Особенности устройства вентиляции в погребе гаража


В подвальных помещениях, где хранятся овощи и другие запасы продовольствия, особенно важно наладить воздухообмен. В противном случае помещение может отсыреть, и продукты придут в негодность. Многие обустраивают под хранилище погреб гаража, и о вентиляции в нём забывать не стоит: это может привести не только к сырости из-за скопления конденсата, но и к полному разрушению всей постройки.

Владельцы гаражей часто стремятся использовать каждый квадратный метр земли, которая им принадлежит. Именно с этой целью под землёй оборудуется погреб, подвал для хранения ценных вещей или заготовок на зиму. Мало кто задумывается, что нужно обеспечить подходящие условия для поддержания стабильного микроклимата в этом помещении. Однако даже в гараже с подвалом правильная вентиляция необходима.

Обеспечив оптимальный обмен воздуха, можно избежать многих негативных последствий. К ним относятся:

  • Образование конденсата на стенках. Из-за этого влажность в погребе возрастает, что приводит к появлению плесени и грибка, портящих находящиеся в помещении вещи. Если же это происходит в месте хранения овощных или фруктовых запасов, они рискуют очень быстро испортиться.
  • Верхняя часть гаража намного быстрее остывает, чем подземная, поэтому в подвале будет всё время жарче, чем над землёй. Это может привести к накоплению влаги внизу, её испарению и подъёму в гараж. За этим последует порча автомобиля или мотоцикла, а также хранящихся рядом с ними инструментов.
  • Порой в гаражах хранят то, что дома причиняло бы слишком много неудобств: различные горюче-смазочные материалы и химические средства. При их испарении выделяются токсичные вещества, опасные для людей. Если они накопятся в помещении, человеку грозит отравление и даже смерть. Обустройство правильной вентиляции помогает избежать этой угрозы: свежий воздух из окружающей среды будет поступать постоянно, разбавляя концентрацию токсинов, а сами они смогут постепенно выветриваться.

Поэтому, хотя и может казаться, что установка вытяжек и вентиляторов в нежилом помещении — излишняя роскошь, без них не обойтись. Их отсутствие может привести ко многим нежелательным последствиям, которые сведут на нет преимущества от использования дополнительного пространства.

Особенности зимней вентиляции гаража

В большинстве случаев вентиляция гаража зимой обустраивается на основе температурной разницы между «внутренней» теплотой прогреваемого помещения и «внешним» ходом замерзающей окружающей среды. Причем с точки зрения энергетической эффективности воздухообмена такой базис выглядит очень привлекательно – естественная вентиляция будет работать как бы сама по себе, без потребления энергии.
Однако с позиции функциональности «температурное» проветривание может оказаться недостаточным, вследствие низкой скорости оттока воздушных масс, что приведет к накоплению конденсата водяных паров на автомобиле и стенках гаража. Ведь пропитанный влагой корпус транспортного средства проржавеет буквально за пару-тройку сезонов.

Машина стоит в гараже

Поэтому в данной статье мы постараемся найти компромисс между скоростью и энергетической эффективностью вентиляции гаража в холодное время года.

Внутреннее утепление гаража

Вентиляция может не справиться с конденсатом – возможно, нужно будет утеплить гараж изнутри, чтобы изменить расположение точки росы. Для этого выбирают влагостойкие материалы с низкой теплопроводностью. Большинство гаражей в России утеплено пенопластом, хотя его современные аналоги пенополистирол или пеноизол толще и утепляют лучше.

Для утепления гаража не рекомендуется использовать минеральную вату и другие волокнистые материалы, которые намокают, теряют свои свойства и неизбежно приводят к локальным катаклизмам в гараже.

Alexb4Участник FORUMHOUSE

Утеплял потолок в гараже минватой, чего вам не посоветую. При перепаде температуры на плите перекрытия скапливался конденсат, а как только затапливали печь, все это начинало течь вниз. Минвата отсыревала, толку от нее не было.

При утеплении гаража следует помнить, что:

  • Пенопласт и его производные монтируется на обрешетку, на нее же крепятся листы финишной обшивки.
  • Нет смысла монтировать теплоизоляцию во влажном и холодном помещении, поэтому перед началом работ гараж прогревают тепловой пушкой или строительным феном.
  • Теплоизоляция не будет как следует работать без герметизации стыков между материалами. Одна из причин появления конденсата – плохая заделка швов.
  • В кирпичных гаражах и гаражах из ракушняка стены утепляют с двух сторон. В металлическом гараже наружного утепления не делают.

Как устроена типовая вентиляция гаража?

При обустройстве вентиляции помещения гаража используется классическая приточно-вытяжная схема с продольным перемещением воздушных масс. Потоки воздуха движутся от ворот к противоположной стене, «заходя» в гараж сквозь отверстия в створках или приточные клапаны и «выходя» из помещения сквозь вытяжку, обустроенную под потолком или в зоне притолоки.

Побуждение потока происходит либо за счет разницы высоты расположения приточного и вытяжного клапана, а равно и температуры воздуха в гараже и снаружи, либо за счет использования механического напорного узла – вентилятора, встраиваемого в вентиляционный канал.

При этом по-настоящему сильная вентиляция в гараже возможна лишь в случае механического побуждения потока. В свою очередь, абсолютно бесплатная (в эксплуатации) вентиляция возможна лишь в случае естественного побуждения потока воздухообмена.

Однако помимо эффективности и дешевизны для того и другого варианта характерны и прочие достоинства и недостатки. И дабы приблизиться к пониманию идеи оптимальной конструкции вентиляционной системы нам придется изучить как положительные, так и отрицательные стороны естественной и принудительной вентиляции.

Плюсы и минусы естественной вентиляции

Для естественного побуждения притока нам придется высверлить в нижней части створки гаражных ворот множество 1,5-сантиметровых отверстий. Причем общее число таких «каналов» должно равняться количеству квадратных метров площади гаража. Например, для площади 20 «квадратов» нужно не менее 20 отверстий.

Естественная вытяжка вынуждает обустроить в верхней части противоположной воротам стены гаража вентиляционное отверстие, площадь которого равняется сумме площадей 1,5 сантиметровых каналов.

Обустроенная подобным образом вентиляция демонстрирует следующий набор достоинств:

  • Отсутствие потребности в подпитке электроэнергией. Нет вентилятора – нет и счетов за электричество.
  • Минимальный уровень пожарной опасности. Нет электродвигателя – не и риска искрения с последующей детонацией паров бензина.
  • Отсутствие потребности в обслуживании системы. Нет движущих частей – нет и ремонта.

Вместе с тем, практически идеальная в летнее время естественная вентиляция в гараже, зимой превращается в источник очень серьезных проблем, поскольку холодное время года обнажает следующие недостатки подобной схемы:

  • Зависимость пропускной способности от проницаемости приточного или вытяжного канала. Зимой 1,5-сантиметровые отверстия в створке «зарастут» инеем буквально за одну-две недели, остановив процесс воздухообмена.
  • Зависимость тяги в канале от погодных условий. Сильный снегопад попросту закроет и приточные каналы, и вытяжную трубу.
  • Недостаточную производительность системы, рассчитанной на хранение относительно «сухого» автомобиля. Ведь зимой на транспортное средство может налипнуть до 100 килограмм снега, которые растают в теплом гараже и напитав воздух избытком влаги, для утаения которого нужна по-настоящему мощная вентиляции.

Как видите: естественная схема воздухообмена идеальна только летом, а зимой ее эффективность сомнительна.

Достоинства и недостатки принудительной вентиляции

Для принудительного побуждения воздухообмена нам понадобится особый вентилятор с защитой от искрения якоря. Он встраивается в приточный и вытяжной канал, монтируясь снаружи гаража – такая схема размещения поможет снизить риск детонации паров бензина.

Принудительная вентиляция в гараже

Подобная схема компоновки наделяет вентиляционную систему следующими достоинствами:

  • Принудительная система откачает из гаража любой объем воздуха, обеспечивая любую кратность воздухообмена.
  • Каналы для воздухообмена остаются чистыми в любых условиях, поскольку высокая скорость воздуха затрудняет процесс образования пробки из инея. То есть принудительная вентиляция гаража зимой не зависит ни от погоды, ни от температуры.

Однако практика применения напорного оборудования гарантирует наличие следующих проблем:

  • Зависимости процесса воздухообмена от наличия электроэнергии в сети. Нет электричества – нет и вентиляции.
  • Необходимости оплачивать перерасход электроэнергии. Даже самый слабый вентилятор «съест» не менее 10 кВт в сутки.
  • Необходимости организовывать периодическое обслуживание или замену вентиляторов. Рано или поздно сломается даже самый надежный агрегат.

Проще говоря: эффективность принудительной системы зависит от денег и работоспособности напорного оборудования. Нет денег – нет и вентиляции.

Комбинированная зимняя вентиляция в гараже – баланс функциональности и эффективности

Комбинированный вариант воздухообмена предполагает естественный приток и механическо-естественный отток воздуха. То есть мы обустраиваем естественную вентиляцию, дополняя ее вытяжную ветвь напорным узлом.

Воспользовавшись этой схемой, владелец гаража получит следующие преимущества:

  • Минимальное энергетическое потребление при максимальной производительности.
  • Минимальный риск пожара – вентилятор закреплен на стену снаружи.
  • Возможный переход на энергосберегающий режим естественной вентиляции.

В итоге безупречно работает даже вентиляция погреба — в гараже зимой и летом полно свежего воздуха, продувающего помещение снизу доверху.

Разумеется, у этой схемы есть определенные недостатки, например, та же зависимость от электричества. Но в данном случае «минусы» конструкции нивелируются суммарными «плюсами» естественной и принудительной схемы вентиляции.

Поэтому комбинированный вариант воздухообмена можно считать практически идеальным решением проблемы вентиляции гаража в зимнее время. Ну а летом вы сможете переключить свою систему на дешевый естественный воздухообмен, сэкономив немалые средства.

Способы улучшения естественного вентилирования

Не применяя механические инструменты усиления воздухообмена, добиться стабильного обновления атмосферы в помещении гаража можно двумя способами – нагревом вытяжной трубы и установкой на ней дефлектора.

Прогрев вытяжного канала

Прогретый воздух легче холодных воздушных масс, поступающих через приточный воздухозаборник. Стремясь к наивысшей точке, он выходит через вытяжной вентканал, заменяясь свежим воздухом снаружи – давление внутренней (в гараже) и внешней (на улице) атмосфер должно сравняться.


Выстраивая естественную вентиляцию в автобоксе, достаточно следовать рекомендациям данной схемы

Чтобы улучшить прогрев воздуха в верхнем слое атмосферы внутри холодного гаража, нужно выкрасить вытяжной канал черным. В итоге стенки воздуховода поглотят максимальное количество солнечной энергии и будут нагревать воздух внутри канала, побуждая его интенсивнее двигаться вверх.

Планируя естественную вентиляцию с учетом черного окраса, не следует осуществлять теплоизоляцию вентканала. Однако для метода «прогрев лампой накаливания» теплоизолировать вытяжной воздуховод крайне необходимо.

С осени в гараже становится холодно. Для автомобиля это не проблема, но для приточно-вытяжной вентиляции – очень плохо.

Если горячий двигатель первый час после заезда в бокс еще послужит источником тепла для воздуха, то спустя пару часов в неотапливаемом гараже установится температура, практически равная уличной. И естественная вентиляция перестанет действовать.


Ветровой поток обдувает дефлектор (схема а), воздух из канала вытяжки делится на несколько направлений (схема б). При этом возникают множественные зоны пониженного (-) и повышенного (+) давления

Сохранить воздухообмен и предотвратить обледенение вытяжного канала (в нем будет накапливаться конденсат) позволит обычная 40 ваттная лампа накаливания.

Достаточно подвесить ее патрон под проемом вертикального канала вытяжки и оставить включенной. Тепла, генерируемого лампой, хватит для движения воздуха на скорости 0,2-0,4 м/с.

Причем канал воздуховода обязательно нужно обернуть теплоизоляционным материалом и убедиться, что в утеплитель не поступает влага. Тепла от лампы накаливания немного, на полную длину вытяжной трубы его может не хватить и воздух быстро остынет.

Заметим, что применение люминесцентных или светодиодных ламп улучшению воздухообмена не способствует – они генерируют значительно меньше тепловой энергии. Пригодны только лампы накаливания.

Установка вентиляционного дефлектора

Это устройство способствует увеличению вытяжной тяги до 20% без применения каких-либо механических приспособлений – за счет образования зоны низкого давления у оголовья воздуховода.

Основываясь на законе Бернулли, дефлекторы меняют движение потоков воздуха благодаря своей конструкции (сечению).


Параметры элементов дефлектора ЦАГИ привязаны к диаметру вытяжного вентканала. Цифрами на схеме обозначены: оголовок вытяжки (1); стакан диффузора (2); внешний корпус (3); стойки колпака (4); колпак (5) (+)

Ветер вынужден огибать изогнутый корпус дефлектора, что приводит к образованию миниатюрных зон относительного вакуума, побуждающих массу воздуха в трубе двигаться вверх.

Конструктивно вентиляционный дефлектор (на примере проекта ЦАГИ) состоит из таких элементов:

  1. Диффузора (стакана), имеющего форму усеченной конической трубы. Узкой стороной он одевается на вытяжную трубу. Способствует установлению разницы воздушного давления и усилению тяги.
  2. Колпака (зонта), предохраняющего канал воздуховода от проникновения летучего мусора и атмосферных осадков.
  3. Внешнего корпуса, имеющего цилиндрическую форму. Создает зоны низкого давления путем рассечения ветрового потока.

Тип дефлектора ЦАГИ широко используется для усиления естественной тяги вентиляционных труб в России. Наряду с ним известны тарельчатые, флюгерные, Н-образные и ротационные дефлекторы.

Кстати, отечественные вытяжки естественной вентиляции особенно часто оборудуются дефлектором Григоровича.

Эффективность работы вытяжных дефлекторов любой конструкции прямо связана с атмосферными условиями, а именно — наличием ветра.

То есть, при сильном ветре это устройство развивает максимальную тягу в системе естественной вентиляции, а при безветрии совершенно не работает.


Определяющим моментом является близость конька кровли. Чем он ближе к трубе, тем выше ее следует поднять (+)

Дефлектор способен не только улучшить тягу, но и предотвратить «закупорку» вытяжной трубы при сильных ветрах, преодолеть которые слаботочная естественная вентиляция не в силах.

Кроме того оборудованный дефлекторным устройством вентиляционный комплекс наиболее защищен от опрокидывания тяги.

Обращаем внимание на потребность поднятия оголовья вытяжки, оснащенной дефлектором, над плоскостью крыши на полметра и более. Действуют также условия расположения в части близости кровельного конька, рассмотренные на схеме выше.

Особенности зимней вентиляции в погребе

Чтобы сохранить в хорошем состоянии продукты в подвале, необходимо учитывать такие параметры как температура и влажность. Если для обеспечения первого из них, необходимо утепление стен, потолка и дверей, то для избавления от сырости, должна быть сделана качественная вентиляция погреба зимой. Налаженная циркуляция воздуха, будет положительно влиять на микроклимат не только подвального помещения, но и того, которое размещено над ним, например гаража.

Рекомендации по созданию системы вентилирования

Во время создания системы вентилирования в гараже необходимо соблюдать определенные правила, от выполнения которых зависит эффективность ее работы

Также это важно по той причине, что благодаря выполнению всех правил воздуховод может служить достаточно долго. Установка воздуховодов позволяет сохранить автомобиль и гараж в хорошем состоянии, поэтому не стоит пренебрегать проведением таких работ

Перед началом работ важно правильно рассчитать, какой вариант циркуляции воздуха подходит для определенного помещения. Во время этого процесса необходимо вычислить диаметр устанавливаемых воздуховодов

Только при правильном расчете воздуховод будет эффективно удалять загрязненный воздух. На каждый квадратный метр гаража необходимо увеличивать диаметр на 15 мм. Важно помнить о том, что высота трубы над крышей гаража должна составлять не меньше 50 см. Если это правило не будет соблюдено, вентиляция может работать менее эффективно (если устанавливается система естественного воздухообмена).

Если вы выбрали метод естественного вентилирования гаража, стоит учитывать правила аэродинамики. Согласно им, приточная труба должна быть установлена невысоко. Часто ее располагают на высоте около 15 см над полом. Чтобы защитить приточное отверстие от грызунов и попадания мусора, стоит установить вентиляционную решетку.Вытяжка при создании системы естественного вентилирования должна находиться на противоположной стене на небольшом расстоянии от потолка. В таком случае она будет эффективно удалять воздух из помещения.

Если вы желаете установить принудительную вентиляцию, стоит использовать моноблок. В таком случае приточная система и вытяжка образуют единую систему. Моноблоки позволяют поддерживать в помещениях оптимальную температуру и фильтруют поступающий в помещение воздух. Перед тем как сделать вентиляцию в гараже в стене в бок, стоит создать схему расположения воздуховодов. В таком случае ошибиться во время проведения работ будет достаточно сложно.

  • Как устранить конденсат в гараже
  • Какой лучше увлажнитель воздуха
  • Вентиляция гаража с подвалом + схема
  • Вентиляция в овощной яме в гараже

Какое вентилирование подходит для погреба в зимний период?

Если подвал небольшого размера(обычно 5-7 м²), то эффекта от работы естественного вентилирования для хорошей сохранности овощей и консервирований в холодную пору года, будет вполне достаточно.

Особенности воздухообмена зимой характеризуются повышенной тягой, которая уменьшается с наступлением потепления на улице.

Суть естественной вентиляции состоит в наличии двух труб: вытяжной и приточной. Край первой устанавливается под потолком, и через нее выходит наружу легкий теплый воздух, а вторая должна заканчиваться внизу, недалеко от пола, и при помощи данного канала осуществляется приток.

Естественная вентиляция может быть упрощена до сооружения с одной трубой — вытяжной. Также может быть еще более экономичный вариант, когда оборудуют в наружной стене отверстие, и заслоняют его решеткой-жалюзи.

Если погреб расположен в большом помещении, то произвольная вытяжка может не дать желаемого результата. Тогда на помощь придет принудительная вентиляция для нормализации влажности воздуха. Отличается она от естественного проветривания в применении вентиляторов. Безотказно действует данная циркуляция и в безветренную погоду.

Существует еще один метод принудительной вентиляции. В верхней части вытяжки, располагают турбину(вращающийся дефлектор), которая создает дополнительную тягу.

Потоки воздуха приводят ее в движение, и вращают вентилятор, усиливающий вытяжной эффект.

Перед установкой вентиляции у владельцев погреба может возникнуть вопрос, на каком виде остановиться. Дело в том, что если площадь относительно небольшая, то установка принудительной вытяжки может принести вред хранящимся продуктам: слишком активное проветривание может пересушить овощи и они потеряют свои свойства.

В подземном помещении

Подземные помещения всегда требует особого внимания, так как они в большей степени подвержены воздействию влаги. Повышенная влажность не только портит хранимые вещи, но и разрушает саму конструкцию. Поэтому создание вентиляционной системы в подвале/погребе/смотровой яме является необходимостью. Вентиляция для подвала бывает двух видов – принудительная и естественная.

Рассмотрим как именно следует устанавливать в гараже вентиляцию своими руками:

  1. Естественная:

Установить естественную систему будет проще всего. Её основа – вентиляционный канал.


Ширина канала составляет один кирпичили бетонный блок, укладываемый на боковину.

Как было сказано выше, естественная вентиляция состоит из приточной и вытяжной трубы.

Это верно и для подвальной вентиляции. Разница лишь в том, что вентиляционные каналы подземного помещения включены в общую систему вентиляции гаража.

То есть выход воздуха осуществляется через общую для всего гаража трубу.

Приточный канал же обеспечивает связь между подземным помещением, гаражом и внешней средой. Из подвального притока воздух будет поступать внутрь всего гаража. Установка двух приточных каналов не требуется.

Система труб создает перепад давления, и воздух начинает циркулировать сам. Чтобы воздушный поток был сильным, трубы следует ставить в противоположных концах подвала.

Приточная труба находится на уровне 30-50 сантиметров от пола (подвала), вытяжная – в 20 сантиметрах от потолка (гаража). Подходящим сечением труб является 100-250 см². Но точные расчёты следует сделать самому. Результат будет зависеть от размеров помещения и климата.

Сделав расчёты, можно приступать к монтажу. В первую очередь крепят вытяжной канал. Конец трубы должен быть расположен на 50 сантиметров выше уровня крыши. Затем устанавливают приток, он выходит на улицу. На концы трубы необходимо установить сетку, которая будет защищать от крупного и мелкого сора. Более дешевым аналогом трубам является шибер.

Принудительная:

Принудительная система для подземных помещений несколько сложнее естественной, но принцип расположения труб остается таким же. Главное отличие – применение механических устройств. Два вентилятора необходимо вставить в полость двух вентиляционных каналов. Вместо вентиляторов можно использовать диффузор-флюгер или дефлектор.

СПРАВКА: Диффузор-флюгер устанавливают на вершине приточного канала. Дефлектор создает массу разреженного воздуха, тем самым искусственно изменяя давление.

Устройство монтируют на самом верху вытяжки. Еще один способ – использование лампочки. В полость трубы монтируют лампочку. Во включенном состоянии она излучает тепло, и тем самым создает перепад давления.

Самый дорогой и качественный вариант принудительной вентиляции – модульный. Потоком воздуха управляет специальный контроллер. Но процесс установки достаточно сложный и стоит такая система дорого. Лучше всего модульный вариант подойдет большим подвальным помещениям.

Читайте о том, как сделать в гараже стеллажи, полки, верстак и подъемник для автомобиля.

Правила монтажа естественной вентиляции

Идеально, когда монтируется вытяжка при постройке погреба, но если устройство своевременно установлено не было, то это не критично. Каждому хозяину будет под силу оборудовать это нехитрое сооружение в своем подвале.

Перед тем, как начать сооружать естественную вытяжку, стоит ознакомиться с некоторыми рекомендациями:

  1. Перед приготовлением к установке вытяжной и приточной труб, следует позаботиться об утеплителе для них. Это делается с целью избежания образования инея, а затем — конденсата. Особое внимание следует уделить именно вытяжной трубе. Чтобы она не закупоривалась наледью ее следует хорошенько утеплить снаружи. Можно использовать специальный пенополистирол для труб.
  2. Для приточной трубы лучше использовать конструкцию без изгибов или с минимальным их количеством, еще она должна быть без сужений и расширений.
  3. Необходимо, чтобы выведенная наружу приточка, имела защиту от попадания в нее снега. Также стоит побеспокоиться о сеточке на верхней кромке трубы, которая предотвратит проникновения грызунов.
  4. Чтобы равномерно в погреб поступали и уходили воздушные массы, диаметр приточной и вытяжной труб, должен быть одинаковым.
  5. Для защиты от переохлаждения подвала зимой, в трубах следует расположить раздвижные заслонки. В это время года необходимо дозировано вентилировать помещение, чтобы не переохладить содержимое погреба, и таким образом не принести продуктам вред вместо пользы.

Зная эти важные нюансы, можно будет приступать к оборудованию естественного вентилирования.

Чтобы смонтировать вентиляцию в погребе, необходимо проделать 2 отверстия в противоположных сторонах потолка. Трубы вставляют в отверстия по-разному, в зависимости от выполняемой функции каждой из них. Конец вытяжной фиксируют под потолком (на высоте 1,5-2 м над полом), а над зданием она должна возвышаться на 30-50 см. Приточная труба располагается в 30 см от земли. В роли вентиляции можно использовать обычные канализационные пластиковые трубы. Оптимальный их диаметр является 100-250 см2.

Когда площадь подвала маленькая, то заменой двум трубам, может быть одна, но двухканальная с ветроулавливателем с верхнего края.

Проверить, качественно ли работает вентиляция в погребе, можно с помощью обычного источника огня (спичек или зажигалки). Зажженное пламя должно при поднесении его к нижней кромке одной из труб активно отклоняться, что будет обозначать наличие движения воздуха.

Полезные советы и рекомендации

Тефлектор – это приспособление, которое устанавливают над вытяжным воздуховодом и применяющееся для усиления скорости потока в нем за счёт так называемого эффекта Бернулли, что повышает эффективность вентиляционной системы. По принципу действия дефлектор может быть стационарным (неподвижным) либо вращающимся (ротационным).

Турбодефлектор – это улучшенный и имеющий гораздо более высокий КПД вариант обычного дефлектора, проще говоря – это одно из названий ротационной турбины. Фактически же это обычная крыльчатка, устанавливающаяся на верхний срез вытяжного воздуховода.

Он способствует удалению отработанного воздуха из помещения гаражного бокса естественным образом.

Действует турбодефлектор используя только законы физики, без применения механических устройств, затрат на электроэнергию или топливо. Как уже отмечалось, влажность в гараже играет важную роль, и ее устранение – важнейшая задача вентиляционной системы. Турбодефлектор – это оригинальная, дешевая и очень эффективная деталь вытяжного воздуховода, помогающая наладить правильный и эффективный воздухообмен в гаражном боксе.

Принцип работы турбодефлектора – пассивно используя движение воздушных масс, он создаёт область пониженного давления, способствуя притоку воздуха и повышение тяги в воздуховоде. Действует он вне зависимости от ветра, его силы и направления.

Способность его крыльчатки вращаться в одну и ту же сторону исключает опрокидывание тяги и повышает эффективность воздухообмена в вытяжке.

Можно отметить, что это еще и дополнительная защита от попадания осадков, посторонних предметов в воздуховод.

Форма крыльчатки и корпуса изделия варьируется в соответствии с эстетическими пожеланиями владельца. Срок его службы при правильном обслуживании – более 10 лет.

Разумеется, кроме преимуществ, турбодефлектор не лишен и определённых недостатков:

  • Более высокая цена устройства, что зависит от материала, из которого он изготовлен.
  • При отсутствии потока воздуха в воздуховоде в зимнее время года лопасти могут останавливаться и покрываться инеем и льдом.
  • Правила технического обслуживания турбодефлектора просты и элементарны. Частое ТО ему не требуется.

Худшее, что может с ним произойти – прекращение движения лопастей крыльчатки по причине отсутствия потока воздуха или перекоса и заклинивания подшипников.

Подведем некоторые итоги.

  • Монтаж вентсистемы в гараже любого типа необходим. Она позволяет сохранить и продлить срок службы авто, снижает влияние вредных испарений топлива, масел, химических веществ в закрытом пространстве на здоровье человека.
  • Выбрать необходимо один из различных типов вентиляции – естественная, принудительная/механическая, комбинированная, в зависимости от цели использования гаража.
  • Утепление пола поможет избежать появления конденсата на стенах и потолке гаража, сделанного из металла. Его сначала покрывают рубероидом, затем следует бетонная стяжка и сверху застилают линолеум.

О тонкостях устройства вентиляции в гараже смотрите в следующем видео.

Все нюансы обустройства вентиляции погреба в гараже зимой

Нередко погреб для хранения продуктов располагается под гаражом. В этом случае он также должен иметь вентиляцию. Вытяжной канал монтируют так, чтобы он проходил сквозь гаражное пространство и сквозь крышу. От высоты трубы зависит сила тяги. Если кровля гаража оборудована коньком, то кромку трубы следует продлить выше его.

Вентиляция погреба в гараже зимой требует периодической проверки тяги. Необходимо осматривать трубу насчет обледенения, и вовремя его устранять. А может сложиться такая ситуация, что будет капать с вытяжного устройства конденсат, тогда на нижние кромки труб следует установить съемную емкость. Жидкость нужно вовремя выливать.

Утепление вытяжного и приточного каналов так же актуально, как и в предыдущем случае. Трубы полностью следует окутывать теплоизоляционным материалом.

Монтаж притока воздуха в подвале и гараже можно совместить. Одно отверстие делится на 2 рукава, первый из них опускается в погреб. Как уже было рассмотрено, трубы в помещении располагают в противоположных углах.

Если необходимо уменьшить процент влаги в воздухе, в дополнение вытяжки ставят тару с адсорбентом. Это может быть стакан риса или соли, а бывает и тормозная жидкость.

Нюансы проветривания смотровой ямы

Для обеспечения комфортных условий работы смотровую яму можно оборудовать качественным освещением, разного рода полками, предназначенными для хранения оборудования, и, разумеется, вентиляцией. Вкратце выясним, как это все должно выглядеть.

Если вытяжка в помещении уже наличествует, то вы можете просто протянуть соответствующие трубы в смотровую яму. Что касается диаметра воздуховодов, то он в данном случае может составлять около 10-ти сантиметров. Труба, подающая воздух, должна заканчиваться практически у самого дна ямы, вторую же зафиксируйте с противоположной стороны, отступив от верхнего края тоже сантиметров на 10.

Важность вентиляции в гараже зимой

Тем людям, которые хранят свой автомобиль в гараже, следует позаботиться о хорошем проветривании этого помещения. Особенно важно это обеспечить в зимний период. Вентиляция в гараже зимой позволяет сберечь транспортное средство от пагубного воздействия влаги, образованной конденсацией воздушных масс.

В зимний период очень важно установить в гараже эффективно работающую систему вентиляции

Необходимость воздухообмена в гараже вызвана и еще несколькими причинами. В теплом гараже, где хранятся горюче-смазочные материалы, в воздухе скапливаются токсичные испарения. Они опасны для здоровья человека и требуют удаления.

Комбинированная схема


Здесь устанавливается вытяжное устройство
Комбинированная вентиляция представляет собой (если так можно выразиться) расширенный вариант предыдущей схемы, а её применение позволяет избавиться от всех описанных ранее недостатков. По эффективности она, конечно же, уступает чисто механической (вытяжной) схеме, считающейся самым затратным вариантом. И, тем не менее, её выбор можно рассматривать в качестве компромиссного решения, устраивающего всех желающих иметь надёжную и не слишком дорогую вентиляцию.

Отличительной особенностью этой схемы является использование в ней приточного канала, построенного по принципу естественной вентиляции совместно с вытяжным устройством механического типа. Для её обустройства вам необходимо будет приобрести не очень дорогой вентилятор соответствующей мощности, а также специальные коммутационные устройства, обеспечивающие его подключение к гаражной электросети.

Специалисты считают, что при обустройстве вентиляции в стандартном гаражном строении среднего размера в вытяжном канале могут использоваться электрические вентиляторы мощностью порядка 100–150 Ватт. Их производительности вполне достаточно для того, чтобы обеспечить необходимую эффективность работы всей системы. Единственный активный узел комбинированной системы монтируется, как правило, на утепленном участке воздуховода (поблизости от стены или непосредственно на ней).

Что касается недостатков рассматриваемой нами системы вентиляции, то при их оценке лучше всего исходить из следующих соображений:

  • Во избежание переохлаждения гаража в зимний период рекомендуется использовать в приточном канале систему задвижек, регулирующих объёмы поступающего воздуха.
  • Зависимость функционирования системы от электросети, а также необходимость периодического обслуживания оборудования следует считать платой за возросшую эффективность воздухообмена.
  • Для исключения необходимости постоянного контроля работы устройства вы можете слегка усовершенствовать его электрическую схему. Сделать это можно введением в схему питания вентилятора специального термостата, обеспечивающего работу устройства в автоматическом режиме.

Необходимость вентиляции в гараже

Вентиляция гаража зимой очень важна. Из-за разницы температур на морозной улице и в тёплом герметично закрытом гараже, на поверхностях стен и мебели образовывается конденсат. Длительное влияние влаги пагубно сказывается на строении и всех предметах, расположенных в нем.

Деревянные полки и шкафы для инструментов начинают гнить, бетонные покрытия трескаться и покрываться плесенью, а корпус машины и ее детали страдают от коррозии. Часть влаги испаряется, но из-за герметичности строения влага не покидает его пределы. Именно поэтому открывая гараж в зимнее время, многие владельцы машин чувствуют сырость. Летом же – заметна влажная прохлада.

Без вентиляции в любое время года, транспортное средство подвергается большой опасности.

А при условии зимней непогоды со льдом и снегом, человек сам может навредить строению, автомобилю и самому себе. После поездок очень часто на колесах, капоте, и крыше транспортного средства остается снег, в этом случае лучше использовать трубчатые снегозадержатели на крышу. Попав в условия тёплого гаража снег начинает таять.

Поэтому целесообразнее создать качественный воздухообмен, затратив на это немного денег, чем через несколько лет проводить капитальный ремонт автомобиля. Разница стоимости этих работ отличается в несколько раз.

Коротко о главном

Гараж нуждается в продуманной вентиляционной системе, ведь недостаточный или неэффективный воздухообмен способен сделать помещение некомфортным и для машины, и для ее владельца. Исправить ситуацию можно, организовав естественную, принудительную или смешанную вентиляцию.

Устройство естественной вентиляции считается наиболее простым вариантом, не требующим финансовых вливаний и особых навыков. Начинать следует с расчетов минимально допустимого диаметра труб, способного качественно вентилировать помещение заданного размера. Если в гараже есть смотровая яма или подвал, система несколько видоизменяется.

Типы вентиляции

Для зимних морозных условий, характерных для отечественной территории, вентиляция должна быть максимально эффективной.

При большой разнице температур внутри и снаружи помещения процесс конденсации происходит в разы интенсивнее, чем в летний период. Поэтому следует подбирать вентиляцию с самым высоким КПД. По строительным нормам СНИП, это относится к показателю кратности воздухообмена.

Достичь желаемого проветривания и избавиться от пагубного влияния влаги можно, используя такие типы вентиляции:

  • естественную;
  • принудительную;
  • комбинированную.

Решив подобрать подходящую вентиляцию для частного гаража, следует уделить внимание преимуществам и недостаткам всех доступных ее разновидностей. К тому же, не менее важна и стоимость материалов и оборудования, которые могут применяться в процессе монтажа.

Самый бюджетный вариант – естественная вентиляция. Она функционирует благодаря законам физики. Необходимая для проветривания тяга образуется из-за разности температуры воздуха внутри и снаружи помещения. Но, чтобы осуществить такое явление, следует позаботиться о правильном расположении вытяжного и приточного отверстий.

С гаражами, которые имеют сквозные вырезы в воротах, провести монтаж вентиляционной системы будет проще. Эту щель можно использовать как приточное окно. Остается только подобрать подходящее место под вытяжку. Но, не стоит забывать, что даже этот простой выбор имеет свои особенности, которые влияют на качество воздухообмена в гараже.

Инструменты и материалы

Чтобы сделать работу быстро, подготовьте заранее нужные материалы и инструменты:

  • Мощный перфоратор;
  • Угловая шлифмашинка;
  • Теплоизолирующий материал и герметик;
  • Решётки для защиты выходов каналов от грязи;
  • Трубы из пластмассы или металла необходимого диаметра.

Кроме того, в зависимости от конструкции, возможно, потребуются вентиляторы:

  1. Вытяжные канальные устройства – удобны в работе и доступны. Встроенные регуляторы позволяют менять интенсивность замены воздуха. Оптимальный диаметр – около 160 мм. Но дешевле и проще использовать изделия диаметром 120 мм.
  2. Центробежные – лучше всего работают на вытяжку, но их сложней монтировать. Используют в основном в гаражах, где красят машины.
  3. Вихревые – наиболее подходящие агрегаты для удаления дыма от сварки.

Для обычного гаража самый практичный вариант – вытяжной канальный вентилятор. Это устройство стоит недорого и хорошо выполняет своё предназначение.

Как обеспечить естественный воздухообмен?

Имея свой частный дом, во дворе которого стоит гараж, многие люди проводят там много времени. Пагубное влияние токсичных испарений, а также самой влаги опасно для здоровья человека.

Токсичные испарения, а также сама влага — именно то, что опасно для здоровья человека, проводящего много времени в гараже

Поэтому необходимо создать благоприятные микроклиматические условия. Можно это сделать при помощи естественного воздухообмена. Для его получения следует:

  1. Выбрать места для приточного и вытяжного отверстий. Вытяжку располагают на высоте 15–20 см под потолком, а приток – в диагонально противоположном углу, на расстоянии 15 см от пола.
  2. В приточное окно устанавливается труба, уличный конец которой должен располагаться вертикально. На его конец одевается «зонтик», защищающий от снега и дождя. Такая же процедура выполняется и с вытяжным окном.
  3. Внутри на концы труб устанавливаются декоративные решетки.

Владельцы таких вентиляционных систем советуют следить за состоянием вытяжной и приточной трубы, особенно в период похолоданий и заморозков. Нередко, в их полости образовывается наледь, которая ухудшает тягу. К тому же, если ее не удалить, весной она растает и затопит помещение гаража.

Один из недостатков естественной системы вентиляции – непостоянство тяги. Ведь само проветривание зависит от погодных условий. Поэтому некоторые владельцы гаражей устанавливают на приточное и вытяжное отверстие заслонки, а не декоративные решетки. Они позволяют регулировать скорость воздухообмена по необходимости. К тому же есть возможность даже полностью остановить проветривание.

Зачем вентилировать гараж?

Конечно, гараж – это технический объект, а не жилой, хотя некоторые автовладельцы могут не согласиться с этим утверждением. Если владелец автомобиля проводит в гараже значительную часть своего личного времени, а также использует подвал или сам гараж для хранения продовольственных запасов, тем более необходимо позаботиться о правильном воздухообмене в таком специфическом помещении.
Прежде всего, это высокая концентрация выхлопных газов, паров топлива и других технических жидкостей. Даже кратковременное пребывание в такой атмосфере очень вредно для здоровья человека.

Для поддержания нормальных рабочих условий в гараже, хранящегося оборудования и машин необходима вентиляция, которая постоянно удаляет загрязненный воздух и подает вместо него свежий. Система вентиляции особенно важна в утепленных гаражах, где движение воздуха через конструкцию затруднено теплоизоляцией. Хорошо организованная выхлопная система будет своевременно удалять вредные летучие химические вещества, которые могут нанести вред здоровью владельцев. Вытяжная система гаража необходима для регулярной просушки конструкции, которая из-за разницы внешних и внутренних температур конденсируется в замкнутом пространстве. Система естественной вентиляции гаража. Система воздухообмена для изолированного гаража. Дренаж для владельцев. Вытяжные воздуховоды системы вентиляции

Вторая проблема, связанная с неправильной вентиляцией гаража, – избыточная влажность. Водяной пар скапливается внутри помещения и конденсируется на различных поверхностях, включая автомобиль. В результате резко возрастает риск и скорость коррозии – другими словами, автомобиль ржавеет.

Нередко овощи, консервы, другие продукты питания или вещи, которым не нашлось места в доме или квартире, хранятся в гаражах или погребах под землей. Контакт с влагой и воздействие технических паров не лучшим образом скажется на всех этих изделиях. Однако эту проблему можно решить, просто позаботившись об эффективной вентиляции.


При плохой вентиляции на стенах и потолке гаража могут образовываться капли конденсата. Этот конденсат просачивается в автомобиль и может вызвать коррозию.

Преимущества и недостатки естественного воздухообмена

Зимняя вентиляция в гараже должна обеспечивать достаточный воздухообмен для продления срока службы всех деталей и устройств постройки.

Ежедневно открывать ворота для проветривания на несколько минут, и закрывать их – нецелесообразно и неэффективно. Не всегда гараж находится рядом с частным домом или квартирой его владельца. Поэтому следует позаботиться именно об обустройстве гаража вентиляционной системой.

Самый простой вариант – естественная вентиляция. Ее преимуществами являются:

  • достаточный воздухообмен для продления срока службы строительных материалов, мебели и самого транспортного средства;
  • дешевизна;
  • простота установки;
  • независимость от электросети.

Обустройство помещения такой вентиляцией имеет и свои недостатки. Главный из них – возможность слабой тяги. Особенно часто такое явление появляется в летнее время. В теплые дни, когда температура воздуха на улице становится равной температуре внутри гаража, воздухообмен ухудшается. Иногда, наблюдается и полное отсутствие тяги. А это делает такую вентиляционную систему неэффективной.

Но, такую проблему несложно решить. Усиление тяги в приточно-вытяжном устройстве достигается обычным вентилятором, которые часто используют для туалетов и ванн в частном доме или квартире. Но, сама его установка делает вентиляционную систему комбинированной. То есть, приток воздуха осуществляется естественными силами, а вытягивание обеспечивает вентилятор. Такая схема обладает большим КПД, к тому же покупка вентилятора не будет дорогостоящей.

Утепление крыши гаража

Когда надоедают капли, падающие с потолка гаража при каждом включении обогревателя, автовладельцы задумываются об утеплении потолка.

Самый простой способ утеплить потолок гаража – насыпать на крышу толстый слой кирпичной крошки или керамзита. Эти материалы:

  • отлично впитывают влагу;
  • хорошо высыхают.

Обычно эти сыпучие материалы сверху закрывают рубероидом, который кладут на стяжку, или фанеру (ОСБ). Хватает такой конструкции лет на 10.

Если не портить хорошую крышу из профнастила не хочется, есть вариант приклеить изнутри на монтажную пену листы ЭПП 55мм или другого утеплителя.

Особенности принудительной вентиляционной системы

Принудительная вентиляционная система обеспечивается двумя вентиляторами, установленными на приточное и вытяжное отверстия. То есть, для ее монтаж начинается так же, как и при условии применения естественного проветривания.

Необходимо просверлить сквозные отверстия в стенах, установить в них трубы и защитные элементы от грызунов, птиц и осадков. Но, с внутренней стороны строения устанавливаются 2 вентилятора. Использование такой системы эффективно в больших гаражах, а также при имеющихся в них ямах.

Вариантов обустройства принудительным воздухообменом несколько. Кроме накладных устройств, обеспечивающих хорошее проветривание помещения, также могут использоваться канальные вентиляторы. Они устанавливаются внутрь труб.

Такие системы могут укомплектовываться автоматической системой включения и выключения. К тому же есть возможность дополнительного монтажа нагревательных элементов, которые не дают образовываться наледи в морозные зимние дни.

Одним из самых дорогостоящих, но и эффективных устройств принудительной вентиляционной системы является климатическое оборудование дополнительным обогревом, кондиционированием и фильтрацией воздуха. Но, ее основной недостаток – это дороговизна. Такие устройства часто используются для многоуровневых гаражей, а также к помещениям, пристроенным к домам.

Обустройство механической вентсистемы

Ее главное преимущество в независимости от природных факторов. Основных недостатков два: зависимость от электроэнергии; достаточно высокая стоимость. Приток воздуха и удаление отработанного воздушного объема выполняют центробежные вентиляторы.

В автомобильных боксах устанавливаются следующие системы механической вентиляции:

  • Модульные. Приточно-вытяжной комплекс собирается из нескольких самостоятельных блоков, обеспечивающих закачку и подготовку приточного воздуха, а также отвод загрязненной атмосферы. Такие модули работают независимо, для их совместной работы необходимы управляющие датчики.
  • Моноблочные. Каждый такой блок является завершенным устройством механической вентиляции, он отвечает за приточку и вытяжку одновременно. Среди моноблочных вентиляционных устройств экономичными считаются модели, снабженные рекуперационными пластинами. Рекуперация позволяет минимизировать энергозатраты на обогрев приточного воздуха.

Моноблочную механическую вентиляцию проще установить, подготовив единственное отверстие в стене гаража. Однако снабжающий воздухом комплекс, укомплектованный из необходимых модулей, является более производительным.


Возможность построения комплекса с требуемыми “воздушными” характеристиками – преимущество модульного приточно-вытяжного комплекса (+)

Свежий воздух перед поступлением в воздуховоды фильтруется и, в холодный сезон, нагревается. Его подача в помещение гаража ведется по воздушным каналам через забранные решетками отверстия, проделанные в полу или в стенах практически вровень с полом, а также в стенках смотровой ямы.

Забор отработанного воздуха происходит через вытяжную трубу, в канал которой установлен вентилятор достаточной мощности.

В крупных автобоксах, рассчитанных на несколько машин, вытяжку эффективнее выполнять через воздуховоды и при помощи канальной вентиляционной установки.

Какую выбрать для монтажа своими руками

Основным критерием выбора типа вентиляции для данного подвала под гаражом является площадь помещения.

  • Владельцы небольших гаражей (до 50 кв. м), которые согласны проводить периодические осмотры и чистку труб, могут ограничиться системой естественной вентиляции.
  • Если подвал расположен под большим гаражом, предназначенным для стоянки больших грузовиков и автобусов, его следует оборудовать принудительной вентиляцией, которая обеспечивает воздухообмен с помощью дополнительных вентиляторов или других механических нагнетателей.

Частые ошибки

Несмотря на простоту установки, многие допускают ошибки, в результате которых вентилируемая конструкция работает неправильно, не отводит конденсат или не работает вообще. Самые распространенные ошибки обычно совершаются на этапе установки:

  • Использование простого отверстия в стене вместо вентиляционного канала. Это решение может быть особенно вредным, если в погребе хранятся овощи: нет гарантии, что воздух выйдет из помещения, а не, наоборот, войдет в него, и если это произойдет зимой, продукты замерзнут и их нельзя будет есть. Воздуховоды должны иметь определенное сечение и угол подъема.
  • Если система вентиляции в подвале гаража является системой естественной вентиляции, то ошибкой будет установка труб горизонтально: в этом случае тяга практически исчезает, возобновляясь только с движением наружного воздуха. Если прокладка труб в этом направлении представляется целесообразной, их следует размещать под небольшим углом наклона (до 10-12 градусов). Полностью горизонтальная конструкция будет работать только в том случае, если она оснащена блоком дистилляции с принудительной подачей воздуха.
  • Если выходное отверстие расположено слишком низко, тяга значительно уменьшается. По этой причине рекомендуется прокладывать дымоход над крышей гаража.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]