии. Закрывая заслонку раньше, чем нужно увеличивается риск отравления угарным газом. Угарный газ представляет собой продукт сгорания, который является ядовитым. Поэтому чтобы избежать подобных ситуаций, нужно правильно использовать задвижку для дымохода, следуя некоторым правилам:
- Перед закрыванием обязательно нужно ворошить угольки, чтобы избежать от наличия полностью не прогоревших кусков.
- При начальном затухании угля, когда на поверхности уже не видно голубого огня, заслонку нужно слегка прикрыть, но полностью ее закрывать не рекомендуется. Ведь наличие углей не значит, что они полностью прогорели. Если возникает потребность в герметизации трубы, то это следует сделать после полного сгорания углей.
- Далее нужно открыть поддувало, чтобы образовалась тяга, и оставшиеся угли полностью превратились в золу и пепел.
Необходимость задвижек и вьюшек в дымоходе
Заслонка является неотъемлемой частью печи, которая перекрывает дымоход, после ее затопки. В комбинированных печах, например варочно-отопительных, эта конструкция позволяют переходить между дымоотводными каналами.
Заслонка, как правило, устанавливается в дымоходе при укладке печи, закрепляя несколькими рядами кирпичей. Зачастую устанавливают две задвижки, особенно в помещениях в холодных климатических условиях, когда температурные перепады более существенны, что приводит к быстрому теплообмену.
Вьюшка устанавливается в дымоход таким же образом, но применяется обычно в русских печках. Закрывается такая задвижка с внешней стороны при помощи специальной дверцы. При необходимости проветривания и охлаждения печи, все это можно организовать в условиях закрытой вьюшечной дверцы.
Конструкция печной вьюшки позволяет исключить установку дополнительной задвижки, потому как она полностью справляется с герметизацией дымоотводящей трубы. При использовании второй задвижки, ее устанавливают ниже вьюшки.
Как установить задвижку на печную трубу
Задвижку, как правило, устанавливают во время строительства и сборки печки. Процесс осуществляется в несколько этапов:
- Укладка кирпича вокруг арматуры в выбранном месте на определенной стадии возведения дымохода. При этом размеры оставленного отверстия должны полностью совпадать с размерами задвижки. Зачастую в уголках корпуса устанавливают проволоку, монтируя ее в тело кладки.
- Монтаж рамки задвижки с фиксацией верхней части с помощью цементного раствора.
- Нанесение цементного раствора по периметру рамы и проволоки толщиной около 1 см, с последующей укладкой ряда кирпичей.
- Установка задвижки в дымоход.
Обычная чугунная печная задвижка запирается щитовой заслонной, которая монтируется в корпусе рамы сквозь щель. Ее можно установить и после монтажа рамы. Заслонка у вьюшки закрывается вручную, поэтому над корпусом такой конструкции нужно установить специальную дверцу, с помощью которой можно будет управлять крышкой.
После этого продолжается укладка дымохода соответствующим образом.
Летняя заслонка и ее значение
Зачастую в печах встречается такой элемент, как летняя заслонка, которая имеет определенное назначение. Летняя заслонка применяется в каминах или русских печах, которые топятся нерегулярно или периодически с большими промежутками времени. Например, в печах в дачном или деревенском доме, когда она топится только в летний сезон.
У летней задвижки есть кое-какие конструктивные особенности и особое расположение, благодаря чему намного облегчается процесс топки после длительного охлаждения даже в самых суровых погодных условиях.
Эксплуатация данной конструкции осуществляется таким образом: Печку нужно затопить с открытой летней задвижкой, далее, когда пламя в топке разгорится, и часть дров полностью прогорит, задвижку следует закрыть для предотвращения тепловых потерь.
Печи с установленной в них летней задвижкой имеют ряд достоинств, например, выдвигая летнюю заслонку и поддувало, можно воспользоваться печкой в любое время года в качестве классического открытого камина. С помощью заслонки можно легко освободиться от лишнего тепла в помещении. Однако следует помнить, что топить такую печку рекомендуется не больше 20 минут, так как температура может намного подняться, что является особенностью таких каминов.
Зачем нужна задвижка дымохода – что такое шибер, виды, правила монтажа
Шибер – это заслонка, задвижка для дымохода печи, предназначенная для улучшения тяги в нем. Изготавливают данную деталь из металла. Ее монтируют на этапе возведения дымоходной трубы и вентиляционного прохода.
Тяга имеет большое значение для функционирования отопительного агрегата. При ее достаточной силе топливо сгорает полностью, в результате чего на него сокращаются расходы. Когда тяга плохая, в любой момент может произойти возгорание и чтобы этого не допустить, устанавливают шибер для печки или камина.
Задвижка препятствует делению механических включений, выделяемых при горении топлива, которые представляют собой газовые пузырьки и частицы. Благодаря такому свойству шибера, им пользуются при обогреве помещения газом, углем, нефтепродуктами и т.д.
Функциональное назначение шибера
Чтобы понять назначение этой детали для дымоходной конструкции, нужно разобраться с тем, что такое шибер в печи. Заслонка обеспечивает изменение силы тяги в агрегате за счет регулировки горения топлива в топке.
Этот элемент имеет немаловажное преимущество – он обладает низким сопротивлением относительно оставшихся газовых пузырьков, которые необходимо выводить наружу из помещения. Когда дымоход находится в нерабочем состоянии, тогда задвижка полностью закрыта.
У шибера имеется существенный недостаток – иногда у него отгорает сварка. Эта проблема встречается довольно часто – ее причиной обычно является пренебрежительное отношение к качеству данного изделия со стороны компаний — производителей.
Летняя заслонка и ее значение
Зачастую в печах встречается такой элемент, как летняя заслонка, которая имеет определенное назначение. Летняя заслонка применяется в каминах или русских печах, которые топятся нерегулярно или периодически с большими промежутками времени. Например, в печах в дачном или деревенском доме, когда она топится только в летний сезон.
У летней задвижки есть кое-какие конструктивные особенности и особое расположение, благодаря чему намного облегчается процесс топки после длительного охлаждения даже в самых суровых погодных условиях.
Эксплуатация данной конструкции осуществляется таким образом: Печку нужно затопить с открытой летней задвижкой, далее, когда пламя в топке разгорится, и часть дров полностью прогорит, задвижку следует закрыть для предотвращения тепловых потерь.
Печи с установленной в них летней задвижкой имеют ряд достоинств, например, выдвигая летнюю заслонку и поддувало, можно воспользоваться печкой в любое время года в качестве классического открытого камина. С помощью заслонки можно легко освободиться от лишнего тепла в помещении. Однако следует помнить, что топить такую печку рекомендуется не больше 20 минут, так как температура может намного подняться, что является особенностью таких каминов.
Технические характеристики шибера
Для изготовления шиберной задвижки для печей и каминов чаще всего используют нержавейку – сталь, наименее поддающуюся коррозийным процессам. Толщина металла должна составлять один миллиметр.
Поверхность детали шлифуют до абсолютной гладкости, у которой нет дефектов, благодаря чему ее можно без проблем очистить от налета из грязи и сажи, которые накапливаются со временем. Данное обстоятельство способствует появлению хорошей тяги в трубе дымохода, поскольку отсутствует сопротивление выходу газовых частиц.
Заслонка для агрегата способна выдерживать высокую температуру – до 1000 градусов. Благодаря тому, что деталь делают из нержавейки, из вентиляции или дымохода лучше выводится угарный газ. Шиберу не опасны перепады температурного режима.
Для чего нужна задвижка
Использование шибера позволяет перекрыть дымоходный канал после эксплуатации печи. Отверстия в этом приспособлении препятствуют полной закупорке сечения дымоотводного канала. Стоит запомнить — закрытое положение такой задвижки указывает на то, что дымоход не используется, а открытое означает начало топки.
Тяга в дымоходе – очень важный показатель, который определяет не только эффективность вывода продуктов сгорания из дымохода, но и КПД отопительной системы в целом. Поэтому регуляция тяги, осуществляемая с помощью шиберного элемента, очень важна. В случае если уровень тяги в системе превышает допустимые параметры, необходимо отрегулировать положение шиберного элемента. Такая задвижка регулирует тягу за счёт уменьшения или увеличения показателя сечения дымоотводного канала.
Помимо этого, шиберные элементы выполняют ещё одну важную функцию, которая заключается в регуляции горения продуктов в отопительном устройстве. Интенсивность горения контролируется за счёт того, что такой элемент регулирует движение воздушного потока внутри системы. Стоит отметить, что нельзя монтировать шиберные изделия в том случае, если переработка отопительного сырья производится в приборе за счёт приточных воздушных потоков.
Самыми прочными и простыми в обслуживании являются нержавеющие или оцинкованные задвижки
Как правило, такие изделия производятся из нержавеющей стали, которая обладает хорошими прочностными характеристиками. Нержавейка является резистентной к губительным коррозийным воздействиям, а также является устойчивой к активным химическим соединениям, образующимся внутри дымоотвода. Толщина шибера колеблется в пределах от 0,5 до 1 мм. Шиберы отличаются высокими показателями термоустойчивости и способны выдерживать температуру до 900 градусов Цельсия.
Полезная информация! Рекомендуется подбирать заслонки с полированной поверхностью. Полированная заслонка проще в эксплуатации, легче очищается от сажи.
Заслонка имеет вальцовочные швы и способна перекрывать довольно большую площадь дымоотводного канала (до 85 процентов). Такие характеристики сделали это изделие очень популярным среди потребителей.
Виды шиберных заслонок
Задвижка для камина или печи бывает нескольких видов:
- Выдвижная горизонтальная установка. В этом случае внутри шибера находится пластина, которая выдвигается, в результате чего изменяется размер сечения вентиляционных или дымоходных труб. Этот вид заслонок задействуют при обустройстве кирпичных дымоходов, они отличаются горизонтальным расположением. В пластине имеются специальные мелкие отверстия – они даже в закрытом положении полностью не перекрывают воздуховод. Данная особенность позволяет избежать в будущем возгораний.
- Классическая дроссельная задвижка поворотного вида. Функционирует такой шибер за счет вращательного движения внутри воздуховода. Состоит такая шиберная установка из металлического корпуса и съемного вращательного диска. В случае длительного применения он может стать неисправным, но заменить деталь будет несложно. Выполнить данную процедуру можно собственными силами. Всю конструкцию дроссельной установки классического типа даже при отсутствии определенных умений по силам сделать своими руками. Это вид шибера отличается удобным использованием, ему не требуется постоянный контроль владельца недвижимости.
- Воздушная шиберная задвижка дымохода. Относится к регулирующим деталям, контролирующим количество топлива в топочной камере. Управление рабочим процессом осуществляется автоматически.
Преимущества шиберных задвижек
Шиберные задвижки, составляющие заметную часть ассортимента многих производителей трубопроводной арматуры, обладают целым рядом преимуществ, наиболее значимые из которых приведены ниже в виде коротких тезисов.
- Шиберные задвижки отличаются малой строительной длиной, например, по сравнению с кранами.
- Устройство шиберной задвижки – относительно простое, что с одной стороны предопределяет легкость ее установки (скажем, возможность замены без врезания в трубопровод) и удобство эксплуатации, а с другой – надежность.
- Показатели надежности в значительной степени зависят от параметров рабочей среды ─ ее агрессивности, температуры, концентрации механических примесей.
- Шиберные задвижки ─ оборудование неприхотливое и не капризное, их обслуживание и ремонт не потребуют очень высокой квалификации персонала.
- Шиберные задвижки от лучших производителей, использующих при их изготовлении качественные комплектующие и современные материалы, обладают такими важными свойствами как долговечность, стойкость к износу и воздействию агрессивных сред.
- Срок службы шиберных задвижек может измеряться тремя и более десятилетиями, определяясь сроком службы корпуса. У других комплектующих он меньше, но также весьма внушителен. Например, у резинотехнических изделий – не менее 5 лет. Столько же составляет средний срок службы между капитальными ремонтами шиберной задвижки.
- Отсутствие застойных зон и способность к самоочистке позволяют не задумываться о шлаках и грязи.
- Важный параметр ─ минимальное гидравлическое сопротивление среды. Например, у шиберных задвижек производства компании АРМАТЭК коэффициент гидравлического сопротивления составляет не более 0,3 при полностью открытом ноже.
- Шиберные задвижки обладают уникальными техническими возможностями, включая быстродействие и высокую герметичность. В т. ч. герметичность самого высокого класса А по «ГОСТ Р 54808-2011. Арматура трубопроводная. Нормы герметичности затворов».
Технические параметры и широкий диапазон функциональных возможностей ─ исчерпывающий все потребности спектр размеров, значений давления и температуры ─ делают шиберные задвижки поистине универсальной трубопроводной арматурой, востребованной в самых разных областях технологий.
Монтаж задвижки дымохода своими руками
Установить заслонку для камина или отопительного агрегата можно одним из трех способов:
- Монтаж шибера осуществляется непосредственно в каминной топке. Его размещают на расстоянии 100 сантиметров от отопительного устройства, что позволяет им легко управлять.
- Объединение шибера с иными элементами отопительной конструкции без использования дополнительного крепежа. Данный метод монтажа получил название «труба в трубу».
- Шиберную заслонку устанавливают в вентиляционных трубах. Ее применяют, чтобы двигатель вентилятора не перегревался во время его работы.
Монтаж необходимо осуществлять в закрытом положении шибера, чтобы не допустить лишней нагрузки на двигатель.
Поскольку существует многообразие моделей печных агрегатов и каминов и отопление с их использованием выполняют различным образом, для каждого из них требуется свой вид задвижки.
Например, для печи, функционирующей на газу, потребуется классическая дроссельная заслонка поворотного типа или поворотный автоматический шибер, поскольку они способны перекрывать дымоходную трубу полностью и тогда пламя не сможет вырваться наружу.
При этом поворотные задвижки не следует устанавливать при обустройстве банной печки, поскольку они в закрытом виде будут пропускать пар, а в открытом положении их очень тяжело отчистить.
Как правило, шибер для камина или печного агрегата продают в полной комплектации вместе с дымоходом. Но бывают дымоотводящие конструкции без заслонки, поэтому ее можно сделать своими руками, покупая элементы для нее в строительном магазине. Основное, что следует сделать перед тем, как их приобретать, это определиться с необходимыми размерами.
Лучше покупать задвижки, произведенные из нержавеющей стали. Основная часть шиберной установки – это обечайка. В составе шибера имеется несколько обечаек.
Необходимость задвижек и вьюшек в дымоходе
Заслонка является неотъемлемой частью печи, которая перекрывает дымоход, после ее затопки. В комбинированных печах, например варочно-отопительных, эта конструкция позволяют переходить между дымоотводными каналами.
Заслонка, как правило, устанавливается в дымоходе при укладке печи, закрепляя несколькими рядами кирпичей. Зачастую устанавливают две задвижки, особенно в помещениях в холодных климатических условиях, когда температурные перепады более существенны, что приводит к быстрому теплообмену.
Вьюшка устанавливается в дымоход таким же образом, но применяется обычно в русских печках. Закрывается такая задвижка с внешней стороны при помощи специальной дверцы. При необходимости проветривания и охлаждения печи, все это можно организовать в условиях закрытой вьюшечной дверцы.
Конструкция печной вьюшки позволяет исключить установку дополнительной задвижки, потому как она полностью справляется с герметизацией дымоотводящей трубы. При использовании второй задвижки, ее устанавливают ниже вьюшки.