Печь, какой бы классной и качественно сделанной она ни была, рано или поздно выходит из строя. Запас прочности любых материалов конечен – особенно, когда речь идет про экстремальные температуры. К кирпичной печи для дома это также относится.
В огромном количестве загородных домов установлены печи и дымоходы из кирпича. И чаще всего первой из строя выходит именно печурка.
Сегодня мало кто начинает заново класть кирпичную печь. Это довольно дорого и хлопотно по сравнению с современными альтернативами. Да и найти добросовестного печника-профи еще нужно постараться.
Поэтому счастливый обладатель загородного дома сталкивается с вопросом, который уже успел стать классическим: «Можно ли подключить новую печь в старый кирпичный дымоход?». Смятения добавляет и тот факт, что все соседи вокруг обзаводятся симпатичными сэндвич-дымоходами. Вдруг для новых печей подходят только они – а старая кирпичная труба уже ни на что не годна?
Ничего подобного – в кирпичный дымоход можно подключать новые печи. Вот только чтобы сделать все грамотно, нужно понимать несколько моментов.
Рассказываем, каких именно.
С чего начать: подготовительный этап работ
Работу начинают с внимательного осмотра строения в районе потолка. В старых домах русские печи, как правило, возводили вместе с домом и использовали их в качестве дополнительной потолочной опоры. Приступать к демонтажу можно только убедившись в том, что кровля не опирается на дымоход, а ее конструкция не нарушится после разборки каналов.
Отжившая свой век печь
Демонтаж печи – грязная и пыльная работа. Если приходится выполнять ее не на этапе капитального ремонта, необходимо вынести из помещения все, что возможно, а оставшиеся предметы мебели накрыть пленкой. Также можно соорудить что-то типа занавесей из плотного полиэтилена, отгородив нужный участок от остального помещения.
Самые простые способы удаления
Выбор оптимального способа удаления побелки с потолка зависит, в первую очередь, от общей площади помещения, в котором будет проходить работа. Если его квадратура небольшая, вполне подойдёт традиционный сухой способ.
Сухой
Шпатель является самым простым и действенным средством в борьбе с устаревшей побелкой
Он требует использования широкого металлического шпателя, благодаря которому слой за слоем можно будет счищать побелку с потолка. При этом все возникающие неровности можно будет сглаживать наждачной шкуркой. Преимущество этого способа – в простоте и отсутствии необходимости приобретать дополнительные средства удаления старого покрытия. А недостатки – в трудоёмкости, длительности и огромном количестве пыли.
Тем не менее, от них можно избавиться:
- надев на шпатель специальный короб. Его можно приобрести в строительном магазине вместе с самим шпателем или скребком или же сделать самостоятельно. Уникальность такого приспособления в том, что оно позволяет избежать оседания пыли на всех поверхностях. Заменить его можно любым контейнером.
- прибегнув к помощи шлифовальной машинки. Она позволяет ускорить процесс удаления побелки без потери качества и идеально подходит для больших площадей.
- постепенно нанося воду распылителем или мокрой губкой на слои побелки. После того как они пропитаются, их можно будет легко удалить шпателем, избежав, таким образом, появления облака пыли. В данном случае можно будет заменить шпатель скребком.
При выборе данного метода не стоит замачивать всю площадь потолка сразу. Гораздо разумнее разделить её на несколько участков и обрабатывать их по очереди. Как правило, процесс намокания слоя побелки занимает 5-10 минут.
Этот способ лучше использовать в маленьких помещениях или в помещениях с небольшим слоем побелки во избежание появления большого количества грязи. Между тем, её возникновение тоже можно предотвратить, просто протирая набухший слой побелки влажной тряпкой.
- «простучав» равномерно обычным молотком по старой побелке, особенно, если она известковая и толстая. Облупившиеся куски легко снимаются шпателем.
Мокрый
На протяжении многих лет мокрая губка остается одним из самых популярных инструментов для удаления побелки
Орудия труда: необходимые инструменты
Набор инструментов для демонтажа кирпичной кладки зависит от состава, используемого для строительства раствора. Вот перечень орудий труда, которые, вероятнее всего, будут нужны для работы:
- тяжелый молот или кувалда,
- лом,
- кирка,
- зубило,
- перфоратор,
- стальные клинья.
Работать рекомендуется в респираторе, а для защиты рук использовать перчатки. Одежду лучше выбрать ту, которую не жалко выбросить. Во время разборки будет лететь не только пыль, но и сажа, а отстирать ее очень проблематично.
Незначительные проблемы
Отопительные системы следует регулярно осматривать. Это позволит вовремя обнаружить мелкие дефекты и своевременно отремонтировать печку в доме, не дожидаясь серьезных разрушений. Существует несколько типов небольших неполадок. Со всеми ними можно справиться своими руками. Для этого понадобятся инструменты — мастерок, молотки, отвес, рулетка, уровень, емкость для приготовления ремонтных смесей.
Отсутствие тяги
Такой дефект может возникать по разным причинам. Чаще всего тяга пропадает из-за нарушения правил эксплуатации. Например, печь давно не использовалась, и в дымоходе образовалась пробка из холодного воздуха.
Интересное видео реставрации старой печи своими руками:
Также причиной поломки могут быть:
- Недостаточный приток воздуха. При недостатке кислорода дрова гореть не будут.
- Слишком сильный ветер на улице, провоцирующий обратную тягу.
- Дымоход основательно забит сажей.
При отсутствие тяги можно попытаться решить проблему простыми способами или же чистить дымоход
Избавиться от воздушной пробки очень просто. Нужно лишь запалить дрова не бумагой, а резиной или сухим горючим. До устранения дефекта использовать специальные жидкости для розжига запрещено.
Если забит дымоход, то сначала растапливается топка, а затем в нее бросается горсть крупной соли. Важно не забыть сразу же закрыть заслонку. После этого комья сажи вылетят в трубу.
При неэффективности этого способа придется чистить дымоход вручную через выбивные кирпичи. Определить их можно по особому расположению — они всегда немного выступают из общей кладки.
Нарушение герметичности швов
Обнаружить дефект проще простого: в помещение поступает дым, а на кладке появляются пятна копоти. Ремонт печки начинается с выявления точного месторасположения дефекта. Для этого ее нужно основательно протопить и пометить места повреждений.
Если комната наполнилась дымом, это может свидетельствовать о появлении трещин в стенках
Ремонтные мероприятия выполняются в следующем порядке:
- Швы размачиваются обычной водой и расчищаются в глубину на несколько сантиметров.
- Стены вокруг дефекта тщательно промываются с помощью щетки. Воду в процессе уборки нужно несколько раз поменять.
- Готовится раствор из песка, глины, соли и асбестового волокна. Получившаяся масса должна иметь среднюю вязкость. Можно и не делать раствор, а приобрести в готовом к использованию виде.
- Швы заполняются приготовленной смесью и уплотняются. Важно затереть все имеющиеся пустоты.
После ремонта швам нужно просохнуть. В это время пользоваться печью нельзя. После высыхания стенки конструкции можно оштукатурить или обложить плиткой.
Уложить выпавший кирпич самостоятельно не составляет особого труда
В старых отопительных приборах нередко выпадают или прогорают кирпичи. Повреждение кажется серьезным, но ремонт кирпичной печи будет несложным. Проблемное место вычищается, смачивается и закрывается глиняной лепешкой. Затем готовится новый кирпич. Он также смачивается и обмазывается таким же раствором, как для ремонта швов. Новый блок укладывается на место старого и надежно фиксируется.
.
Полезная информация
Проще всего работать с постройками, сложенными из глины, которая делается податливой после предварительного размачивания. В зависимости от прочности кладки, в работе задействуют подходящий инструмент, например, зубило и молоток. Острие нужно направлять в кладочные швы – это не только упростит работу, но и уменьшит количество мусора, а также поможет сохранить стройматериал для последующего использования.
Сложнее всего разобрать цементную кладку, в этом случае размачивание швов не поможет. Для демонтажа в горизонтальные швы кувалдой вбивают стальные клинья, нарушая их целостность. После этого ряд за рядом разбирают кладку, используя для работы перфоратор, а если такого инструмента нет, то орудуют ломом.
Грязный салонный фильтр
Забитый салонный фильтр сильно влияет на работу кондиционера летом, но может сказаться причиной, по которой не греет печка зимой. Хорошо, когда фильтр расположен в доступном месте (например, за пассажирским бардачком) и меняется регулярно. Но иногда он запрятан глубоко в недрах центральной консоли, и автовладелец даже не знает о его существовании. В результате вместо фильтра там образуется «грядка» из пыли, листьев и насекомых.
Регулярная замена салонного фильтра важна не только для отопителя, но и для здоровья людей, ведь пассажиры дышат воздухом, проходящим через него. Автопроизводители рекомендуют менять салонный фильтр каждые 10 000 км пробега. А если вы часто ездите по пыльным грунтовым дорогам, то интервал замены нужно сократить в два раза.
Как разобрать печную трубу
Чаще всего в одноэтажных домах труба выходит из печи и выводится наружу через потолочное перекрытие и кровлю. Реже встречаются сложные дымооборотные каналы, расположенные в стенах здания. Иногда можно встретить внешний дымоход, возвышающийся рядом со стеной.
Демонтаж начинают с трубы
Проще всего демонтировать трубу, выходящую из печи. Металлическую трубу не составит труда снять, предварительно расшатав ее в разные стороны.
Если труба сложена из кирпича, ее аккуратно разбирают по кирпичику, продвигаясь сверху вниз и стараясь не повредить перекрытия и стены. Начинают демонтаж с участка, возвышающегося над кровлей. Для кладки внешней части трубы в раствор всегда добавляют цемент, поэтому работать здесь будет тяжелее, чем с другими участками. Еще сложнее разобрать оштукатуренный кирпич, но добавить сил должно то, что дальше работа пойдет быстрее и проще.
Завершив разборку внешней трубы, плавно переходят на чердак. Но сначала закрывают образовавшееся отверстие в крыше листом кровельного железа или кроют крышу тем же материалом, которым закрыта вся кровля. Чтобы штукатурка на потолке не обвалилась, рекомендуется по периметру трубы сделать штробы со стороны комнаты. Швы, выполненные из песчано-глиняного раствора, легко разбиваются стамеской и молотком.
Часть трубы на чердаке
Требования к облицовочным материалам
Печь — это такое сооружение, материалы которой работают в экстренных условиях. Облицовка не исключение. Есть определённые требования для отделочного материала печи. Он должен:
- Выдерживать высокие температуры.
- Обладать свойством высокой теплоотдачи.
- Быть устойчивым к механическим повреждениям.
- Иметь хорошую сцепку со скрепляющим раствором.
- Быть привлекательным и обладать эстетичным внешним видом.
Специалисты рекомендуют облицовывать печи кирпичом, керамической плиткой (терракотовой или майоликой), изразцами или натуральным камнем (мрамором, базальтом, песчаником, сланцем и гранитом). Ещё в последнее время стало популярным использование талькохлорита и искусственного камня. Некоторые прибегают к самым простым способам, таким как оштукатуривание или покраска.
Фотогалерея: красивые печки
Можно комбинировать разные типы облицовки
Покраска печи и нанесение узоров может стать экономичным вариантом украшения
Отделка кирпичом выглядит очень эстетично
Отделка керамической плиткой делается чаще всего
Облицовка печи изразцами сделает её неповторимой
Натуральный камень в отделке печи выглядит очень статусно
Особенности демонтажа стенок печи
Завершив работы на чердаке, переходят к демонтажу печи в доме. Не нужно спешить снимать дверки – лучше плотно закрыть их, чтобы предотвратить попадание в помещение сажи. Некоторые неопытные мастера допускают распространенную ошибку и пытаются ускорить процесс, разбивая кладку внизу конструкции – этого делать нельзя, так как тяжелая кирпичная постройка может рухнуть и повредить перекрытие пола.
Другая ошибка, которую также совершают непрофессионалы, желающие ускорить процесс, – вынос печи из помещения без разбора кладки. Действительно, если очаг стоит на фундаменте и первый ряд выполнен без раствора, это возможно. Но стандартная печка весит несколько тонн, поэтому поднять ее и вынести, не уронив, могут только несколько человек. При этом нужно правильно нести груз, чтобы конструкция не развалилась по пути. Учитывая то, что за время эксплуатации, кладка значительно ослабевает, риск того, что печка рухнет и нанесет ущерб полу, очень велик.
Лучше действовать медленно, порядно разбирая стенки, двигаясь по кругу. Если конструкция обложена плиткой, сначала придется избавиться от облицовки при помощи перфоратора. Штукатурку можно полностью не снимать, но расчищать ее в местах швов придется. Естественно, чем меньше печь и проще конструкция отопительного очага, тем быстрее пойдет процесс.
Конструкцию разбирают ряд за рядом
При работе с русской печью сложности возникают при демонтаже свода – здесь рекомендуется подложить лист железа и сделать подпорки, чтобы конструкция раньше времени не рухнула. Свод лучше всего разбирать с задней стенки.
Если печь имеет отдельный фундамент, то его также следует демонтировать. Кирпичное или каменное основание несложно разрушить ломом, а бетонную плиту разбивают отбойным молотком.
Прежде чем приступать к самостоятельному демонтажу печи в доме, рекомендуется взвесить все выгоды и риски. Иногда вызвать профессионала со спецтехникой дешевле, чем устранять последствия самостоятельных попыток.
Как промыть радиатор печки, не снимая его
Приготовьте всё необходимое
Практически всё, что понадобится для очистки, можно найти в любом гараже, докупить в ближайшем авто- и бытовом магазине.
- 150–200 г лимонной кислоты;
- ведро на 8–10 л;
- ёмкость для слива антифриза;
- шланг длиной около 3 м;
- хомуты;
- провода;
- сеточка, марля или капрон;
- вода;
- антифриз для доливки;
- насос для перекачки;
- кипятильник или плита;
- гаечные ключи;
- отвёртки.
Разберитесь с сутью процесса
Принцип промывки радиатора печки заключается в следующем. Отопитель отсоединяется от системы охлаждения и к нему подключается насос с шлангами. В отдельной ёмкости растворяется и подогревается химия, а затем с помощью насоса промывочная жидкость циркулирует через радиатор. Это позволяет растворить и вымыть всю скопившуюся грязь.
Чтобы мусор опять не попадал внутрь, на выходе его собирают и удаляют с помощью импровизированного фильтра из марли или старых капроновых колготок. Затем радиатор промывается чистой водой и штатные шланги системы охлаждения устанавливаются на место.
Снимите клеммы с аккумулятора
При снятии патрубков радиатора, возможно, придётся отсоединить несколько разъёмов проводки. Поэтому во избежание ошибок системы управления лучше обесточить бортовую сеть, сняв клеммы с аккумулятора. Сначала минусовую, затем — плюсовую.
Предварительно убедитесь, что отопитель установлен на максимальный нагрев. Если управление осуществляется с помощью крана, то в закрытом положении он будет блокировать проток жидкости и мешать промывке.
Слейте охлаждающую жидкость
Отопитель заполнен антифризом. Чтобы жидкость не вытекла на пол, когда будете снимать патрубки, её нужно слить в заранее приготовленную ёмкость через пробку на основном радиаторе.
Поскольку печка — не самая низкая точка системы, сливать можно не весь антифриз, а лишь часть. При должной аккуратности это получится сделать прямо через патрубки во время снятия.
Снимите патрубки с радиатора печки
Найдите и отсоедините два тонких патрубка, которые идут в салон. Они находятся между двигателем и перегородкой моторного отсека. Обычно их легко обнаружить, но если не получается или боитесь ошибиться — сверьтесь с документацией к авто или поищите в интернете.
Затем просто ослабьте прижимные хомуты и снимите трубки, вращая из стороны в сторону. Будьте готовы к тому, что из них вытечет ещё немного охлаждающей жидкости.
Подключите шланги и насос
Возьмите любые подходящие по диаметру шланги (обычно диаметром 16 или 18 мм), наденьте на трубки отопителя и зафиксируйте хомутами. Свободный конец одного из шлангов соедините с насосом, второй обмотайте марлей и опустите в ёмкость для промывки. Также наденьте на насос небольшой отрезок шланга для забора жидкости.
Должна получиться примерно такая схема, как на фото. В качестве насоса удобнее всего использовать дополнительную помпу отопителя от «Газели», которая дёшево продаётся в любом автомагазине. Из других вариантов — циркуляционный насос от котла или дачный насос для полива.
Приготовьте и подогрейте промывку
Для очистки от грязи и накипи используются специализированные средства, реагенты для очистки канализации, каустическая сода и обычная лимонная кислота. Последняя наиболее безопасна и при этом не менее эффективна.
Возьмите 5–6 л воды и засыпьте 150–200 г обычной лимонной кислоты, хорошо размешайте и подогрейте раствор. Нагревать можно с помощью кипятильника, на электроплите или от газовой горелки. Для максимального эффекта температура воды должна быть не менее 75 °C, а лучше — близкой к кипению.
Запустите насос
Заполните заборный шланг насоса раствором, быстро окуните трубку в ёмкость и включите насос, подав питание. После этого начнётся процесс промывки: жидкость будет циркулировать, сливаясь в ведро и опять поступая из него в радиатор.
Если отопитель забит слишком сильно, поначалу вода будет вытекать из него слабой струйкой. Затем по мере воздействия раствора напор увеличится.
На полную промывку уходит от одного до нескольких часов в зависимости от состояния радиатора. Если загрязнения сильные, то, возможно, придётся сменить раствор на свежий.
Главное, каждые 15–20 минут менять направление циркуляции, переставляя местами шланги на насосе. Это поможет вымыть максимальное количество грязи.
Когда на выходе из радиатора хорошим потоком пойдёт относительно чистая вода, промывку можно считать завершённой.
Промойте радиатор водой
По окончании процесса нужно смыть остатки лимонной кислоты, чтобы она позже не смешалась с охлаждающей жидкостью в системе.
Для этого достаточно прогнать через радиатор несколько литров дистиллированной воды. Слейте остатки раствора, ополосните ёмкость, а затем наполните водой и запустите насос, как в предыдущем шаге.
Залейте антифриз
После всех манипуляций струёй воздуха удалите остатки воды из радиатора и отсоедините промывочные шланги. Установите на их место штатные и зафиксируйте хомутами.
Ещё раз всё проверьте и убедитесь, что пробки закрыты. Далее залейте антифриз, который сливали ранее, а при необходимости добавьте новый — чтобы уровень в расширительном бачке соответствовал норме.
Удалите воздушные пробки
При снятии патрубков и промывке в системе охлаждения неизбежно образуются воздушные пробки. Со временем они выйдут сами, но из‑за них отопитель может работать с перебоями, поэтому лучше избавиться от воздуха сразу.
Для этого нужно заехать на эстакаду или крутую горку, чтобы поднять радиатор авто как можно выше, и несколько раз хорошенько нажать на газ. В этот момент будет слышно бульканье внутри отопителя, которое прекратится после выхода пробок.
Подготовка
Работа по демонтажу печи пыльная и грязная. Мебель и вещи с комнаты нужно вынести или закрыть пленкой. Если ремонтные работы пола не планируются или он новый, его стоит тоже накрыть.
Прежде чем разобрать кирпичную печь, нужно осмотреть ее дымоход. Он может быть железный или из кирпича. От того какая конструкция печи, зависит технология ее разбора. Если печь старая, то есть вероятность, что ее дымоход используется в качестве опоры для потолка. Так делали раньше, сооружая русские печки одновременно с домом. Если это так, то самостоятельно разобрать не получится. Тут нужен специалист.
Вернуться к оглавлению
Подготовка
Работа по демонтажу печи пыльная и грязная. Мебель и вещи с комнаты нужно вынести или закрыть пленкой. Если ремонтные работы пола не планируются или он новый, его стоит тоже накрыть.
Прежде чем разобрать кирпичную печь, нужно осмотреть ее дымоход. Он может быть железный или из кирпича. От того какая конструкция печи, зависит технология ее разбора. Если печь старая, то есть вероятность, что ее дымоход используется в качестве опоры для потолка. Так делали раньше, сооружая русские печки одновременно с домом. Если это так, то самостоятельно разобрать не получится. Тут нужен специалист.
Серьезные неполадки
Иногда разрушения кирпичной кладки настолько серьезные, что для восстановления работоспособности отопительной системы придется полностью заменить отдельные ее части. Чаще всего мастерам приходится менять футеровку топливника, состоящую из шамотного кирпича.
Если имеются серьезные неисправности, стоит доверить ремонт специалистам
Если повреждения не носят глобального характера, то справиться с задачей можно прямо через окно топки. Для реставрации нужно использовать огнеупорную смесь. Ею тщательно замазываются все дефектные участки.
При серьезных повреждениях придется заменить часть кирпичей. Делать это нужно в следующей последовательности:
- Заранее приготовить ремонтную смесь.
- Размочить и удалить старый раствор на том участке, где будет осуществляться замена кирпича.
- Удалить поврежденные элементы футеровки.
- Освободившиеся места тщательно очистить, смочить водой и смазать ремонтной смесью.
- Установить новый шамотный кирпич и тщательно замазать швы огнеупорным раствором.
При замене отдельных элементов футеровки нужно следить за тем, чтобы новый кирпич был однороден со старым. В противном случае из-за разницы в теплорасширении разрушение защиты печи продолжится.
Полностью заменить шамотный кирпич в топливнике можно, только полностью разобрав стенку. Это сложная работа, которую нельзя выполнять без опыта, поскольку есть риск серьезно повредить основную кладку.
Также к серьезному ремонту можно отнести починку дымохода и перевод кирпичной печи на другой вид топлива. В первом случае придется перебрать кладку и заново оштукатурить ее. Во втором — нужно будет полностью переделать топливник.
Средние дефекты
При более серьезных повреждениях, чтобы починить печку, придется приложить больше усилий. Возможно, понадобится укрепление отдельных элементов конструкции.
Щели вокруг топки
Этот элемент постоянно подвергается физическому воздействию и температурным перепадам. Со временем вокруг него появляются щели, опасные тем, что угарный газ из топки может начать проникать в помещение. Чтобы не случилось беды, важно своевременно отремонтировать кирпичную печь. Речь идет об уплотнении поврежденных мест.
Щели необходимо заделать как можно быстрее, во избежание попадания угарного газа в комнату
Действовать нужно в следующем порядке:
- Тщательно очистить поверхность вокруг дверцы.
- Удалить весь старый раствор.
- Очищенную поверхность загрунтовать термостойким клеем.
- Уложить вокруг дверцы асбестовый шнур. Он будет выполнять роль теплозащиты и предотвратит разрушение глиняного раствора в дальнейшем.
- Закрыть щели с помощью ремонтного раствора.
После реставрации пользоваться печкой нельзя в течение 24 часов. После этого нужно хорошенько протопить ее и проверить надежность крепления дверцы.
По точно такому же принципу устраняются щели вокруг варочной плиты. Разница лишь в том, что шнур из асбеста можно заменить другими огнеупорными материалами.
Укрепление каркаса и замена колосника
При появлении щелей по всему периметру печи потребуется укрепить ее стенки. Самый надежный способ — полностью перебрать кладку, но для многих людей такая работа не по силам, поэтому можно прибегнуть к стягиванию каркаса металлической проволокой.
Стяжка проводится следующим образом:
- Во внешних стенках печи штробятся горизонтальные каналы глубиной не больше 20 мм.
- По штробам протягивается проволока.
- Необходимое качество стяжки обеспечивается бородком. Действовать нужно осторожно, чтобы не повредить проволоку.
После выполнения работ стена оштукатуривается или облагораживается любым другим способом.
После завершения ремонта, печь можно оштукатурить или облицевать по вкусу
При замене колосника следует обратить внимание на то, что между ним и стенками печи нужно оставить зазор. Новый элемент не должен отличаться по размерам от старого. После установки колосниковой решетки зазор между нею и кирпичными стенками нужно засыпать песком.