Почему батареи подтекают при отключении отопления?

Зимой во время отопительного сезона разгерметизация системы происходит крайне редко. Чаще всего это случается во время гидравлических испытаний, когда напор рабочей среды повышается. Слабые или изношенные соединения начинают протекать, иногда при этом на трубах или секциях образуются трещины. Когда из сантехнического прибора начинает капать вода, это тревожный сигнал. Главное знать, что делать, если потекла батарея отопления. Но многие теряются, не понимают, куда звонить, какие меры предпринять. Если не хотите затопить соседей, нужно действовать последовательно и быстро.

Почему течет батарея отопления

Прежде чем выяснять, как устранить течь радиатора между секциями или в другом месте, нужно разобраться в причинах возникающих проблем:

  1. Чугунные радиаторы имеют большой вес и монтируются на прочные крючки. При минимальной погрешности радиаторы проседают под своей массой, а перекос в несколько миллиметров становится причиной образования воздушных карманов. В этих местах начинается коррозия – чугун истончается и через время образуется свищ. Появляется незначительная течь, которую желательно быстро устранить.
  2. В домах с централизованной системой отопления часто происходят гидроудары, из-за которых иногда текут батареи отопления в местах стыков (особенно это касается биметаллических радиаторов).
  3. Чугунные радиаторы внутри шероховатые, поэтому на поверхности задерживается всевозможный мусор и посторонние включения: кусочки металла, ржавый осадок и пр. Постепенно каналы начинают забиваться, а ухудшение циркуляции теплоносителя приводит к риску прорыва или появления течи. Это еще одна из причин, почему текут батареи, как чугунные, так и стальные.
  4. Прокладки и ниппельная резьба – слабые точки отопительных радиаторов, поэтому в этих местах может образоваться течь.

Практика показывает, что течь алюминиевого, стального и другого радиатора появляется не внезапно. Сначала возникают характерные признаки: снижается температура воздуха в помещении, образуется налет на радиаторе, образуются пятна коррозии на поверхности.

Не бездействуйте, обнаруживая эти признаки, а решайте, что делать – батарея уже течет. Если проигнорировать ситуацию, может произойти авария. Также вскоре вы можете обнаружить под радиатором лужицу воды, а уровень влажности в помещении заметно увеличится. Можно самостоятельно заделать течь в радиаторе отопления или обратится к мастерам. Опытный сантехник нашей компании оперативно устранит протечку любого радиатора: алюминиевого, стального, биметаллического, чугунного.

Многих волнует вопрос, если течет батарея кого вызывать? Если проживаете в квартире с центральным отоплением, обратитесь в управляющую компанию или к нам. В остальных случаях можно обойтись без управляющей организации – она вам не поможет.

Потек радиатор. Что делать в юридическом плане

Если у вас потек радиатор отопления, то, разумеется, управляющая компания, сервисная компания, которая обслуживает ваш дом, сделает все возможное, чтобы вы чинили и ремонтировали свою батарею сами. Не надо думать, что чиновники и менеджеры этих организаций слыхом не слыхивали про перечисленные в первой части нашей заметки Постановления правительства РФ и Госстроя. Слыхивали!

Замена радиатора отопления своими руками

Но постараются придумать разные оговорки типа: «Мы обслуживаем до первого вентиля, а остальное всё – ваше!»

Как правило, если вы всерьёз намерены решать вопрос в суде, то нервы у чиновников и менеджеров не выдерживают, и они сдают позиции. Но иногда они могут вас и переиграть. Например, у вас потек кран на батарее. Кто его должен менять? Как правило, в технической документации (особенно если вы живёте в хрущевке или брежневке постройки 60-70-х годов прошлого века) такой кран не значится. Значит, вы его поставили сами, и сами должны о нём радеть.

Причиной протечки крана может быть его разрушение

Сейчас сервисные организаторы даже составляют опись имущества, которое они берут на обслуживание. И, допустим, если вы поменяли старую чугунную батарею на новомодную биметаллическую, то сервисная организация может и не взять ее на обслуживание! Батарея-то действительно ваша! И поставили вы ее наверняка без согласования с ЖЭКом и все остальной коммунальной вертикалью власти!

О том, как правильно выполнять замену батарей в квартире, смотрите следующую статью .

Если вас интересует, где можно приобрести кран для батареи отопления, читайте статью по адресу: https://remontspravka.com/gde-kupit-ekran-dlya-batarei/

Замену батарей в многоквартирном доме надо согласовывать точно также, как и любую другую переделку общего имущества: устройство дополнительных дверей в капитальных стенах, вынос отопления на остекленную лоджию и т.п. То есть, составлять план, заказывать технический проект в сертифицированной организации и т.д.

В общем, мороки не оберешься. Поэтому в России в целом и в Москве в частности, если потек радиатор отопления, «что делать?» граждане не спрашивают, а идут в магазин, покупают за свои кровные новый радиатор, конспиративно дают на лапу сантехнику, чтобы он этот радиатор поставил, и сами следят за тем, чтобы он не тёк.

Электрический масляный радиатор тоже может протечь

Коли уж речь зашла на столь щекотливую тему, то грех будет не ответить на вопрос: «Что делать, если потек масляный радиатор ?»

Речь идёт, конечно, об интерьерном электрическом обогревателе. а не об автомобильном радиаторе охлаждения.

Опять: есть два варианта.

1. Радиатор течет по месту присоединения ТЭНа. Причина — вышла из строя прокладка. Можно поменять ее, но попробуйте найти вам нужную! Даже в фирменных центрах обслуживания не всегда бывает.

Второй вариант – замазать место протечки высокотемпературным маслостойким герметиком. Такие продаются в магазинах запчастей, используются для ремонта автомобильных радиаторов.

Починка масляного радиатора

2. Радиатор течет «по рёбрам» конвектора. Причина – разгерметизация устройства. Обычно – результат падения. Надо выбрасывать. В домашних условиях не починить, а в мастерской запросят столько, что дешевле будет новый радиатор купить.

Часто задаваемые вопросы

У домовладельцев возникают одни и те же вопросы по решению таких проблем.

Часто интересует следующее:

  • куда обращаться, если потекла батарея;
  • что делать, если нет возможности перекрыть воду;
  • кто виноват, если затопило соседей.

Куда обращаться, если потекла батарея отопления?

Владельцам квартир многоэтажных домов есть смысл вызвать сантехника, обратившись в службу ЖКХ, ТСЖ или управляющую компанию. Телефоны аварийных служб должны быть вывешены в подъездах. Есть вариант вызвать сотрудника частной фирмы, оказывающей подобные услуги. В частном доме с проблемой придется справляться самому.

Как устранить течь батареи отопления, не перекрывая воду?

Если причиной течи служит трещина на трубе, ее можно замотать резиной и затянуть сверху любым хомутом или проволокой. Если это небольшая раковина, то необходимо взять саморез по металлу с резиновой шайбой и ввернуть его шуруповертом. Эти меры действенны только при низком давлении в контуре. После манипуляции нужно включить насос и убедиться, что отремонтированное место выдерживает давление воды в системе.

Когда подтекают радиаторы в малодоступном месте и течь маленькая, то следует добавлять в расширительный бачок горчицу. Под капающий узел подставляете емкость, увеличиваете температуру воды в системе. Горчичный порошок, как жидкий герметик, добравшись до места протечки, закроет ее. В продаже имеются уже готовые жидкие герметики, как раз для таких случаев. Добавляете их в систему, и все мелкие протечки перестанут вас беспокоить.

Кто виноват, если прорвало трубу отопления и затопили соседей?

У хозяина квартиры при прорыве горячей воды, которая хлещет во все стороны, возникает паника. Пока добежишь до крана, зальет весь пол. А пол помещения служит потолком для соседей снизу. Локализовать протечку можно, накинув на место прорыва любую плотную тряпку. Вода по ней станет стекать вниз, куда подставляете тазик. Это даст время перекрыть воду и выключить насос, если таковой имеется.

Когда в вашей квартире централизованное отопление, тут алгоритм действий другой.

Прорыв в системе отопления может случиться в любое время года. Управляющая компания должна проводить технические испытания труб перед отопительным сезоном. Для этого их проверяют, подавая высокое давление. Об этом должны предупреждать жильцов. Если прорыв произошел в результате такой процедуры, то действия следующие:

  1. Если в момент прорыва вы дома, то перекрыть воду.
  2. Позвонить по контактному телефону в управляющую компанию и сообщить о случившемся.
  3. Зафиксировать на фото или видео:
      место повреждения (прорыва);
  4. последствия затопления: испорченное имущество в своей квартире;
  5. поврежденную собственность и вещи соседей.
  6. Добиться составления акта.

Порой граждане думают, что лучше установить кондиционеры и включать их на обогрев, чем возмещать ущерб соседям. Кондиционеры не рассчитаны на работу при морозе более -4°С. Замерзает конденсат в сливной трубе, страдает внешний блок, и прибор может выйти из строя. Лучше всего, если есть возможность, установить индивидуальное отопление. При этом надо заменить металлические трубы пластиковыми и установить алюминиевые радиаторы.

Скорая помощь для протекающего радиатора

Данная статья станет полезной не только для тех, кто столкнулся с вопросом как устранить течь радиатора отопления. Поскольку ситуация житейская, а сантехническое оборудование имеет свойство изнашиваться (особенно в старых домах), то знать стратегию действий в случае обнаружения протечки нужно каждому. Течет батарея, что делать? – ответ на это вопрос будет исчерпывающим.

Важно понимать, что протечки бывают разными по сложности и по локализации, и в случае настоящего горячего потопа следует немедленно вызвать аварийную службу, позвонив в диспетчерскую

Прежде чем приступить к ликвидации аварии, необходимо знать о мерах предосторожности

Здоровье важнее имущества

Когда течет батарея что делать важно знать ровно на столько же, на сколько – чего не делать!

  • Если горячая вода хлещет во все стороны – забыть о имуществе и в первую очередь принять меры безопасности, дабы уберечь себя и близких от термических ожогов. Ремонт, вещи, техника не самое главное.
  • Набросить на течь одеяло, предпочтительно ватное. Либо же нечто, что сможет некоторое время впитывать воду и препятствовать ее разбрызгиванию.
  • Не увлекаться подстраховкой в виде ведер, тазиков и тряпок – эта временная мера может перестать быть эффективной в любой момент, особенное если начнется аварийное затопление. Количество воды в чугунной батарее достаточно большое.
  • Не рассчитывать на миф о том, что течь может самоустранится, прикипеть и зарасти ржавчиной.
  • Обнаруженную перед сном или перед работой течь в батарее отопления, пускай даже минимальную, ни в коем случае нельзя оставлять без внимания. Простой обыватель вряд ли способен на глаз оценить масштабы аварии и разрушения механизма: течь может не расширяться неделями, а может и превратиться в потоп за пару часов
  • Постараться перекрыть подачу теплоносителя в батареи. Вентиль для этой процедуры обычно находится в подвальном помещении дома.
  • В случае аварийного затопления, после перекрытия воды в стояке ничего лучше нельзя придумать, кроме как слить воду с батарей. В таком случае устранение поломки будет быстрым и безопасным.


Вариант собрать воду

Протекает соединение труб

Устранить течь в местах соединения труб можно все теми же самодельными или заводскими хомутами. Если есть разница в диаметре, можно сначала подмотать резиновую ленту, а затем сделать или надеть хомут.

Если соединение резьбовое и капает из-под подмотки, можно на паклю налить спирта, а потом намазать клеем БФ. Он спирторастворимый. Попав на проспиртованную паклю, он разжижается и может затечь внутрь соединения. Потом, когда спирт испариться, клей засохнет, «капель» прекратиться. Но это метод работает, только если у вас именно «капель», а не «фонтан». И еще: такое обработанное соединение потом разобрать очень непросто.

Если есть возможность остановить систему или отключить радиатор (если течь в месте соединения с ним), лучше перепаковать резьбовое соединение. Для этого аккуратно и медленно раскручиваете гайку (контргайку). Ее нужно то отворачивать, то заворачивать. Не прилагайте значительных усилий — велик шанс сломать, и тогда точно придется останавливать систему и все переделывать. Окрутив гайку, снимаете всю паклю или фум-ленту, убираете остатки герметика, в общем, тщательно очищаете резьбу. Протираете ее до чистого состояния, можно обработать обезжиривателем (ацетоном или чистым бензином).

Если течет под контргайкой, ее можно перепаковать

Обратите внимание, что никаких излишков пакли — только немного, а сверху пасту. Берете подмотку и пасту (герметик), наматываете лен и подмазываете все пастой. Теперь можно закручивать

Сначала рукой, потом ключом. Но тут тоже работать нужно аккуратно: сорвать резьбу очень легко. Потому ключ держите не за край, а посередине — так проще рассчитывать усилия. С количеством пакли тоже не перестарайтесь. Если чугуну в принципе, без разницы, сколько подмотки вы накрутите то алюминиевые и биметаллические, а также стальный от большого количества могут треснуть. В коллекторе сначала появляется микротрещина, в которую просачивается вода. Металл разъедает, краска вздувается, секция (или весь радиатор) испорчена

Теперь можно закручивать. Сначала рукой, потом ключом. Но тут тоже работать нужно аккуратно: сорвать резьбу очень легко. Потому ключ держите не за край, а посередине — так проще рассчитывать усилия. С количеством пакли тоже не перестарайтесь. Если чугуну в принципе, без разницы, сколько подмотки вы накрутите то алюминиевые и биметаллические, а также стальный от большого количества могут треснуть. В коллекторе сначала появляется микротрещина, в которую просачивается вода. Металл разъедает, краска вздувается, секция (или весь радиатор) испорчена

Берете подмотку и пасту (герметик), наматываете лен и подмазываете все пастой. Теперь можно закручивать. Сначала рукой, потом ключом. Но тут тоже работать нужно аккуратно: сорвать резьбу очень легко. Потому ключ держите не за край, а посередине — так проще рассчитывать усилия. С количеством пакли тоже не перестарайтесь. Если чугуну в принципе, без разницы, сколько подмотки вы накрутите то алюминиевые и биметаллические, а также стальный от большого количества могут треснуть. В коллекторе сначала появляется микротрещина, в которую просачивается вода. Металл разъедает, краска вздувается, секция (или весь радиатор) испорчена.

Но это все в тех случаях, когда течет резьбовое соединение. Если потек фитинг под пресс (металлопластиковые трубы ), можно попытаться его просто поджать. В случае с медными трубами пройдет вариант только с пайкой. При течи в месте стыка полипропиленовых труб вариант тоже только один — вырезать поврежденный кусок и приварить новый.

Не важно что вы используете. Важен результат

Возможность проведения ремонта

При протекании радиатора охлаждения с небольшой трещиной неисправность можно устранить своими руками. Но если течь возникла в месте соединения пластикового патрубка и самого радиатора, то такую неисправность уже не устранить. Временно при невозможности быстрой покупки нового радиатора, можно использовать герметик или эпоксидный клей.

Если имеется несколько или одна небольшая трещина, по которой тосол протекает по несколько капель, то можно быстро добиться результата специальным герметиком. Его следует залить в систему охлаждения. Составными компонентами являются вещества, затягивающие маленькие трещины, и создающие герметичность корпуса радиатора. После этого можно ездить на автомобиле, так как для начала действия герметика необходимо некоторое время, после чего течь должна прекратиться.

Многие владельцы автомобилей не знают, что предпринять, если потек радиатор из-за коррозии. При этом герметики бесполезны, и радиатор ремонтируется только пайкой. Это довольно сложный процесс, и производится только при наличии большого опыта и специального оборудования. Также сложно сделать ремонт радиатора при механических повреждениях. Иногда для этого применяется аргонная сварка.

При производстве самостоятельной работы с радиатором в первый раз, нужно готовиться к переделке работы. На внешний вид нельзя сразу найти все трещины на радиаторе. Это можно увидеть только при его установке и запуске мотора. Если через 30 минут холостого хода течь не показалась, то это означает, что достигнут хороший результат. При появлении течи работу следует начинать с самого начала.

Виды протечек

Каждое соединение частей представляет собой потенциальную угрозу возможной разгерметизации.

Примите к сведению: протечкой является выход теплоносителя из отопительной системы из-за повреждения в одном из элементов.

В зависимости от типа используемых соединительных элементов, можно выделить несколько видов протечек, которые характерны для отопительных батарей:

  • протечка, появившаяся в результате трещины на секции батареи;
  • повреждение герметичности магистральных труб, которые соединяют основной стояк с батарей;
  • протечки в межсекционных соединениях отопительного радиатора;
  • разгерметизация соединения между радиатором и трубами.

Каждую из видов протечек нужно устранять, используя для этого определенные способы ремонта.

Между секциями батареи

Если течь появилась между секциями — это значит резиновая или паронитовая прокладка стала неэластичной и/или ее разъел теплоноситель. Есть еще одна возможная причина — коррозия «съела» ниппель. В любом случае для капитального ремонта требуется разобрать отопительный прибор на секции и поменять испорченную деталь.

Если отопление не работает или радиатор можно отключить без останова системы, его снимают, разбирают, удаляют старые прокладки, ставят новые и собирают снова. Как собрать/разобрать батарею читайте тут.

Если нет, можно временно заклеить или закрыть течь. С алюминиевыми или биметаллическими радиаторами этот фокус выполнить очень сложно — расстояние между секций очень уж маленькое. А с чугунными типа МС-140 это проделать реально.

Сначала нужно зачистить место течи

Сначала нужно зачистить место, где подтекает теплоноситель: снять все до металла. Там где есть доступ, снимаем шпателем или щеткой с металлической щетиной. Где доступа нет, берем металлический трос и обдираем с его помощью. Пропускаем его вокруг коллектора в том месте, где требуется обработка, и тянем то за один, то за другой конец. Через некоторое время все, что может отлететь, отлетает.

На зачищенную поверхность будем укладывать тот же состав, что при изоляции труб: эпоксидная смола и металлический порошок или «холодная сварка». Только полосы ткани нужны более узкие и длинные. Протираете насухо и начисто, наносите состав, оборачиваете тканью, еще намазываете клеем, еще виток. Так 4-5 витков. Верхний не мажьте. Для надежности можно стянуть поверху хомутом.

Если есть готовая железная замазка, можно наложить ее (или сделать). Тогда хватит 3-4 витков ткани, промазанной составом. Самый простой рецепт, который подойдет для устранения течи в чугунной батарее: к свинцовому сурику добавить олифы, растереть, чтобы получилась кашица. Ее и накладывать между секциями. Если есть свинцовые белила — смешайте с суриком, добавьте олифу. Консистенция та же: кашица.

В любом случае подобный ремонт радиатора — только временная мера. После окончания сезона отопления необходима перепаковка.

Главные виды поломок батарей отопления

Коррозия металла – самая частая причина появления течи

Чтобы грамотно и надежно устранить течь в трубе или в радиаторе, нужно знать и хорошо разбираться в природе возникновений такого явления.

Образование щелей и отверстий происходит по следующим причинам:

  • коррозия металла, возникающая при контакте черного железа с кислородом, присутствующим в воздухе и воде;
  • применение некачественного материала при сборке конструкции;
  • гидроудары, последствием которых является появление трещин;
  • износ прокладок, установленных на стыках и в местах резьбовых соединений;
  • механическое повреждение, связанное с сильным ударом твердым предметом во время ремонта или перемещения бытовой техники;
  • нарушение технологии сборки и сварочных работ во время установки.

В местах резьбовых соединений причиной течи являются прохудившиеся прокладки из резины

Все эти предпосылки приводят к появлению поломок такого характера:

  • Щели в радиаторе. Такие неисправности являются самыми неприятными, так как проявляются в сложных, иногда недоступных местах. Иногда водой покрывается несколько ребер или все изделие. Чаще всего течет батарея отопления в месте стыков секций. Возникает это из-за усыхания прокладки или повышенного давления в трубопроводе. Реже образовываются дырки в корпусе. Причина этого кроется в производственном браке, выявить который на этапе монтажа невозможно, так как дефект проявляется через время.
  • Сквозные трещины в трубах. Являются следствием некачественной сварки или фабричного брака. Чаще всего возникают на швах обвязочных труб, в местах их стыка между собой и со стояком. Часто проблема возникает из-за электролитической коррозии, когда владельцы недвижимости замыкают на контур отопления ноль или землю от бытовых приборов.
  • Перемерзание или перегрев трубопровода. Частая проблема для загородных домов и дач, иногда возникающая и в городском секторе. Расширяясь при замерзании, вода разрывает металл, оставляя на нем трещины различной ширины и протяженности. Их можно сразу не заметить, но при оттаивании воды дефект сразу проявится. При перегревании происходит тепловое расширение железа. Если коммуникациям некуда двигаться, в слабых местах они разрушаются, лопаются или трескаются.
  • Трещины в стыках батарей и труб. Протечка возникает из-за нарушения герметичности соединения. Чаще всего причиной является коррозия металла, как следствие сварочного соединения. Иногда дырка образуется из-за неопытности или небрежности мастера, оставившего тонкий слой металла на швах. Проблема протечки может быть в неправильном выборе места установки несущих анкеров, когда из-за перекоса возникают механические напряжения. Часто течет труба после того, как на нее становились люди или подвешивались тяжелые предметы.

Временное решение

Итак, если из любого места вашего радиатора тонкой струйкой бежит вода, и у вас нет возможности остановить подачу теплоносителя, то можно постараться перекрыть поврежденное место так, чтобы предотвратить дальнейшие неприятности. Для этого вам понадобится что-нибудь резиновое: например, старый резиновый сапог, камера от велосипедного или автомобильного колеса, бытовая или медицинская перчатка — в общем, что угодно, лишь бы оно было сделано из резины.

Алгоритм действий несложен.

  1. Нарежьте резиновое изделие на полоски. Чем они длиннее, тем лучше. Ширина каждой полосы должна быть такой, чтобы можно было полностью перекрыть место протечки.
  2. Теперь полученными полосами вам нужно обмотать поврежденный участок. Начинайте процесс рядом с тем местом, откуда течет вода, постепенно продвигаясь к нему. Витки при этом должны слегка заходить друг на друга. Наматывать резину необходимо максимально туго — чем плотнее прилегание полос, тем надежнее будет эффект.
  3. После того как намотка произведена, ее нужно зафиксировать. Для этого сделайте обвязку с помощью тканевого жгута — его нужно размещать поверх протекающего места. Вместо ткани можно использовать крепкую проволоку, при этом ее нужно наматывать так же, как резину, витками по всей ширине изначальной обмотки. Также подойдет и автомобильный хомут — это вообще довольно полезная штука, которая может неоднократно пригодиться в хозяйстве, поэтому рекомендуется приобрести их побольше, на будущее. Еще один вариант для закрепления заплатки — полоска из жести. Ее можно стянуть поверх резины с помощью болтов.

Конечно, такое решение является лишь временным. В идеале, после устранения течи подобным образом все же желательно вызвать аварийную службу, чтобы не рисковать. Но во многих случаях такая резиновая заплатка помогает дотянуть до завершения отопительного сезона, а там уже можно спокойно заняться более глобальным ремонтом или заменой батареи.

Можно еще больше упростить себе жизнь, если приобрести для устранения подобных неприятностей специальные сантехнические хомуты. Они предназначены именно для ремонта труб. Такой хомут представляет собой металлическое изделие, ко внутренней стенке которого прикреплена резина. То есть, по сути, это та же самая заплатка, описанная выше, но ее применение гораздо удобнее — устранение протечки займет примерно минуту.

Если данное решение не сработало, и теплоноситель все так же продолжает просачиваться из-под заплатки, то необходимо все же либо вызывать аварийную бригаду, либо, при наличии возможности, самостоятельно останавливать отопительную систему и приступать к серьезному ремонту. Для устранения течи существует несколько способов. Самый простой из них — заклеивание.

Это интересно: Как выбрать мебель для ванной

Причины холодных радиаторов

Особенно, если речь идет о городской квартире, обеспечением тепла в которой должна заниматься служба ЖЭС или другой уполномоченный орган, проверяющий подготовленность всей системы к отопительному сезону. Ну, а в случае частного дома решение проблем ложиться на ваши плечи. При желании можно обратиться в компанию евролюкс групп, данная компания произведет все работы быстро и не дорого.

И тут важно понять основные причины и отдельно взятые проблемы, которые необходимо будет устранить, для того, чтобы батареи отдавали максимальное количество тепла. Совет: если вы вызвали сантехника на дом, проверьте только ли одна батарея холодная, или подобная проблема возникла во всей квартире, стояке или подъезде

Для этого опросите соседей, чтобы специалисту легче было установить возможную причину неполадок и быстрее отремонтировать систему.

Совет: если вы вызвали сантехника на дом, проверьте только ли одна батарея холодная, или подобная проблема возникла во всей квартире, стояке или подъезде. Для этого опросите соседей, чтобы специалисту легче было установить возможную причину неполадок и быстрее отремонтировать систему.

  • присутствие воздушных пробок в отопительной системе;
  • технический засор отдельно взятой батареи;
  • неверно выполненное подключение каждого из элементов и всей системы в целом.

Данные критерии могут повлиять на работу как отдельно взятой батареи, так и общей системы. Только после устранения указанных проблем можно будет говорить о полной функциональной работе отопительной системы в каждой комнате.

Рассмотрим каждую причину в отдельности.

Воздушные пробки

Пробки могут возникать за счет появления излишнего количества воздуха в процессе эксплуатации радиаторов. При этом, если речь идет о городском доме, то, как правило, страдают верхние этажи многоэтажек.

Но данную проблему можно легко устранить. Для этого в современных батареях устанавливаются в верхней части специальные вентили, которые позволяют удалить накопившийся воздух, восстанавливая работу системы.

Важно знать: все эти процедуры должны выполняться без наличия высокого давления и горячей воды или реагента в системе, во избежание получения ожогов.

Засор системы обогрева

Чтобы осуществить промывку качественно и быстро, придерживайтесь следующих рекомендаций:

  • отодвинуть мебель, снять шторы, пол накрыть целлофаном или тканью во избежание порчи;
  • перекрыть подачу теплоносителя с помощью запорного клапана. Если он не установлен, но снять батарею, открутить её и вылить жидкость в таз;
  • чтобы прочистить радиатор, его нужно перенести в ванну, на дно которой рекомендуется подложить деревянный настил;
  • с помощью ключа открутить торцевые футорки, дать вытечь грязной жидкости из батареи в ванну;
  • под давлением залить воду из шланга внутрь батареи;
  • если образовался кристаллический засор, то следует провести очистку, используя специальный реагент. За счет использования химической формулы и качественного давления в системе можно удалить имеющиеся проблемные участки накипи и коррозии и получить вновь теплые и полноценно функционирующие батареи. Так же можно применить 70% раствор уксуса с водой;
  • залить реагент или раствор уксуса в батарею, закрыть футорки и дать настояться в течение 2 часов;
  • промыть батарею внутри под напором воды и снаружи, протереть насухо батарею и установить на кронштейн.

Иногда такие действия не помогают и приходится покупать новую батарею.

Ошибки подключения

Это не позволяет батарее набрать максимальное тепло, и верхние участки могут оставаться холодными. В таком случае требуется переустановить элементы подключения и пустить тепло по верхнему участку подводящих труб и соединений.

Действия при протечке

Когда срочные меры не дают положительного результата, нужно сливать воду из системы и делать качественный ремонт поврежденного участка.

Для этого:

  • перекрываете кран на стояке, предупредив соседей, если это общий вентиль;
  • сливаете воду из системы.

Узел возле стояка

Одно из распространенных повреждений — это место соединения стояка и трубы. Протекание на этом участке может происходить от плохой герметизации стыка. Возможно, при присоединении трубы на резьбу мало уложили подмотки или недотянули контргайку.

Соединение нужно разбирать и скручивать заново. Используйте для подмотки ФУМ ленту или уплотнительную нить. Контргайку желательно заменить. Если течет сварной шов, то воду из стояка нужно слить и сделать шов заново. Для этого необходимо привлечь сварщика.

Секции радиатора

Секции радиаторов стягиваются между собой. В местах их стыковки стоят резиновые прокладки. Со временем стяжка может ослабнуть, или прокладки приходят в негодность. Вода прокладывает себе дорогу в местах стыковки секций. Сначала при помощи разводных ключей следует подтянуть соединение, не снимая радиатор.

Если не помогло, то неисправную батарею демонтируете. Перекрываете подачу воды, сливаете воду из системы и откручиваете радиатор. Разбираете на элементы, ставите новые прокладки. Очищаете секции от шлаков. Собираете заново и устанавливаете.

Вход в батарею

Потекла теплая вода там, где труба входит в батарею. Это резьбовое соединение, состоящее из сгона, муфты и контргайки. Эти элементы изготавливаются отдельно и порой не из качественного металла. К тому же если батарея чугунная и плохо закреплена на кронштейнах, она создает давление, которое деформирует со временем место соединения.

Этот узел подлежит замене однозначно. Бывает, что открутить проржавевшие детали не получается, тогда их прогревают газовой горелкой

Эту операцию проводят с особой осторожностью, приготовив средства пожаротушения и огородив место работы защитными экранами из негорючих материалов

Ребро батареи

При образовании трещины на доступном участке ребра батареи можно временно ее нейтрализовать. Существуют 2 вида сварки батарей отопления: горячая и холодная.

Если регистры батареи металлические, то горячая сварка может помочь в устранении течи. Если же они алюминиевые или чугунные, то о ней можно забыть. В данном случае поможет холодная сварка. Для этого нужна высокотемпературная, водостойкая пластичная масса, которая вступает в химическую реакцию с такими металлами.

Тщательно нужно зачищать, обезжиривать и просушивать место для сварки. Разминаете вещество до однородного состава, наносите небольшим слоем и даете застыть. Такие сварки, как ABRO STEEL или POXIPOL, отлично справляются со своей задачей. Ассортимент подобных клеев широк. Можно подобрать сварку для материала, из которого изготовлен радиатор.

Кран или стык

Когда источником протекания служит кран, то он подлежит замене. Если кран давно не эксплуатировался, то он забивается отложениями и не выполняет своей задачи. Однако сдвинутая с места его поворотная часть тоже может потечь. Выбирая новое запорное устройство, отдавайте предпочтения шаровым кранам из цветного металла.

Течь на стыках можно устранить, обмотав место повреждения бинтом, смоченным в солевом растворе. После высыхания сверху утянуть бинтом, пропитанным смесью гипса с цементом.

Современная промышленность потребителям для этой цели предлагает пластинчатый клей. Следует обернуть готовой полоской место протечки. При контакте с воздухом полимер застывает и устраняет проблему. Используя силиконовые герметики для устранения протечек на стыках или резьбовых соединениях крана, выбирайте нейтральные составы. Герметик на кислотной основе может способствовать последующей коррозии металла.

Кто виноват и куда звонить

Если потекла батарея отопления, то, во-первых, надо присмотреться, откуда течет, и подставить тазик.


Под место протечки надо поставить емкость для сбора теплоносителя

Второй вопрос, который возникает у гражданина после того, как он убедиться, что у него потекла батарея: «Куда звонить?»

Звонить надо в ЖЭК или другую обслуживающую компанию. Скорее всего, вам пообещают немедленно отключить дефектный радиатор и поставят в очередь на ремонт или замену батареи. Дело в том, что, согласно действующему законодательству, а если говорить конкретно, то Постановлению Госстроя РФ № 170 «Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» от 27.09.2003 г. и Постановлению Правительства РФ № 491 от 13.08.2007 г., домовая система отопления, включая радиаторы – это общее имущество дома.


Сантехник обслуживает батарею отопления

Поэтому, даже если потекла батарея в приватизированной квартире, ее ремонт или замена должны осуществляться за счет тех ежемесячных взносов, которые вы платите на содержание вашего дома. Не принимайте никаких отговорок типа: «Ваша квартира, у вас потекла батарея, кто должен менять, если не вы?» За неисполнение вышеуказанных постановлений можно привлечь руководителей ЖКХ к административной, а то и к уголовной ответственности.

Но это в теории. А на практике – взносы взымаются, но пришедший из ЖЭКа сантехник отключит от теплоснабжения не одну батарею (если она снабжена краном, то отключить ее вы можете и сами), а всю вашу квартиру. А очередь на замену батареи или ее ремонт может длиться месяцами. В отопительный сезон, когда и протекают батареи, вас такой вариант вряд ли устроит.

Требуется ли плановое обслуживание?

В межсезонный период, когда отопление не включают, необходимо проводить обслуживание систем обогрева. Периодически сливать воду и промывать контур и котел реагентами с ингибиторами коррозии. Залитая в систему на 40 и более минут, специальная жидкость избавит контур от шлаков, солей, коррозии и других отложений. После очистки необходимо промыть систему проточной водой и заправить. Если в отопительный сезон происходили мелкие ремонты и устранения течи, самое время заменить испорченные элементы.

Ликвидация свища

Для любой поломки есть ряд причин, ей сопутствующих. Свищ на трубах системы обогрева или на радиаторе – не исключение. Если на элементах теплосети появилось небольшое коричневое пятнышко, не следует думать, что это сходит краска. На самом деле, это начало, зачастую необратимого процесса, но зная, как заделать свищ в чугунной батарее, можно остановить разрушение и продлить срок ее эксплуатации. Причины появления коррозии:

  • С учетом частых повышений стоимости коммунальных услуг, некоторые умельцы лукавят и ради экономии электроэнергии подключают нулевой кабель к отопительному контуру. Токи, которые начинают свое «путешествие» по трубам посредством теплоносителя, как раз и вызывают образование коррозии. Определить нечестного соседа можно, если свищей несколько, и они появляются с определенной регулярностью. Спасти ситуацию поможет звонок в соответствующую службу с целью выявления нарушителя, и ремонт чугунных батарей своими руками.
  • Слишком повышенная кислотность воды способна навредить даже к терпимому к коррозии чугуну.
  • Истек срок годности батарей или отложения на их стенках повредили металл. В этом случае, даже небольшой свищ или трещина под воздействием напора воды может привести к тому, что батарея лопнет и из нее потечет поток горячей воды.

Любой из вариантов, требует срочного вмешательства. Если только слегка течет чугунная батарея, то можно обойтись без отключения контура и ее демонтажа. Спасти ситуацию сможет хомут. Если вода лишь капает, то подойдет односторонняя накладка, но если бежит тонкой стрункой, то лучше не рисковать и использовать двухсторонний зажим.

В том случае, если теплоноситель разорвал место, где находился свищ, сразу возникает вопрос, можно ли заварить чугунную батарею. Как правило, экстренной помощью становится холодная сварка, но даже если она восстановила герметичность, необходимо вызвать мастеров из теплосети, чтобы они проверили состояние отопительной системы.

Самые распространенные неполадки и их признаки

Хотя чугун отлично переносит несовершенство теплоносителя центрального отопления, а батареи из него имеют достаточно широкие каналы, чтобы в них не скапливался мусор, проблемы могут возникнуть даже у них. И это при том, что этому металлу нет износа. Виновниками того, что лопнула чугунная батарея или в ее стенках появился свищ, могут быть следующие факторы:

  • Всем известен большой вес радиаторов из этого металла. Если при монтаже конструкции были использованы не достаточно крепкие кронштейны, или их оказалось мало, со временем она может просесть под своим весом и наклониться. Даже незначительное отклонение всего на пару миллиметров снизит эффективность работы устройства, а если перекос не исправить, то спустя несколько лет в месте, где теплоноситель отсутствует, появится коррозия. Вначале она будет выглядеть как небольшое коричневое пятнышко, которое будет расти с каждым отопительным сезоном, пока на его месте не образуется свищ.
  • Репутация «долгожителей» свойственна как старым, так и новым моделям чугунных радиаторов, но при условии, что они монтированы в контур многоквартирного здания не выше шести этажей. Если теплосеть надежная и не «грешит» сильными гидроударами, то их можно устанавливать и в девятиэтажных домах. В противном случае, под сильным напором воды чугунная батарея может дать течь на стыках соединений секций. В том случае, если во время отопительного сезона потекла чугунная батарея, чем заделать ее нужно знать заранее. Сегодня существует масса герметиков, которые помогут «продержаться» устройству до теплых дней.
  • Внутреннее устройство отечественных батарей таково, что чугун, из которого они выплавлены, имеет шероховатости, которые полностью отсутствуют в импортных аналогах. Именно поэтому на стенках со временем откладывается много мусора, которым наполнена вода в теплосети. Взвеси, частицы ржавчины и металлов, все это оседает и делает широкий канал узким настолько, что он уже не способен пропускать беспрепятственно теплоноситель под большим напором. В этом случае конструкция может лопнуть в любом месте, и тогда придется срочно решать, как устранить течь в чугунной батарее.
  • Прокладки и резьба ниппелей – это слабое «звено» отопительных приборов. Если у чугуна нет срока давности, то этого не скажешь про детали, из которых состоит батарея. Чтобы не доводить ситуацию до того, что потребуется ремонт чугунной батареи, места соединений нужно проверять после каждого отопительного сезона и периодически менять на них прокладки.

Как показывает практика, чаще всего о том, что с системой отопления что-то не так становится известно, когда уже требуется ремонт чугунных радиаторов. Чтобы узнать о проблеме заранее, нужно прислушиваться к «сигналам о помощи», которые указывают на наличие дефектов.

Устройство чугунных радиаторов

Этот вид отопительных приборов состоит из секций. Модели старого типа даже сегодня выпускаются в виде «гармошек», тогда как новое поколение имеет плоскую внешнюю панель, обеспечивающую лучший прогрев всей ее площади.
При работе эти устройства используют два типа отдачи тепла:

  1. Излучение, или как его называют профессионалы, радиация составляет до 25-30% тепла. Оно не просто нагревает воздух, а передается ближайшим предметам, обеспечивая более качественный прогрев помещения.
  2. Конвекция, производимая батареей отопления, обеспечивает постоянное перемещение воздушных масс по комнате, и составляет порядка 75% теплоотдачи.

Устройство чугунной батареи, несмотря на все внешние изменения, осталось прежним. Она состоит из секций, оснащенных:

  • заглушками;
  • запорными устройствами;
  • пробками;
  • хвостовиком и терморегулятором;
  • контргайками;
  • ниппелями и прокладками.

Каким бы ни был чугун крепким, но даже у него есть свои пределы. Как правило, срок службы чугунных радиаторов составляет 25-30 лет, а при должном уходе и оптимальных условиях работы они могут работать без перебоя от 50 до 100 лет.

Этого не скажешь о деталях, которые скрепляют секции друг с другом, например, о прокладках. При частых гидроударах они могут «раскачаться» или потрескаться от времени. В этом случае появляется течь между секциями чугунной батареи, которая, если не устранить ее вовремя, может стать причиной серьезной аварии и угрозой для здоровья и жизни человека.

Чтобы этого избежать, нужно проверять состояние чугунных радиаторов после окончания отопительного сезона. При этом можно обнаружить совершенно разные неполадки в отопительной системе.

Читайте у нас на сайте другую полезную информацию о чугунных батареях:

Наладка системы отопления

После заполнения системы нужно пройти по всем радиаторам и спустить воздух через краны Маевского: открываем кран Маевского, сперва выходит воздух, потом кран «плюётся» воздухом с водой… когда потекла только вода, значит, радиатор водой заполнился, кран Маевского закрываем. И так по всем радиаторам.

Скорей всего давление после манипуляций с радиаторами упадёт, поэтому вновь подпитываем систему до рабочего давления. Если есть второй этаж, таким же образом спускаем воздух из его радиаторов. И — подпитываем систему до рабочего давления.

Стравливаем воздух из циркуляционного насоса. У насоса есть винт, его нужно приоткрутить отвёрткой с широким шлицем. Сначала, как из радиаторов, будет выходить воздух, а потом тонкой струйкой вода. После этого винт закрутить. Проверить давление, при необходимости долить теплоноситель.

Запускаем насос.

Важно! Прежде чем идти дальше, прислушайтесь, работает ли насос. Бывает, что он не работает, потому что закис его ротор

Выключаем насос и исправляем, для чего нужно: 1) выкрутить винт в центре двигателя насоса; 2) внутри, на торце ротора, есть шлиц, в него вставляем отвёртку и поворачиваем ротор; 3) вкручиваем винт на место. Снова всключем насос, он просто обязан теперь работать.

На 10-15 минут. Причём, после 1…2 минут работы снова приоткручиваем винт на насосе, если идёт вода – всё в порядке. При включении насоса будет слышно, что из воздухоотводчиков опять пошёл воздух, это тоже нормально. И давление упадёт, а мы систему подпитаем до нужных нам 1.5 атм.

Пока насос работает, проходим по всем кранам Маевского и проверяем наличие\отсутствие воздуха в радиаторах. И снова питаем систему до нужного давления.

Теперь верим (пока только верим), что система теплоносителем заполнена полностью (но не очень обольщаемся, воздух может выходить из системы ещё до 3-х недель и даже до месяца, особенно, если имеет место водяной теплый пол; из тёплых полов воздух выходить будет сам через воздухоотводчики на коллекторах).

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]